Диссертация (1173868), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Разная национальная практикапорождает потенциальные трудности для поставщиков товаров, работ или услугиз других государств-членов Европейского Союза. Например, сообщения опроведении конкурса не всегда публиковались в открытых источниках (в рядегосударств даже на законодательном уровне допускалось не публиковатьсообщения о тендерах в области безопасности и обороны), а если ипубликовались, то исключительно в национальных изданиях. При этомсодержание, объем информации, частота выпуска и способы распространениятаких изданий очень сильно варьировались от одного государства к другому.Кроме того, государства очень часто в качестве одного из основных критериевотбора применяли «конфиденциальность и надежность поставки», при этом необъясняя в пояснительной записке и иной документации, что именно под этимпонимается.
На практике же это выражалась в откатах либо в требованиях онациональном происхождении продукции228. Как итог – различная национальнаяпрактика по вопросу государственных закупок в области обороны и безопасностипривела к фрагментации данного сектора экономики в рамках внутреннего рынкаЕвропейского Союза.Тем не менее, несмотря на все выше обозначенные опасения, в ЕвропейскомСоюзе сложилось довольно четкое понимание того, что государственные закупки– это не только интересы государств, но и интересы внутреннего рынка в целом,поэтому полное изъятие их из наднационального регулирование недопустимо. Номожно попытаться найти баланс интересов, государств-членов, с одной стороны,и Европейского Союза, с другой.
В этой связи в Европейском Союзе былапринята Директива 2009/81/EC229, которая направлена на обеспечение проведениягосударственных закупок в области обороны и безопасности в соответствии с228Heuninckx B.The Law of Collaborative Defence Procurement in the European Union. CambridgeUniversity Press, 2016, p. 14229Directive 2009/81/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on thecoordination of procedures for the award of certain works contracts, supply contracts and servicecontracts by contracting authorities or entities in the fields of defence and security, and amendingDirectives 2004/17/EC and 2004/18/EC (Text with EEA relevance) (OJ L 216, 20.8.2009, p.
76–136)109правилами внутреннего рынка ЕС230. В конечном итоге это позволит повыситьконкуренцию и прозрачность при проведении государственных закупок вуказанных сферах, тем самым увеличивая число трансграничных контрактов повопросам обороны и безопасности в рамках ЕС, не подвергая серьезной угрозезаконные интересы безопасности государств-членов.Фактически Директива 2009/81/ЕС воспроизвела и придала юридическуюсилу многим положениям Кодекса поведения в отношении оборонных закупок вгосударствах – членах Европейского Союза, участвующих в Европейскомоборонном агентстве231.
Директива применяется ко всем контрактам, имеющимсвоим предметом поставку товаров военного назначения, а также выполнениеработ и оказание услуг, непосредственно связанных с таким оборудованием. Вчастности, директива распространяется на поставку военного оборудования, в томчисле оборудования, требующего доступ к секретной информации и/илисодержащего ее, отдельных его деталей и компонентов; поставку товаров,выполнение работ и оказание услуг, напрямую связанных с военнымоборудованием и обеспечивающим его надлежащее функционирование в течениеегожизненного цикла;а также выполнение работ иоказание услугисключительно для военных целей или связанных с доступом к секретнойинформации.Кроме того, под регулирование Директивы 2009/81/ЕС подпадают такназываемые смешанные контракты, то есть часть которых регулируютсяДирективой 2009/81/ЕС, а часть – Директивой 2014/24/ЕС и/или Директивой2014/25/ЕС, если при этом по объективным причинам дробление такого контрактанецелесообразно.Особоевниманиетакжеследуетуделитьпроцедурампроведениягосударственных закупок в области обороны и безопасности.
Директива2009/81/ЕС230предусматриваетвкачествеосновныхвозможныхпроцедурButler, L. R. A. Transatlantic Defence Procurement: EU and US Defence Procurement Regulationin the Transatlantic Defence Market, Cambridge University Press, 2017, p. 103231Слепак В.Ю. Правовые проблемы и основные тенденции развития европейского рынкаоборонной продукции на современном этапе // LEX RUSSICA, 2010, № 5, стр. 1171110проведения закупок ограниченные торги (restricted procedure) и закрытые торги спредварительным уведомлением (negotiated procedure with publication of a contractnotice). Обе процедуры определены в Директиве так же, как и в другихдирективах в области государственных закупок.
Под ограниченными торгамиподразумевается такая процедура, при которой заинтересованные лица должныполучить разрешение от заказчика на участие в торгах; и только те из них, ктобыли допущены, могут подавать заявки. В рамках процедуры закрытых торговзаказчик проводит консультации с выбранными им хозяйствующими субъектамии вырабатывает условия контракта с одним или несколькими из них. При этомзакрытые торги с предварительным уведомлением могут проходить в несколькоэтапов для того, чтобы постепенно сокращать число претендентов, однако такойсценарий заранее должен быть оговорен в самом уведомлении.Вкрайнихслучаяхдопустимоприменениезакрытыхторговбезпредварительного уведомления (negotiated procedure without publication of acontract notice) и конкурентный диалог (competitive dialog).
Закрытые торги безпредварительного уведомления могут проводиться для любых контрактов,например,еслиприпроведениизакрытыхторговспредварительнымуведомлением или ограниченных торгов не было подано ни одной заявки. Такжевозможно проведение процедуры закрытых торгов без предварительногоуведомления в случаях возникновения срочной необходимости, вызваннойнепредвиденными обстоятельствами.Помимо этого, среди прочих оснований, следует выделить ситуацию, когдапроцедура закрытых торгов применяется для закупок на особо выгодныхусловиях у хозяйствующего субъекта, проходящего процедуру ликвидации.Процедуразакрытыхторговтакжеможетприменятьсявотношенииповторяющихся закупок у хозяйствующего субъекта, у которого первоначальноэти закупки и проводились.
Как и в базовой директиве о государственныхзакупках, в последнем случае существует ограничение по времени, однако вобласти обороны и безопасности установлен более продолжительный предельный111срок для проведения таких закрытых торгов – не более пяти лет по сравнению спределом в три года в рамках базовой директивы.Процедуру конкурентного диалога заказчик может применить в случаяхособо сложных контрактов, если он придет к выводу, что проведение закрытыхторгов с предварительным уведомлением или ограниченных торгов не позволятприсудить контракт.
Контракт считается сложным, когда заказчик не в состояниисамостоятельно объективно оценить технические характеристики контракта. Припроведении конкурентного диалога любой заинтересованный хозяйствующийсубъект запрашивает у заказчика разрешение на участие. С каждым издопущенных до процедуры участником заказчик проводит переговоры с цельюнайти один или несколько подходящих вариантов. Переговоры могут проходить внесколько этапов, пока не будут найдены технические, экономические илиправовые решения. При этом заказчик обязан соблюдать принцип равногообращения и сохранять конфиденциальность полученной им информации. Послепроведенных переговоров каждый из участников должен представить своюокончательную заявку, которая впоследствии может быть уточнена без внесенияизменений в ключевые положения.
Присуждение контракта при проведенииданной процедуры возможно исключительно на основании критерии наиболееэкономически выгодной заявки.Однако, пожалуй, главная особенность регулирования государственныхзакупок в области обороны и безопасности применительно к процедурам ихпроведения заключается в отсутствии открытого конкурса в качестве возможноговарианта. Данное обстоятельство воспринимается в доктрине права ЕвропейскогоСоюза весьма неоднозначно232.
Учитывая тот факт, что с учетом промышленных итехнических возможностей число потенциальных кандидатов и так ужеограничено рынком, еще большее ограничение представляется лишним.Безусловно, процедура открытого конкурса не подойдет для контактовповышенной технической сложности, где предварительно необходимо оценитькаждого кандидата до начала непосредственно торгов. Однако процедура232Trybus M. Buying Defence and Security in Europe, Cambridge University Press, 2014, p. 318112открытого конкурса фактически применяется, если речь идет, например, озакупкахобмундирования,техническиехарактеристикикотороговесьмастандартизированы, а число потенциальных поставщиков невелико233.
Крометого, открытый конкурс по-прежнему остается самой прозрачной и открытойпроцедуройпроведениягосударственныхзакупок.ПосколькуДиректива2009/81/ЕС не навязывает заказчикам ни одну из процедур проведения закупок ипозволяет им свободно выбирать между закрытыми торгами с предварительнымуведомлением и ограниченными торгами, то не совсем понятно, почемуевропейский законодатель не предложил в качестве третьей альтернативыпроцедуру открытого конкурса.Открытие внутреннего рынка оборонной продукции позволит повыситьконкурентоспособность технологической и производственной базы сектора.Сохраняющаяся фрагментация европейских рынков обороны приводит кненужному дублированию возможностей, организаций и расходов.
В результате вотрасли отсутствует необходимая экономия ресурсов и существуют рискипотерять или не получить критически важный опыт.В докладе Европейской комиссии об оценке директивы 2009/81/EC повопросам закупок в области обороны был сделан вывод о том, что он помоготкрыть внутренний рынок для обороны, но для этого необходим гораздобольший прогресс.