Диссертация (1173854), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Такие контракты будут смешанными160.С учетом изложенного можно сделать вывод, что комплекснымдоговором признается соглашение сторон, содержащее два и болеепоименованных в законе обязательств, объединенных общей хозяйственнойцелью. Например, речь может идтиодоговоре поставкитовара,предусматривающем также обязательства по его перевозке и хранению. Тотже подход допустим в отношении договора синдицированного кредита.Как следует из п.
3 ст. 421 ГК РФ, для квалификации договорав качестве смешанного достаточно, чтобы в нем содержались элементыразличных договоров, предусмотренных законом или иными правовымиактами. Иными словами, речь идет именно об элементах, а не о полноценныхдоговорныхмоделях,содержащихвсеквалифицирующиепризнакисоответствующей конструкции.В связи с этим, не представляется возможным согласиться сО.С.
Иоффе, который считал, что заключенный договор можно тогда считать159160BGH WM 1974, 720.Жученко С.П. Указ. соч. С. 76.107смешанным, когда он объединяет условия, объективно необходимые дляформирования обязательств различных типов161.Как представляется, договор синдицированного кредита по своейправовой природе является не смешанным, а именно комплекснымдоговором. Рассматриваемый договор представляет собой систему договоровразноговида,имеющихобщуюнаправленность,-организацияпредоставления денежных средств заемщику.
Этой системе условий присущиотдельные свойства каждого из ее элементов (кредитного договора,агентскогодоговора,обеспечительныхсделок).Указанныедоговорыфактически заключаются с разными субъектами.Такаяхарактеристикавытекаетизвышеприведенногоанализаструктуры договорных связей в договоре синдицированного кредита.Данный договор содержит в себе не просто отдельные элементы кредитногодоговора, агентского договора, межкредиторского соглашения, элементыобеспечительных сделок (договора поручительства или договора залога),а комбинацию разнообразных обязательств, закрепленных в единомдокументе. Объединение в договоре синдицированного кредитного договора,агентского договора, договора управления обеспечением, а также договорамежду кредиторами подчинено одной цели – предоставление необходимыхобъемов финансирования заемщику посредством объединения финансовыхресурсов.
Без этой цели такое объединение теряет всякий смысл. При этомкаждый из указанных договоров самостоятелен и взаимосвязан с другими.В современных условиях практически необходимым представляетсяисследование правового регулирования различных групп общественныхотношений, тех или иных видов деятельности через призму юридических(правовых) конструкций, которые представляют собой не разрозненныеправовые явления, а элементы определенной системы, находящиеся в четкойвзаимосвязи.Приэтомвюридическойлитературенесложилосьединообразного подхода к пониманию категории «правовая конструкция»161Иоффе О.С. Обязательственное право.
М.: Юрид. лит., 1975. С. 38.108(«юридическая конструкция»). Вместе с тем наиболее распространеннойявляетсяквалификацияпредставляющейправовойсобойконструкциисовокупностьвкачествеобъективносистемы,необходимых,упорядоченных и взаимосвязанных элементов (механизмов).Руководствуяськонструкции,исиндицированноговозможнымизложеннымсучетомкредитакаксмоделироватьподходомкрассмотренныхпониманию правовойвышеособенностейкредитногопродукта,представляетсяправовуюконструкциюдоговорасиндицированного кредита и определить ее ключевые компоненты.В частности, правовая конструкция договора синдицированногокредитапредставляетсобойсовокупностьследующихлогическиупорядоченных и взаимосвязанных элементов (механизмов):- механизм объединения кредиторов в синдикате;- кредитный механизм (особенности предоставления и последующеговозврата денежных средств заемщику);- механизм координации взаимодействия и информационного обменамежду участниками синдиката кредиторов.Указанные механизмы выстраиваются в систему, обеспечивающуюэффективное распределение рисков участников сделки на разных ее этапах.Таким образом, исследование структуры договорных связей всиндицированном кредите как кредитном продукте позволяет сделать выводотом,чтодоговорсиндицированногокредитанеможетбытьквалифицирован как самостоятельный гражданско-правовой договор, этосвоего рода юридическая фикция, собирательный термин, предназначенныйдля обозначения нескольких поименованных и непоименованных в законеобязательств, объединенных общей хозяйственной целью.109§ 2.
Механизм объединения кредиторов в конструкциисиндицированного кредитаОсновной особенностью договора синдицированного кредита являетсяхарактер соглашения между кредиторами. На сегодняшний деньнив российской, ни в зарубежной доктрине не сложилось единого подходак правовой квалификации отношений между кредиторами по договорусиндицированного кредита162.В континентальной правовой доктрине доминирующей является точказрения, согласно которой отношения, возникающие между участникамисиндиката кредиторов, могут быть рассмотрены как отношения простоготоварищества.Так, согласно статье 530 Обязательственного закона Швейцарииконсорциумы банков имеют форму простого товарищества, действующего наосновании договора о создании консорциума (Konsortialvertrag)163.В немецкой правовой доктрине господствующей является точка зрения,согласно которой кредитный консорциум представляет собой разновидностьдоговора простого товарищества (частично правосубъектного товариществагражданскогоправа,GesellschaftbürgerlichesRechts),абанк-агентрассматривается как его представитель.
Консорциум отвечает за выплатукредита, в то время как участники консорциума отвечают по его долгамв субсидиарном порядке.При этом как в германском, так в швейцарском праве предполагается,что в случае простого товарищества его участники несут солидарнуюобязанность по предоставлению кредита, которая может быть заменена надолевую соглашением сторон.См., например: Качалова А.В. Правовые особенности заключения договоров о предоставлениисиндицированных кредитов // Законодательство. 2006. № 2. С. 56.163См.: Нобель Петер.
Швейцарское финансовое право и международные стандарты / Пер. с англ.М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 285.110162Под воздействием новых требований и вызовов международного рынкавзгляды немецкой доктрины и практики претерпели значительное изменениеВнастоящеевремяв немецкойлитературевсе чащесовместноепредоставление кредита в международных сделках рассматривается какоснованное на непоименованном договоре (sui generis), при которомсоглашения об открытии кредита, а также отдельные выдачи связываютсявоединоиподчиняютсяединомудоговорномурегулированию.Накредиторов распространяется единый режим реализации соответствующихправ, возникающих из этого договора, а также единый порядок егоизменения.
Кроме того, некоторые взаимные обязанности банков (sharingclause) и строго определенный перечень прав, обязанностей и полномочийпередается агенту, действующему в качестве их представителя.Следует учитывать, что определение правовой природы отношениймеждуучастникамисиндикатаимеетзначительныепрактическиепоследствия. Именно выбор вида объединения кредиторов «автоматически»определяет дальнейшую правовую конструкцию синдицированного кредита(кредитного механизма), а также права каждого участника синдикатакредиторов по отношению к заемщику и к другим участникам синдиката.Если в качестве модели правоотношений между участниками синдикатавыбрано простое товарищество, то между членами синдиката и заемщикомзаключаетсяодинкредитныйдоговоривозникаетоднозаемноеобязательство с активной множественностью лиц. Если отношения междуучастниками синдиката основаны на непоименованном договоре и необразуют простого товарищества, то между каждым из кредиторови заемщиком заключается самостоятельный кредитный договор.Таким образом, тот или иной вид объединения кредиторов порождаетсоответствующий механизм предоставления и последующего возвратаденежных средств.С точки зрения российского законодательства, договор простоготоварищества является не самым удобным инструментом регулирования111отношениймеждукредиторамивсиндикате.Представляетсяцелесообразным сопоставить квалифицирующие признаки договора простоготовариществаиотношений,возникающихприсиндицированномкредитовании.Согласно пункту 1 статьи 1041 ГК РФ по договору простоготоварищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц(товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать безобразования юридического лица для извлечения прибыли или достиженияиной, не противоречащей закону цели.Как можно заметить, конститутивным признаком договора простоготоварищества, определяющим все его остальные особенности, являетсяналичие общей цели.Еще К.П.
Победоносцев в начале XX века писал: «Сообщество(associatio) составляет отдельную группу договоров, в противоположениидоговорам, основанным на обмене ценностей. В меновом договоре (купля,наем и пр.) стороны имеют в виду различные цели, коим соответствуети различное с обеих сторон исполнение. Напротив того, в сообществестороны имеют в виду одинаковую цель, употребляя для достижения ееодинаковые или различные средства. В меновом договоре интересы обеихсторон противоположны: чем выгоднее сделка для одной стороны, тем менеевыгодна для другой; что для одного убыток, то для другого польза. Напротивтого, в существе сообщества единство интересов между сторонами: чтоодному выгодно, в том выгода и для другого, и всякий, работая для себя,и для другого работает»164.С одной стороны, финансовые организации объединяются в синдикатдля предоставления необходимых объемов финансирования заемщикувсогласованныесрокиираспределениярисканеисполненияилиненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств.
Но, с другойПобедоносцев К.П. Курс гражданского права. М.: Статут, 2003. Часть третья: Договорыи обязательства.112164стороны, в синдицированном кредите у каждого из кредиторов имеется своясобственная цель – получение прибыли от внесенной доли денежныхсредств, а также положительный репутационный эффект.Вторым признаком простого товарищества является создание общейимущественнойбазыпосредствомсоединениявкладов(деньги,имущественные права, опыт и деловая репутация и т.д.), в обязательномпорядке вносимых каждым из товарищей. Таким образом, осуществлениесовместной деятельности без соединения вкладов не может охватыватьсядоговором простого товарищества.В синдикате кредиторов не образуется общего имущества как такового.Сумма кредита, которая обычно поступает на счет банка-кредитного агента,не является вкладом в общее имущество товарищей, а также невозможноговоритьоравномраспределенииприбылимеждуучастникамисиндицированного кредита.В-третьих, для договора простого товарищества особое значение имеетдоверительный характер отношений, складывающихся между товарищами,очемсвидетельствуютположениястатьи1044ГКРФ.Еюпредусматривается, что каждому товарищу обычно предоставляется праводействоватьотименивсехучастниковдоговора;еслитоварищидоговорились о совместном ведении дел, то никакую сделку в общихинтересах нельзя совершить против воли хотя бы одного из участников.По мнению В.В.
Витрянского, наличие личного-доверительногохарактера договора простого товарищества доказывает также положениеабзаца пятого пункта 1 статьи 1050 ГК РФ, согласно которому договорпростого товарищества по общему правилу прекращается вследствие отказакого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договорепростого товарищества165.ПотребностьучастниковкредитногорынкаввозможностиВитрянский В.В. Система гражданско-правовых договоров в условиях реформированиягражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. С. 26.113165беспрепятственного оборота долей в синдицированном кредите входитв прямое противоречие с лично-доверительными отношениями участниковпростого товарищества.В.В. Витрянский отмечает также, что «договор простого товариществаносит организационный характер.