Диссертация (1173825), страница 19
Текст из файла (страница 19)
об этом: ecommercelaw.ru; Еманова Н.С. Роль международных организаций в развитииэлектронной торговли // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:Право Выпуск № 3/ том 14 / 2014 г. <http://ecommercelaw.ru/articles/rol-mezhdunarodnyhorganizacij-v-razvitii-elektronnoj-torgovli-emanova.html> (последнее посещение – 22 июня2015 г.). 94Регламентация электронной торговли в рамках Всемирной организацииинтеллектуальной собственности (ВОИС)Всемирнаяорганизацияинтеллектуальнойсобственности(ВОИС),организационные прообразы которой были созданы еще 1883 году с принятиемПарижской конвенции по охране промышленной собственности, напрямую незанимается вопросами электронной торговли.
В то же время в рамкахдеятельности ВОИС акцентируется внимание на вопросах, связанных сосуществлением в области электронной торговли гарантий защиты товарныхзнаков, объектов авторского права и промышленной собственности. Одной изосновополагающих задач ВОИС в области электронной торговли являетсярешение вопросов о спорах, возникающих между правообладателями доменныхимен и товарных знаков. ВОИС запустила на международном уровне процессразработкирекомендацийвотношениивопросовинтеллектуальнойсобственности, связанных с доменными именами в сети Интернет, включаяпроблему урегулирования споров107. Центром Арбитража и посредничестваВОИС разработана основанная на использовании сети Интернет сетевая системаурегулирования споров, способная обеспечивать нейтральное, быстрое инедорогостоящее разрешение возникающих в области электронной торговлиспоров, без физического перемещения лиц или предметов, и несмотря на то, чтоэта система разработана непосредственно для урегулирования споров подоменным именам, товарным знакам и в целом споров по вопросаминтеллектуальной собственности, она обладает определенными преимуществамисточкизрениябыстрогоинедорогостоящегоурегулированиялюбыхмеждународных коммерческих споров, возникающих в области электроннойторговли108.107См.
об этом: ecomrus.ru; Правовое регулирование электронной<http://www.ecomrus.ru/pravovoe-regulirovanie-elektronnoj-kommercii.html/6>посещение – 22 июня 2015 г.).108См.: там же.коммерции(последнее 95Анализируя деятельность рассмотренных международных организаций всфере развития электронной торговли, стоит отметить особое значениегармонизирующих актов, разрабатываемых в рамках различных направлениймеждународногосотрудничества,чтовотсутствиеуниверсальногомеждународного договора в сфере электронной торговли, в свою очередь,демонстрируетэффективностьоперативнойрефлексиимеждународныхорганизаций на динамично развивающиеся потребности международных рынковтоваров и услуг, реализуемых в электронной среде.
Гармонизирующий идинамичноразвивающийсяхарактерпринимаемыхрассмотреннымимеждународными организациями актов по вопросам юридической силы иособенностямэлектронныхзаключения,договоров,исполнения,признаниярасторженияэлектронноготрансграничныхдокументооборота,налогообложения трансграничной электронной торговли, обеспечения приосуществлении электронной торговли прав на объекты интеллектуальнойсобственности,свидетельствуетобособомзначениимеждународногосотрудничества и в развитии внутренних правовых систем различных государств.§ 2.3. Гармонизирующие основы регулирования трансграничнойэлектронной торговли в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «Об электроннойторговле» 1996 г.Как отмечалось выше, именно в рамках ЮНСИТРАЛ с 90-х годов XX векабыли реализованы основные направления международного сотрудничества всфере электронной торговли, которые воплотились в положениях Типовогозакона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле», 1996 г., Типового законаЮНСИТРАЛ об электронных подписях», 2001 г.
и Конвенции «Об использованииэлектронных сообщений в международных договорах», 2005 г. Так, историческипервым и основным в контексте регулирования непосредственно электроннойторговли был именно Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле».Именно в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/51/162 от 16 96декабря 1996 г.109, утвердившей Tиповой закон, была обозначена рекомендациявсемстранамучитыватьпримодернизациисвоегонациональногозаконодательства положения рассматриваемого типового документа.
ГенеральнаяАссамблея исходила из необходимости гармонизации законодательства разныхстран (активно употребляя термин «унификация») в сфере электронной торговлиприменительно к альтернативным бумажным формам передачи и храненияинформации.Генеральная Ассамблея ООН также закрепила в резолюции свою позицию,согласно которой согласование основных положений в сфере электроннойторговлимеждуэкономическимистранамисистемамисразличнымипозволитправовыми,обеспечитьсоциальнымиразвитиеигармоничныхмеждународных экономических отношений, и поэтому она рекомендовалагосударствамприлагатьвсесилыдляобеспеченияобщеизвестностииобщедоступности Типового закона и Руководства по его применению (п.
3резолюции).Разработка и принятие рассматриваемого Закона на рубеже веков былаобусловлена набирающим обороты внедрением современных средств передачиданных в целях заключения трансграничных договоров купли-продажи. Крометого, существовала правовая неопределенность относительно юридической силыили действительности электронных сообщений, так как в ряде стран действующеезаконодательство,информации,регулирующееявлялосьвопросынедостаточнымпередачиилиданныхустаревшим,ихраненияпосколькунепредусматривало использование электронной торговли и непосредственноэлектронной формы заключения договоров110.
Именно в этом контекстеЮНСИТРАЛ, как указывалось выше, рекомендовала государствам еще в 1985 г.включить во внутреннее законодательство специальные нормы, которые109http://www.un.org; Официальный сайт ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН№ A/RES/51/162от16декабря1996г.<http://daccess-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/763/59/PDF/N9776359.pdf?OpenElement> (последнее посещение– 08 июля 2015 г.).110Шелепина Е.А.
Международная унификация законодательства об электронномдокументообороте // Журнал российского права, 2007, № 7. СПС «ГАРАНТ». 97регулировалибыиспользованиеавтоматизированнойсистемыданныхвмеждународной торговле (на основе Рекомендации для правительств имеждународных организаций в отношении правового значения записей на ЭВМ).Одной из основных целей Типового закона, указанной во введении кдокументу, является придание юридической силы безбумажным средствам призаключении торговых сделок. Так, во введении к Руководству по принятиюТипового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле отмечается, что несмотряна то, что отдельные страны закрепили в своих национальных законах положенияо некоторых аспектах электронной торговли, полноценного законодательства,регулирующего электронную торговлю в целом, не существует (п.
3 Руководства).Использование новейших в те времена электронных технологий передачиинформации,атакжетехнологийзаключениядистанционныхсделокэлектронным способом в ряде случаев прямо или опосредованно ограничивалосьнациональным законодательством, в частности при установлении требований обиспользовании «письменных», «подписанных» или «подлинных» документов.Проблематика регулирования именно трансграничной электронной торговлив обозначенном контексте носила особый, первостепенный характер, так какосновным преимуществом электронных способов осуществления торговли ипредпринимательской деятельности в целом была и остается оптимизацияторговли, ускорение процессов заключения и исполнения сделок, прежде всего,между контрагентами с разных концов мира ввиду высокотехнологичного идистанционногохарактераэлектроннойторговли.Обозначенныйтезисподтверждается анализом положений статьи 1 Типового закона (сфераприменения), а именно первой сноски к статье 1, в которой ЮНСИТРАЛ в общихчертах изложила позицию о том, что Типовой закон в принципе применим как кмеждународным, так и внутренним видам использования сообщений данных.
Ноакцент в этом положении был сделан на том, что государствам, которые,возможно,пожелаютограничитьсферупримененияТиповогозаконамеждународными сообщениями данных, Комиссия рекомендует включать в текстимплементируемого закона оговорку о том, что: «Настоящий Закон применяется к 98сообщению данных, как оно определено в пункте 1 статьи 2 в случаях, когда этосообщение данных имеет отношение к международной торговле». В то же времябыло отдельно оговорено, что «особую осторожность следует проявлять приисключении применения Типового закона путем ограничения сферы его действиямеждународными видами использования сообщений данных, поскольку подобноеограничение может воспрепятствовать полному достижению целей Типовогозакона» (ст. 29 Руководства по принятию Типового закона «Об электроннойторговле»). Таким образом, завуалированно предполагалось, что основной сферойреализации электронных способов торговли являются именно международныерынки в контексте трансграничной электронной торговли, в то же времяразработчики ставили перед собой глобальные задачи по максимальнойгармонизацииправовогополяэлектроннойторговлинезависимоотгосударственных границ.Более того, важной особенностью Закона являлось и продолжает оставатьсяего разъясняющая роль, как документа терминологически и содержательнотолкующего действующие международные договоры и иные международныедокументы в целях преодоления препятствий для использования электроннойторговли, которые в контексте положения международных актов сводятся кустановлению требования об обязательном письменном оформлении некоторыхдокументов и непосредственно договоров (контрактов).
Государства—участникитаких международных актов, принимая Типовой закон в качестве правилатолкования могут, таким образом, воспринимать его как средство признанияиспользованияэлектроннойторговлибезнеобходимостидополнениясоответствующего международного документа специальным протоколом (п.5, 6Руководства).Безусловно, отсутствие на момент принятия Типового закона универсальногомеждународного договора в сфере электронной торговли, а также комплексныхактов гармонизирующего характера, позволило ООН возложить на Типовой законЮНСИТРАЛ об электронной торговле не только гармонизирующие задачи, но ипозиционироватьЗаконкакдокумент,которыймогбыслужить 99терминологической основой, а также расширяющей базой для различных, четконеограниченныхспособовторговли,различныеаспектыкоторойужерегламентировались на тот момент на универсальном международном уровне (вчастности, положениями Венской конвенции о договорах международной куплипродажи товаров, 1980 г.).