Диссертация (1173807), страница 7
Текст из файла (страница 7)
соч. С. 41.31Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.32См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.3034применительно к преступному сообществу (преступной организации) и экстремистскому сообществу содержание понятия «создание» фактически не раскрывается. В то же время, если учесть замечание В.В. Малиновского о невозможности и нецелесообразности формулировки какого-либо общего и исчерпывающего перечня действий по созданию группы лиц33, поскольку «их объем и сочетание могут быть различными»34, данные упущения Пленума Верховного СудаРФ представляются не столь значительными.Во-вторых, руководство группой лиц также может быть раскрыто в п.
8постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», вкотором закреплено, что «под руководством бандой понимается принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретныхнападений»35.В свою очередь в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10июня 2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем(ней)» руководство преступным сообществом (преступной организацией) определяется как «осуществление организационных и (или) управленческих функций в отношении преступного сообщества (преступной организации), его (ее)структурных подразделений, а также отдельных его (ее) участников как при совершении конкретных преступлений, так и при обеспечении деятельности преступного сообщества (преступной организации)»36.
Более того, Пленум Верховного Суда РФ упоминает отдельные проявления руководства, относя к ним вданном случае определение целей, разработку общих планов деятельности, распределение ролей и т.д. Подобная трактовка содержится также в разъяснениях33См.: Малиновский В.В. Указ. соч. С. 44.Балеев С.А. Указ. соч. С. 123.35СПС «КонсультантПлюс».36СПС «КонсультантПлюс».3435Пленума Верховного Суда РФ в отношении организации – как экстремистскогосообщества37, так и террористического38.Немаловажно при этом, что В.В. Малиновский, как и в случае с созданиемгруппы лиц, отмечает, что нерационально формулировать какой-либо закрытыйперечень действий по руководству такой группой, и выделяет отличительныечерты таких действий, относя к ним следующее:1) властный характер, предполагающий обязательность для всех участников группы, а в случае неподчинения обусловливающий использование мервоздействия, принятых в соответствующей группе;2) направленность на достижение конечных преступных целей деятельности, предполагающая не организацию повседневного быта группы лиц, аосуществление целей, которые стоят перед всеми участниками такой группы;3) реализация лицом, обладающим в глазах подчиненных правом их осуществлять, а не просто выполняющим чью-то волю39.Помимо создания и руководства группой лиц, существенной характеристикой здесь представляется момент их окончания, т.е.
момент окончания преступления, который Пленумом Верховного Суда РФ определяется применительно к созданию групп и связывается с самим фактом создания, вне зависимости от факта совершения ими каких-либо иных преступлений40. В связи с этимВ.В. Малиновский, например, относит рассматриваемые составы к квазиматериальным41.37См.: Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от28 июня 2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС «КонсультантПлюс».38См.: Пункт 22.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерацииот 09 февраля 2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам опреступлениях террористической направленности» // СПС «КонсультантПлюс».39См.: Малиновский В.В. Указ. соч.
С. 46.40См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»; ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 № 12 «О судебной практике рассмотренияуголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)».41См.: Малиновский В.В. Указ. соч. С. 48.36Что же касается руководства группой лиц, то здесь нам представляетсяверным придерживаться точки зрения, согласно которой преступление должносчитаться оконченным с момента начала отдачи признанным в качестве руководителя лицом каких-либо общеобязательных указаний, хотя такой подход ипридает моменту окончания преступления неопределенный характер42.
В то жевремя, характеризуя создание группы лиц и руководство ею, следует заметить,что в рамках совершения конкретного преступления, по прямому указанию законодателя, создатели и руководители группы лиц становятся исполнителямиотносительно совершаемого преступления, предусмотренного самостоятельнойуголовно-правовой нормой Особенной части УК РФ.Объективные признаки организации действий иных лиц «предполагаютцеленаправленные действия, состоящие в побуждении таких лиц заниматься деятельностью, являющейся преступной либо носящей деструктивный для общества характер, в создании максимально благоприятных и упорядоченных условий для такой деятельности, в создании условий для ее возможного развития,продолжения неопределенный либо сравнительно долгий период, причем безэтих действий такая деятельность в данных конкретных условиях была бы невозможна»43.
Исходя из приведенного определения объективных признаков иучитывая особенности рассматриваемой категории преступлений, ее природу,цели и т.д., можно заключить, что в число этих признаков входит поиск и вовлечение участников такой деятельности, их обучение, вооружение, финансирование деятельности и т.д. В конечном счете объективные признаки организационной деятельности в данном случае направлены на побуждение другого лица и способствование ему посредством создания максимально возможных благоприятных условий для занятия преступной либо деструктивной для обществадеятельностью.42См.: Агапов П.В.
Организация преступного сообщества (преступной организации):некоторые проблемы юридической оценки // Уголовное право. 2006. № 2. С. 5; Малиновский В.В. Указ. соч. С. 49.43Малиновский В.В. Указ. соч. С. 52–53.37Еще одной характеристикой организационной деятельности, заключающейся в организации действий иных лиц, с объективной точки зрения являетсясущественная неопределенность момента окончания преступных действий, обусловленная сложностью установления какого-либо конечного результата такойдеятельности. При этом следует заметить, что, как и в предыдущем случае, организаторы действий иных лиц являются исполнителями в совершении соответствующего преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ.Субъективные признаки организационной деятельности, по мнениюВ.В.
Малиновского, включают в себя вину создателей и руководителей, а такжеорганизаторов в форме прямого умысла, подразумевающего «осознание общественной опасности своих действий, осознание способа воздействия такой деятельностью на других лиц, осознание характера и общественной опасности либоаморальности действий других лиц и желание заниматься организаторской деятельностью»44.В то же время необходимо отметить своеобразную уникальность уголовно-правовых норм, предусмотренных ст.
2055, 2822 и 2841 УК РФ. Исходя из законодательной трактовки, в них отсутствует такой элемент объективной стороны преступления, как создание группы лиц, присущий остальным видам организационной деятельности, входящим в соответствующую группу. Это объясняется прежде всего тем, что на момент образования соответствующие организации не являются незаконными, в связи с чем и не наказывается их создание.Еще одним характерным признаком, объединяющим указанные выше составы, является схожая процедура признания незаконности их деятельности.Так, «организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора»45.Аналогичным образом и в отношении признания организации экстремистской:44Малиновский В.В.
Указ. соч. С. 56.Пункт 2 ст. 24 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016)«О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.4538«…организация может быть ликвидирована, а деятельность <…> может бытьзапрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурораРоссийской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора»46.Наконец, похожим образом «принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями или его заместителями по согласованиюс федеральным органом исполнительной власти»47 решение о признании организации нежелательной (однако в этом случае не требуется соответствующегорешения суда).В итоге, после того как участие в деятельности указанных организацийстановится незаконным, лица, осознающие противоправность своих действий ипродолжающие в них участие, образуют группу, объединенную общим умыслом, направленным на реализацию целей деятельности соответствующих организаций.
















