Диссертация (1173807), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Уголовно-правовые и криминологические проблемы организации преступного сообщества (преступной организации): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар,2004. С. 74.100ние в сообщество новых участников и установление связей с должностнымилицами206. Более того, даже в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ происходит обобщение указанных проявлений организационной деятельности.Данный подход нам кажется отчасти спорным, на основании того, что перечисленные действия не согласуются напрямую с содержанием категории руководства.Отдельно следует остановиться на объективных признаках состава преступления, изложенного в ст. 2055 УК РФ.
По мнению большинства ученых, ихописание в законе является неудачным, что обусловлено как минимум тем, чтов названии преступления трижды употребляется термин «организация», причемв разных смыслах, при этом диспозиция нормы, по существу, лишь повторяетэто название207.Раскрывается понятие «организация» в п. 22.7 указанного постановления,в котором сказано, что организация деятельности террористической организации заключается в «действиях организационного характера, направленных напродолжение или возобновление противоправной деятельности запрещеннойорганизации (например, созыв собраний, организация шествий, использованиебанковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации)»208. Исходяиз приведенного определения нетрудно обнаружить, что указанные действия,«продолжение или возобновление противоправной деятельности», прямо соотносятся с выделяемой нами категорией «воспроизводство условий существования», в то же время они не исчерпывают в данном случае «организацию деятельности», в связи с чем, на наш взгляд, необходимо наряду с ней выделятьтакже и «руководство».
Таким образом, следуя политике конкретизации и дифференциации уголовно-правовых деяний, на наш взгляд, следует более детально206См.: Гришко Е.А.Организация преступного сообщества (преступной организации):уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дис.
... канд. юрид. наук. М.,2000. С. 17.207См.: Савельева В.С. Усиление ответственности за преступления террористическойнаправленности: проблемы комплексного подхода // Актуальная проблемы российского права. 2015. № 6. С. 158.208Там же.101классифицировать указанные виды действий, разграничивая руководство террористической организацией и воспроизводством условий ее существования.Анализируя ответственность за совершение деяний, предусмотренныхст. 2054 и 2055 УК РФ, нельзя не уделить внимания возникающим проблемам ихквалификации.
Так, З.К. Кондратенко полагает, что по ст. 2055 УК РФ содеянное может быть квалифицировано лишь при наличии определенных условий:– во-первых, официального признания организации террористической;– во-вторых, осознания лицом того, что оно вовлечено в деятельностьтеррористической организации.В случае, если указанные условия отсутствуют, деяние по ст. 2055 УК РФквалифицироваться не может 209 . Автором также отмечено, что по ст. 2054УК РФ деяние может быть квалифицировано при наличии следующих условий:– факт наличия устойчивой группы лиц, которые объединились для целей, указанных в ч.
1 ст. 2054 УК РФ;– наличие умысла лица на участие в такой группе210.С нашей точки зрения, приведенная позиция представляется верной, поскольку первое условие напрямую следует из диспозиции указанной нормы, авторое является признаком субъективной стороны указанного преступления, всвязи с чем оба условия не требуют доказательств.В свою очередь А.Г. Хлебушкин считает, что проблема разграничения составов преступлений, предусмотренных ст. 2054 и 2055 УК РФ, достаточносложна. Автор полагает, что на разграничение данных составов оказывают влияние две ситуации, дифференциация которых обусловлена моментом начала совершения террористической организацией преступлений террористическойнаправленности. В первой из них совершение участниками террористическойорганизации преступлений террористической направленности осуществляетсяне моментально, а по истечении неопределенного времени, в течение которого209См.: Кондратенко З.К.
Уголовная ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем как направление обеспечения национальной безопасности... С. 23.210Там же. С. 23.102выполняется объективная сторона ч. 2 ст. 2055 УК РФ. В этом случае, как полагает автор, имеется реальная совокупность преступлений, обусловленная тем,что террористическая организация преобразуется в террористическое сообщество только в момент начала совершения конкретных преступлений, указанныхв ч. 1 ст. 2054 УК РФ. Что касается второй ситуации, то момент совершенияпреступлений не отсрочен, на основании чего автор заключает, что организациямгновенно становится сообществом, на основании чего речь стоит вести исключительно о ст.
2054 УК РФ211.Данная позиция представляется обоснованной отчасти, так как, исходя изсмысла предложенных критериев разграничения составов, предусмотренныхст. 2054 и 2055 УК РФ, действительно следует, что террористическая организация может существовать лишь до того момента, когда начинают совершатьсяпреступления террористической направленности, перечисленные в ч. 1 ст.
2054УК РФ, однако ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «Опротиводействии терроризму» прямо указывает, что преступления террористической направленности могут осуществляться и лицами, организующими деятельность террористической организации, а также иными лицами, в интересахсамой организации212. На основании этого руководствоваться в вопросах разграничения ст.
2054 и 2055 УК РФ моментом начала осуществления конкретныхпреступлений террористического характера видится спорным.В свою очередь М.Ю. Осипов считает, что деяние надлежит квалифицировать исходя из того, каким именно объединением лицо руководило либо в каком принимало участие, а в том случае, когда участие либо руководство осуществлялось в отношении как террористического сообщества, так и террористической организации – по совокупности ст. 2054 и 2055 УК РФ213.
Его пози-211См.: Хлебушкин А.Г. Организация деятельности террористической организации иучастие в деятельности такой организации (ст. 2055 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и квалификация // Уголовное право. 2014. № 2. С. 82–87.212СПС «КонсультантПлюс».213См.: Осипов М.Ю. О некоторых проблемах квалификации преступлений террористической направленности // Российская юстиция.
2015. № 3. С. 28–30.103цию разделяет З.К. Кондратенко214. Безусловно, с данным мнением нельзя несогласиться, в связи с тем что оно напрямую исходит из формулировок уголовно-правовых норм, однако приведенный подход не разрешает вопросов квалификации, поставленных А.Г. Хлебушкиным, а именно – когда участниками террористической организации начинают совершаться преступления террористической направленности.Для решения поставленной проблемы необходимо проанализироватьсмысловое наполнение содержания обеих норм. Забегая вперед, отметим, чтосама постановка вопроса о том, в какой момент после начала совершения преступлений террористического характера организация будет преобразована в сообщество, является спорной.Основная проблема, существующая на данный момент и порождающаянаучные споры относительно квалификации исследуемых деяний, обусловленасуществованием ст. 2055 УК РФ, а именно частичной схожестью ее содержаниясо ст. 2054 УК РФ.
Ситуация порождена двумя факторами: во-первых, тем, чтоналичие обвинительного приговора лицу, осужденному по ст. 2054 УК РФ, обусловливает признание устойчивой группы лиц – террористического сообщества– террористической организацией; а во-вторых, тем, что совершение преступлений террористической направленности террористической организацией не исключается, а даже наоборот, предполагается.Приведенные положения ставят закономерный вопрос об обоснованностиналичия нормы, изложенной в ст. 2055 УК РФ, относительно очевидного дублирования части законодательных положений. Для того чтобы решить эту проблему, прежде всего необходимо отметить, что, по справедливому замечаниюА.И. Рарога215, террористические организации бывают двух видов: 1) образованные на территории РФ вследствие осуществления группировками террори214См.: Кондратенко З.К.
Уголовная ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем как направление обеспечения национальной безопасности... С. 23.215См.: Рарог А.И. Уголовный кодекс России против терроризма // Lex Russica. 2017.№ 4. С. 177.104стической деятельности и признания их террористическими организациями после вынесения обвинительного приговора виновным лицам; 2) международныетеррористические организации, признанные таковыми в соответствии с законодательством РФ.В первом случае речь идет, как правило, об осуществлении группировкойтеррористической деятельности, результатом которой является вынесение обвинительного приговора виновным лицам, вследствие чего происходит признание террористического сообщества террористической организацией и установление запрета ее деятельности. Таким образом, появление террористической организации является следствием деятельности террористического сообщества,что, на первый взгляд, подкрепляет сомнения в избыточности нормы. В связи сэтим необходимо установить отличительные признаки террористического сообщества как явления, ответственность за организационную деятельность которого предусмотрена ст.
















