Диссертация (1173807), страница 21
Текст из файла (страница 21)
2016. № 3. С. 142.95предусмотренного ч. 1 ст. 2055 УК РФ, значительно уже состава преступления,предусмотренного ч. 1 ст. 2054 УК РФ196.Исследователем Ж.В. Виденькиной, в целях разрешения проблем конструкций составов, являющихся специальными по отношению к преступномусообществу, было внесено предложение по изменению действующей редакциист. 35 УК РФ и дополнению ее новыми самостоятельными формами соучастия,что позволило бы избежать разночтений в правоприменительной деятельности197. Однако, на наш взгляд, более рациональным в данном случае будет изменение действующей редакции ст.
2054 УК РФ в целях ее гармонизации с Общей частью УК РФ, без выделения террористического сообщества в качествесамостоятельной формы соучастия наряду с преступным сообществом в ст. 35УК РФ. При этом изменение нормы в сторону только преступного сообществаили организованной группы видится нецелесообразным, так как на практикевозможно существование обеих форм террористических объединений. В связи сэтим, на наш взгляд, в целях разрешения существующих проблем отнесениятеррористического сообщества к видам организованных групп либо преступныхсообществ необходимо идти путем выделения в рамках одной нормы организационной террористической деятельности как в форме сообщества, так и организованной группы. Данное предложение было поддержано 82% опрошенных респондентов (см.
Приложение 3).З.К. Кондратенко, исследуя ст. 2054 УК РФ, предлагает дополнить ее содержание указанием на то, что террористическим сообществом может бытьпризнана устойчивая группа лиц, объединившихся не только на территорииРоссийской Федерации, но и на территории иных государств, а также международная организация, соответствующие иным признакам, указанным в ст.
2054196См.: Аулов А.Н. Организация террористического сообщества (ч. 1 ст. 2054 УК РФ):вопросы уголовно-правового содержания // Теория и практика общественного развития. 2016.№ 6. С. 101.197См.: Виденькина Ж.В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 8.96УК РФ198. Отметим, что данное предложение, на наш взгляд, не нуждается вутверждении в качестве конструктивного признака состава преступления в связи с тем, что упомянутая норма предполагает наступление ответственности засоздание либо руководство террористическим сообществом вне зависимости отего местоположения, учитывая наличие с его стороны угрозы причинения вредаобъектам, охраняемым уголовным законодательством.Делая акцент на такой характеристике, как функционирование террористического сообщества на международном уровне, более разумным, на нашвзгляд, было бы учесть его в рамках квалифицирующего признака, устанавливающего более высокую ответственность за его организацию и участие в нем, всилу того что подобные террористические сообщества обладают большей степенью общественной опасности, обусловленной совокупностью ряда факторов,а именно: большого финансирования, высокого уровня подготовки боевых единиц, наличия различных современных средств технического оснащения, орудийсовершения преступлений и т.д.
Но при всей целесообразности такого предложения стоит отметить, что санкция ч. 1 ст. 2054 УК РФ уже предполагает максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы, в связи с чемпрактическое значение от его введения может быть достигнуто лишь поднятиемнижней границы санкций за данное преступление. В связи с этим утверждениесоответствующего квалифицирующего признака представляется нерациональным, а общественная опасность террористического сообщества либо организации, действующих на транснациональном уровне, должна быть учтена в качестве обстоятельства, отягчающего наказание ( п. «с» ч.
1 ст. 63 УК РФ), о чемговорилось ранее применительно к ст. 210 УК РФ.По поводу конструкции объективной стороны состава преступления,предусмотренного ст. 2054 УК РФ, в научной литературе единого мнения несуществует, однако большинство точек зрения характеризуется критическими198См.: Кондратенко З.К. Уголовная ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем как направление обеспечения национальной безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль.
2016. Т. 8. № 1/2. С. 26.97оценками199. В связи с этим представляется необходимым проанализировать,что законодатель подразумевает под созданием террористического сообщества.Исследуемая норма не дает четкого определения, что понимается под созданием либо руководством террористическим сообществом, в связи с чем, длятого чтобы внести ясность в законодательную трактовку указанных действий,Пленумом Верховного Суда РФ были даны дополнительные разъяснения200, вчастности дающие определение условиям создания террористического сообщества, а также раскрывающие понятие руководства им.Так, п.
22.3 постановления разъясняет, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2054 УК РФ, окончено, а именно создание сообщества осуществлено,«с момента фактического образования террористического сообщества, то есть смомента объединения двух или более лиц в устойчивую группу в целях осуществления террористической деятельности <…> независимо от того, совершили ли участники сообщества запланированное преступление»201.Исходя из этого можно утверждать, что законодателем не раскрыты организационные действия по созданию террористического сообщества, однако имчетко обозначены минимально достаточные условия «оконченности» преступления. Из этого следует, что по конструкции объективной стороны рассматри199См.: Абдулатипов А.М.
Организация террористического сообщества и участие внем (уголовно-правовые аспекты) // Проблемы уголовного права и криминологии. 2016. № 2.С. 92–98; Аулов А.Н. О понятии террористического сообщества // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С.
142; Егорова Н.А. Противодействие терроризму: новеллы уголовного законодательства // Криминологический журнал Байкальского государственногоуниверситета экономики и права. 2014. № 3. С. 128; Кондратенко З.К. Уголовная ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем как направление обеспечения национальной безопасности… С.
23; Нестеров С.В. Формы соучастия в преступлениях против общественной безопасности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 3;Ульянова В.В. Террористическое сообщество и террористическая организация: проблемыквалификации // Уголовное право: Автономная некоммерческая организация «Юридическиепрограммы». М., 2015. С. 100–105; и др.200См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03 ноября 2016 № 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 9февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам опреступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года № 11 «О судебнойпрактике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС«Консультант Плюс».201Там же.98ваемый состав является усеченным, создание террористического сообществаокончено с того момента, когда инициатива лица по организации такой группыобъективировалась вовне путем достижения договоренности хотя бы с один лицом об объединении в устойчивую группу с намерением осуществлять преступления террористического характера.В связи с этим отдельно стоит добавить, что организационными действиями по созданию террористического сообщества могут быть:– вербовка первых членов террористического сообщества;– поиск, с целью использования, аренды или приобретения, помещенийдля проведения встреч с участниками террористического сообщества;– определение целей деятельности сообщества;– разработка плана и условий совершения преступлений, входящих вцель деятельности террористического сообщества;– распределение обязанностей между участниками созданного объединения;– создание условий для осуществления террористической деятельности.Указанный перечень не является закрытым и может изменяться в зависимости от целей деятельности отдельно взятого террористического сообщества,так же как не является обязательным порядок осуществления указанных действий.
Данный перечень организационных действий актуален и для преступныхсообществ, создаваемых с целью совершения преступлений экстремистскойнаправленности.На основании этого видится необоснованной позиция, согласно которойсоздание преступного сообщества представляет собой совокупность действий,направленных на привлечение новых членов в преступное объединение202.
Мыполностью согласны с мнением о том, что приведенное положение «необоснованно сужает смысловое содержание категории создание»203.202См.: Виденькина Ж.В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.203Аулов А.Н. О понятии террористического сообщества // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3.99Ведя речь о руководстве террористическим сообществом, стоит отметить,что Пленум Верховного Суда РФ раскрывает его содержание через реализациюруководителем управленческих обязанностей в отношении сообщества, а такжеперечисляет его наиболее типичные и характерные проявления204. Следовательно, можно прийти к выводу, что руководство террористическим сообществомсуществует в нескольких формах, которыми являются:1) общее руководство всем сообществом;2) руководство частью сообщества;3) руководство его структурными подразделениями;4) руководство участниками сообщества:– в отношении совершения конкретных преступлений;– в отношении обеспечения деятельности сообщества.Обобщая и структурируя собранную информацию, можно заключить, чторуководство террористическим сообществом (равно как и экстремистским)определяется совокупностью управленческих действий, направленных на реализацию стоящих перед данным сообществом целей и задач, а также решений,обладающих императивным для его участников характером.Отдельно стоит отметить, что многие авторы в настоящее время включают в понятие руководства весь возможный спектр действий, направленных наподержание функционирования деятельности сообщества после его образования, включая те действия, которые не предполагают непосредственного руководства кем-либо или не обладают императивным характером исполнения.
Так,С.П. Тройнов включает в руководство административно-хозяйственную деятельность, обеспечение конспирации деятельности, а также защиту от разоблачения205. Е.А. Гришко, исследуя организацию преступного сообщества (преступной организации), выделяет в руководстве, помимо всего прочего, вовлече204См.: Пункт 22.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 февраля 2012 г.№ 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // СПС «КонсультантПлюс».205См.: Тройнов С.П.















