Диссертация (1173807), страница 14
Текст из файла (страница 14)
4.118См.: Виденькина Ж.В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем: дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 3.119См.: Якушева Т.В. Законодательная регламентация и практика привлечения к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации):дис.
… канд. юрид. наук. М., 2016. С. 4.120См.: Балеев С.А. Правовое регулирование ответственности за организацию преступного объединения и участие в нем // Ученые записки Казанского университета. Серия:Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 593.64вые беспорядки, в ходе которых нередко совершаются убийства и другие преступления против личности, причиняется серьезный имущественный ущерби т.д., способны не только стать причиной серьезного вреда, причиненного организациям и физическим лицам, но и противодействовать органам правопорядка, вызвать тревогу среди населения, нарушить нормальную жизнедеятельность населенного пункта, района, региона и т.д., в зависимости от их масштаба.Иными словами, массовые беспорядки опасны для широкого круга общественных отношений, поскольку в данном случае вред причиняется не конкретномулицу, а безопасным условиям жизни общества в целом121.
Во многом это связано с тем, что массовые беспорядки осуществляются толпой как единым организмом, стихийным и утрачивающим чувство ответственности в силу происходящих психических процессов122. Толпа же, в свою очередь, является результатом деятельности организаторов массовых беспорядков, преследующих цельсформировать скопление людей, настроенных определенным образом, чтобыиспользовать разрушительную энергию этой людской массы в собственных целях123, что в данном случае и определяет социальную обусловленность криминализации.Исходя из этого можно заключить, что социальная обусловленность криминализации организационной деятельности в рамках преступлений противобщественной безопасности заключается в том, что данная деятельность представляет собой ядро преступности, создающей угрозы национальной безопасности российского государства, а также детерминирует преступность в целом, поскольку охватывает широкое криминальное поле.
Немаловажно при этом то, чтокриминализация данной деятельности позволяет предотвращать преступные деяния, направленные на общественную безопасность, на начальных стадиях их121См.: Багмет А.М. Объектная направленность массовых беспорядков // ВестникЮжно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 32.122См.: Вдовиченко К.Г. Уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфереорганизации и проведения публичных массовых мероприятий: дис.
… канд. юрид. наук.Краснодар, 2015. С. 107.123См.: Коновалова И.Ю. Массовые беспорядки: социально-психологический и уголовно-правовой аспекты // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007.Т. 149. Кн. 6. С. 238.65финансирования, поиска исполнителей и других видов подготовительной деятельности, тем самым предотвращая и другие преступные деяния.Социальная обусловленность самостоятельной криминализации организационной деятельности в рамках преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 232, 239 и 241 УК РФ) может быть охарактеризована следующим образом.1.Криминализация организации притонов для потребления наркоти-ческих средств, психотропных веществ или их аналогов социально обусловленатем, что рассматриваемое преступное деяние создает благоприятные условиядля употребления указанных средств и веществ, а также вовлечения в их употребление лиц, ранее их не употреблявших, что влечет за собой рост числанаркозависимых лиц среди российских граждан124.
Кроме того, в притонах увеличивается риск заболевания ВИЧ-инфекцией, а также риск причинения вредажизни или здоровью лиц, находящихся или проживающих рядом с помещением, где организован притон, и т.д.125 Другими словами, указанная деятельностьвлечет за собой маргинализацию населения и, как следствие, рост преступности,в чем и заключается социальная обусловленность ее криминализации.2.Создание некоммерческой организации, посягающей на личность иправа граждан, криминализировано законодателем в связи с тем, что в данномслучае организаторы, используя инструменты управления группами людей,т.е. манипулируя общественным сознанием, нацеливают их на общественноопасное поведение, в связи с чем члены таких организаций, находясь под влиянием организаторов, зачастую причиняют вред себе или окружающим, в том124См.: Кузнецов В.И.
Некоторые проблемы ответственности по статье 232 УК РФ //Сибирский юридический вестник. 2008. № 2. С. 88; Ступина С.А., Лотц Д.Н. Уголовная ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотическихсредств или психотропных веществ // Вестник Сибирского юридического института ФСКНРоссии. 2012. № 1(10). С.
31.125См.: Родионов А.И. Организация либо содержание притонов для потреблениянаркотических средств или психотропных веществ, совершенные рецидивистами // Юридическая наука. 2011. № 4. С. 67; Ролик А.И. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ // Наркоконтроль. 2014. № 4.
С.20.66числе нарушая права и интересы граждан, общества и государства126. Немаловажно при этом то, что зачастую рассматриваемое преступное деяние получаетуголовно-правовую оценку лишь в рамках норм об ответственности за отдельные преступления, что, по справедливому замечанию В.В. Воробьева, представляет собой неадекватную реакцию на «первичное» преступление, являющееся,по сути, причиной «вторичных» преступлений127. В связи с этим социальнаяобусловленность самостоятельной криминализации указанного проявления организационной деятельности заключается в его общественной опасности, подразумевающей как нарушение прав граждан, входящих в такие организации вкачестве членов, так и нарушение прав и интересов других граждан, общества игосударства, т.е. создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, детерминирует преступность в целом.
Криминализацияв данном случае обладает предупредительным потенциалом не только в отношении рассматриваемого преступного деяния, но и в отношении тех преступных деяний, которые продуцируются такими некоммерческими организациями.3.Возведение законодателем в ранг преступных деяний организациизанятий проституцией обусловлено тем, что организационная деятельностьвключает сводничество, сутенерство, а также организацию соответствующихпритонов128 и потому, являясь преступным деянием, способствующим проституции129, как замечают И.С. Алихаджиева и В.В. Меркурьев, влечет за собойпреступления, обусловленные проституцией (торговлю людьми, вовлечение взанятие проституцией и т.д.), а также преступления, сопряженные с проститу-126См.: Шалагин А.Е.
Ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, по Уголовному кодексу Российской Федерации //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 12. С. 60.127См.: Воробьев В.В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям в сферефункционирования некоммерческих организаций: дис. … канд.
юрид. наук. Краснодар, 2014.С. 31.128См.: Алихаджиева И.С. Вовлечение в занятие проституцией и организация занятияпроституцией: недостатки конструкции и содержания статей 240 и 241 УК РФ // Вестник Поволжского института управления. 2009. № 3. С. 109.129См.: Чилингаров К.В. Объективная сторона организации занятия проституцией //Современные научные исследования. 2012. № 14(11). С. 10.67цией (убийства, причинение вреда здоровью и т.д.)130. Иными словами, организационная деятельность в данном случае, являясь исходной точкой, обусловливает причинение ущерба чрезвычайно широкому кругу общественных отношений, поскольку проституция подрывает общественную нравственность, способствуют распространению заболеваний и т.д.131 Таким образом, можно заключить, что социальная обусловленность криминализации организации занятийпроституцией также связана с тем, что указанное преступное деяние являетсяпервопричиной, исходной точкой иных преступных деяний в самых различныхсферах.Вышеизложенное позволяет заключить, что социальная обусловленностьсамостоятельной криминализации организационной деятельности в рамках преступлений против здоровья населения и общественной нравственности основывается не столько на общественной опасности соответствующих преступленийкак таковых, сколько на присущей им способности становиться первопричинойиных преступных деяний, затрагивающих широкий круг общественных отношений, т.е.
способствовать росту преступности в целом.Говоря о социальной обусловленности самостоятельной криминализацииорганизационной деятельности в рамках преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 279, 2821, 2822 и 2841 УК РФ),следует заметить, что она может быть охарактеризована следующим образом.1. Криминализация организации вооруженного мятежа связана с тем, чтов настоящее время наблюдается обострение политической борьбы по всему миру, что применительно к Российской Федерации проявляется в стремлении оп-130См.: Алихаджиева И.С., Меркурьев В.В.
К криминологическому определениюклассификации преступлений, связанных с проституцией // Всероссийский криминологический журнал. 2016. № 4. С. 751–752.131См.: Герасимов Н.В. К вопросу об объекте организации занятия проституцией //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 71. С.
64–65; Зотова О.В. Организация и содержание притонов для занятия проституцией как негативное социальное явление и особенности ее криминологической характеристики // Юристъ – Правоведъ. 2008.№ 6. С. 57; Нурмухаметова А.М. Понятие и система преступлений, связанных с проституцией, в отечественном уголовном праве // Актуальные проблемы экономики и права. 2010.
№ 4.С. 254.68позиционных сил дестабилизировать ситуацию, в том числе путем подготовкипри финансовой поддержке зарубежных неправительственных организаций идругих иностранных спонсоров «бархатной» революции на территории российского государства132. Организационная деятельность в данном случае являетсяпервопричиной как самого вооруженного мятежа в случае его свершения, так идругих преступных деяний, совершение которых в той или иной степени обусловлено мятежом (убийства и т.д.).















