Диссертация (1173767), страница 6
Текст из файла (страница 6)
3 Исходить из того, что любаяидея ограничения царской (королевской) власти суть конституционная идея,на наш взгляд, методологически не верно, поскольку при таком подходестановитсяневозможновыделитьиопределитьсущностьконституционализма как такового. Вполне очевидно, что это феноменНового времени, который прошел закалку в эпоху религиозных войн,Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории ипрактики). Дисс….
доктора юр. наук. Екатеринбург, 2002. – С.9.2Галиуллина М.В. Конституционализм в России во второй половине XVIII - началеXIX веков. Дисс. … канд. ист. наук. Курган, 2004. – С. 48.3Баев В.Г., Ковальски Е. Конституционализм: история и теория вопроса//http://pvlast.ru/archive/index.512.php.Аналогичнуюпозициюзанималиавторыфундаментального сборника статей по конституционализму советского периода. См.:История буржуазного конституционализма XVII – XVIII веков. М.: Наука, 1983. – С. 3-9.133испытал мощнейшее влияние идей гуманизма и получил четкие своиформулировки в эпоху Просвещения. Очевидно, что о конституционализмеможно говорить только тогда, когда общество признает достоинстволичности.
А личность и ее достоинство суть феномены эпохи Возрожденияи более поздних времен.В.В. Виноградов полагает, что «конституционализм первоначальновозник как политико-правовая теория, обосновывающая необходимостьдемократического устройства государства на основе конституции. [Приэтом – В.В.К.]… система конституционных идей, являясь одним изэлементов конституционализма, выступает также и его предпосылкой». 1 Нанаш взгляд, методологически неверно полагать, что один из элементовсистемы может быть её предпосылкой. Скорее система определенныхценностейипринциповявляютсяискомымсодержаниемпонятияконституционализма. Кроме того, как известно из английской истории,первоначальной интенцией конституционализма была защита прав и свободграждан, а не их участие в управлении государством.
Иначе можно прийти квыводу, что в современном Иране, где есть выборы, но не гарантируютсяличные права, есть конституционализм, а в Англии XVIII века, где былигарантированы гражданские права, но не было массовой демократии, его небыло. Слабость своей позиции понимает и сам В.В. Виноградов, которыйдобавляет, что «понятие «конституционализм» не сводилось к наличиюконституции, к формальному соответствию нормативных актов и действийвластей нормам конституции».
2 В содержание данного понятия, помимоформального соблюдения конституции, этим исследователем включаетсяряд мер обеспечения реального ограничения государственной власти:разделения властей, признание естественных и неотъемлемых прав и свободчеловека,установлениедемократическогополитическогорежима,Виноградов В.В. Становление конституционализма в монархической России. Дисс…канд. юр. наук. Волгоград, 2002.
– С. 53.2Виноградов В.В. Становление конституционализма в монархической России.Дисс.…канд. юр. наук. Волгоград, 2002. – С. 54.134многопартийности, идеологического плюрализма. Наиболее лаконично всеэто было сформулировано во Французской Декларации прав человека игражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользованиеправами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».1 Нотогда становится не понятно, демократия у В.В. Виноградова являетсяцелью или средством реализации идей конституционализма.
Очевидно, чтоиз истории государства и права известно, что демократия более древнееизобретениечеловечества,чемконституционализм.Следовательно,конституционализм изначально решал другие задачи и его синтез с идеейдемократии произошел позднее.Историк В.Ю. Захаров, анализируя идеологию эпохи Просвещения,отмечает, что основное внимание в большинстве конституций того времени,уделяется именно законодательной ветви власти, так как исполнительная исудебная ветви власти существовали всегда, начиная с образования первыхгосударств.
Законодательная же власть как отдельная и независимая отдругих ветвей власти – явление сравнительно новое во всемирной истории,восходящее к идеологии Просвещения XVIII века. Поэтому вполне понятенповышенный интерес разработчиков конституций (особенно первых)именно к этой ветви власти. На основе этого В.Ю. Захаров полагает, что«конституционализмможноохарактеризоватькакобщественно-политическое течение, направленное на введение Конституции как высшегозакона государства, основанного, прежде всего, на трех составляющих:создание законодательной ветви власти, воплощенной в представительноморгане (Парламент, Национальное Собрание и т.д.), отделенной от другихветвей власти и ограничивающей единовластие монарха (применительно кXVII-XVIII векам); принятие фундаментальных законов, обязательных дляДекларация прав человека и гражданина 1789 г.// Хрестоматия по всеобщей историигосударства и права.
М.: Гардарика, 1998. – С. 207.135всех, в том числе и для монарха, включая и избирательный закон; наконецопределение неотчуждаемых прав, свобод и обязанностей граждан». 1В этой связи можно было бы только приветствовать использованиеметода единства исторического и логического, что, на самом деле, редковстречается в юридических исследованиях.
Но В.Ю. Захаров в качествеисходной логической клеточки для построения определения такогоисторического феномена как конституционализм берет общественнополитическое течение, которое исповедовало определенные принципы. Этоснижаетэвристичностьданнойметодологии,посколькуфеноменобщественного сознания сводится к определенным её носителям.
На самомделе, это, как мы покажем ниже, довольно распространенное заблуждение вроссийской науке, которое, прежде всего, выражается в том, что реализацияпринципов конституционализма тесно взаимосвязывается с наличием слоячастных собственников. И отсутствие таковых в прошлой и современнойРоссии якобы объясняет непростую судьбу конституционализма в нашейстране.Н.В. Мамитова дает такое определение: «Конституционализм – этосистема правовых идей, взглядов, традиций и институтов, определяющихобщественный и государственный строй, закрепляющий отношения власти,государстваиличности,порождаемыеконституционнымопытомразличных исторических стадий развития государства и общества ивыраженные внормах, обычаях и правовом сознании этого общества.Сущность конституционализма выражается в общественном согласии поэтим вопросам, которое выступает необходимым условием его прочности».2Общественныйконсенсус,конечно,являетсяважнейшимусловиемреализации принципов и ценностей конституционализма.
Но пониманиеЗахаров В.Ю. Российский конституционализм 2-ой половины XVIII – 1-ой четвертиXIX вв. в контексте развития западноевропейской правовой мысли. Дисс… док. истор.наук. М., 2010. – С.65-662Мамитова Н.В. Российский конституционализм: история и современность.Дисс…док. юр. наук. М., 2006. – С.14.136этих последних как исключительно определение границы активностигосударства слишком абстрактно, а потому и бессодержательно. Посколькуограничение границ деятельности может проводиться, например, порелигиозным соображениям, что совершенно не связано с сущностьюконституционализма.Иначеговоря,притакомпониманииконституционализма утрачивается его специфика.Л.В.
Сонина предлагает следующее определение интересующего насфеномена:«Конституционализмзаключающийсявэто–политико-правовойконституировании(постиндустриального)обществаирежим,индустриальногоустановлениявнемначалконституционности (гармонии, справедливости) с целью обеспечения егоравновесного существования и развития путем воплощения в праве,правосознании, общественно-государственном устройстве идей (ценностей)приоритетаконституционногозаконодательства,обеспечениячеловеческого достоинства, прав и свобод человека и гражданина,демократии и децентрализации, сильной государственной власти, свободыэкономической деятельности, иных идей (ценностей), а также путемвыделения в обществе социальных групп, способных отстаивать названныеидеи(ценности)».1Намнесоответствующимпредставляетсяисторическомутакоеразвитиюопределениеданнойпростопарадигмы,поскольку первые идеи и акты конституционализма появились задолго доначала индустриализма.Какотмечаетсявсовременнойотечественнойюридическойлитературе, единство принципиальной основы конституционализма неисключает национальной специфичности его конкретно-историческихформ.
Исходя из этого постулата, О. Е. Кутафин отмечал, что «никогда небыло конституционализма вообще, а всегда был конституционализманглийский, американский, французский, германский и т.п., причем каждыйСонина Л.В. Конституционализм в Российской Федерации как политико-правовойрежим. Дисс…канд. юр. наук. Екатеринбург, 2001.– С. 7137из них всегда связывался с определенной эпохой своего существования». 1 Вданном случае термин «конституционализм» применяется и по отношениюкстранам, где нетписанойконституции,еслив этихстранахфункционирует режим конституционной демократии (как, например, вВеликобритании).
При этом к государствам так называемой первой волныконституционного развития относятся Великобритания, США и Франция.Их опыт оказал влияние на страны последующих «волн».Это влияние способствовало тому, что в разных социокультурныхусловиях наблюдаются сходные проявления конституционализма. Какзамечает в этой связи О. Е. Кутафин: «Во все времена и во всех странах,избравших конституционализм в качестве доктрины государственногостроительства, государственный строй должен был отвечать большинствуследующих требований:А) обеспечение основных прав человека, и прежде всего, правачастной собственности;Б) верховенство законов;В) формальное равенство всех перед законом;Г) разделение государственных властей;Д) осуществление законодательной власти органом народногопредставительства, избранным широким кругом лиц с исключением какихбы то ни было сословных принципов;Ж)определениегосударственныхдоходовирасходовзаконодательным органом народного представительства».