Диссертация (1173765), страница 62
Текст из файла (страница 62)
Они объяснялись необходимостью отстоять свои права, вытекающие из обычаев, решений хана или договоров, и подтвердить перед богом свою правоту. Несправедливость действий нападающего объяснялась иболее общими причинами — их несоответствием установленному богом порядку вообще.И для русских князей и церковных иерархов именно защита «православного христианства от погибели» выступала обоснованием вооруженной защиты от нападений войск хана и Чингизидов («царя и царевичей»).После признания ислама официальной религией Орды военная политикаэтого государства строилась с учетом базового мусульманского деления всехнародов на две группы — «мир ислама» и «мир войны», а также институтаджихада — войны с отступниками от ислама или «неверными», совершающими агрессию против мусульман, вне зависимости от того, представителямикакой страны они являются.
Убийство представителей иных религий, если они274не соблюдают условий договора с властями и ведут вооруженную борьбу против мусульман, было ненаказуемо855. Борьба с несправедливостью, противоречащей воле Аллаха, считалась по исламскому праву достаточным основаниемдля ведения войны и если обе воюющие стороны были мусульманами. Подтверждением служило положение Корана: «И если бы два отряда из верующихсражались, то примирите их.
Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратиться к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости ибудьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных!» (Коран, сура49:9). Мусульманские правоведы подчеркивали, что правитель обязан сначалапринять меры для убеждения в необходимости повиновения властям.
Но еслитакая попытка оказывается безуспешной, то преследование и казнь смутьяновявляется законной обороной со стороны мусульманского государства и справедливой войной во имя интересов всех мусульман с целью предотвращенияагрессии против общины856. При таком подходе оборонительные войны перерастали в отличающиеся по своим целям (восстановить справедливость и предупредить новые посягательства) войны карательные.Концепция оборонительной войны для защиты «христианства и христиан» активно использовалась русскими князьями и русской церковью, в томчисле для объяснения справедливости войн как против Чингизидов, так и против католиков.Карательные войны имели своим основанием невыполнение принятыхна себя нарушителем обязательств, в том числе обязанностей соблюдать верность и покорность857.
Эти обязательства, как правило, получали форму устных обещаний, сопряженных с определенными действиями (ритуалами) иСюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 11,190.856См.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право... С. 191.857Типичными карательными военными походами за проявленную непокорность были, вчастности, разорение Твери в 1328 г. и Москвы в 1382 г.275855скрепленных религиозной присягой (клятвой, шертью или крестным целованием).
Документальное отражение они получали в ярлыках, шертных и договорных грамотах. Поэтому карательная война имела тесно связанное с политико-юридическим религиозное объяснение (невыполнение обещания богам).Признаки карательных войн имели и походы русских князей на клятвопреступников. Не случайно, например, в 1449 г. в поход на Дмитрия Шемяку,нарушившего «крестное целование и грамоты проклятые», великий князь Василий Темный взял не только «братию свою» и татарских царевичей «со всемисилами», но и митрополита и епископов858.Клятвопреступниками были объявлены новгородцы в 1471 г. : «от христианства отступаете к латынству чрез крестное целование». Иван III объявил:«мы владеем вами и жалуем вас и бороним отовселе а и казнити волны жеесмы, коли на нас не по старине смотрите», после чего начал войну с Новгородом «за их неисправление и отступление»: «Ити на Новгород ратию, понежебо в всем измениша»859.
Карательной войной был и поход Ивана III на Новгород в 1478 г.: «Выиде князь великий с Москвы к Новугороду за их преступление казнити их войною»860. Признаки карательной экспедиции с целью истребить противника («казнить войной») и обезопасить себя от него, имел походИвана Грозного на Великий Новгород в 1570 г.861От вида войны в значительной мере зависили правила обращения войскс мирным населением на территории неприятеля.В завоевательных войнах предписывалось воздерживаться от насилиянад населением территорий, уже подчинившихся завоевателям.
Потрава посевов и грабеж имущества завоеванного мирного населения влекли суровоеВологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. 26. С. 208; Зимин А. А. Витязь на распутье:Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 134.859Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 12. СПб., 1901. С. 128-129.860Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т.
12. СПб., 1901. С. 172.861Тельберг Г. Г. Указ. соч. С. 16.276858наказание вплоть до смертной казни862. Сохранение имущества и лояльностисогласившегося подчиниться населения отвечало экономическим и политическим интересам Чингизидов. Лишь отказ от подчинения влек разграбления исожжение городов, гибель их населения. Такое же безжалостное отношение кмирному населению имело место в войнах карательных. Если правители, подчинившиеся власти Чингизидов, в последствии допустили непокорность и неисполнительность, либо причинили Чингизидам вред, их земли подвергалисьразорению, а жители – грабежу и избиению.В последующем (XV-XVI вв.) русские князья и цари демонстрировалисхожее отношение к населению присоединяемых к Москве территорий.
Так, входе карательного похода 1471 г. на Новгород воеводам великого князя былодано указание «жещи и пленити и в полон вести и казнити без милости за ихнеисправление к своему государю великому князю». Во исполнение этого приказа «начаша новогородские места грабити и жечи и люди сечи и, в хоромызапираа, жечи»863. От избиения могло спасти только полное признание властивеликого князя Московского и принесение присяги ему на верность. Несоблюдение этой присяги (измена) влекла массовые карательные меры.По русским обычаям война объявлялась направлением противнику «розмирных» или «розметных» грамот864: «не сложа крестного целованьа» и «нездав своей правды воевать …нелзе»865. Справедливость войны обосновывалась правонарушениями («неправдами»), совершенными неприятелем.
Так,например, описывает псковский летописец основания военного похода вели-Почекаев Р. Ю. Правовая культура Золотой Орды… С. 160-163.Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 12. СПб., 1901. С. 133, 137.864Так, с посылки в Новгород «грамот разметных за их неисправления» началась непосредственная подготовка к военному походу великого князя Ивана III в 1471 г.
(Летописныйсборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ. Т. 12. СПб., 1901.С. 130).865Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. В10 т. Т. 1. С 1488 по 1594. СПб., 1851. Стб. 136; Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). М., 2005. С. 8-13, 570.277862863кого князя Московского Ивана III на Великий Новгород (1478 г.): «Князь великий… разверже мир… и нача искати на новгородцех своих прародителейстарин земли и воде и всех пошлин, как пошло от великого князя ЯрославаВолодимировича, и хотя отмстити Великому Новугороду древняя нечести имногиа грубости бывшиа от них великым князем»866.При обосновании войн против иноверцев ключевое значение имели религиозные факторы. Так, поход войск Ивана IV на немцев (1560 г.) был проведен «за их за многие неправды и за порушение крестианскые веры и за позжение образов Божиих и святых всех и за всех их неисправленье пред государем и за то, что королю городки многие позакладывал»867.
В то же время, религиозные факторы играли важную роль и при обосновании войны противединоверцев, объявленных отступниками. Так, военный поход 1471 г. на Новгород объяснялся тем, что новгородцы «начаша отступати к латынству. И такопоиде на них князь великий, не яко на христиан, но яко на иноязычников и наотступников православия»868.Значительное воздействие на русские военные обычаи оказала христианская церковь.
Под ее влиянием – исходя из принципа недопустимости порабощения христиан - в войнах между русскими князьями пленные считалисьневольниками только на период военных действий.Договорами русских князей между собой предусматривалось, что послезаключения мира пленные «взаимно возвращаются без выкупа и без поголовного размена» с освобождением от данных в плену обязательств (кабалы, поруки, присяги)869. Так, в договорной грамоте великого князя Тверского Михаила Ярославича с Новгородом (1317 г.) говорилось: «Что ся учинило промежиПсковские летописи: Вып.
2. М., 1955. С. 54.Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 13. 2-я половина. СПб., 1906. С. 327.868Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 12. СПб., 1901. С. 132.869Лохвицкий А.
В. О пленных по древнему русскому праву (XV, XVI, XVII века). М., 1855.С. 1.2-1.3, 5.2.278866867Князя и Новагорода розратье… А что головы поимано по всей волости Новгородской, а те поидут к Новугороду без окупа»870. Схожие положения содержались и в иных договорах, в том числе князей Московских, Галицких, Можайских, Рязанских (1428-1440 гг.)871. Если пленный был продан в другое княжество, продавшая сторона обязана была его выкупить872.