Диссертация (1173765), страница 58
Текст из файла (страница 58)
А еслицарь противится велению божию, то и ему нужно противиться. Ведь, как доказывал монах Филофей (около 1523–1524 гг.), судьба государств, идеологияПонятие самодержавной власти означало ее независимость (см.: Исаев И. А. Историягосударства и права России. М., 2010. С. 91). Впервые московский великий князь былназван «русским самодержцем» собором епископов 1459 г. (Русский феодальный архивXIV – первой трети XVI века.
Вып. 1. М., 1986. № 14. С. 92).782Вместе с тем, Лохвицкий А. В. (О пленных по древнему русскому праву (XV, XVI, XVIIвека). М., 1855. С. 3.19) отмечал, что при Иване III «не прекратились трибутарные отношения Московского государства к Татарским ордам: они перешли от Золотой Орды к Крымской… При неимении хороших оборонительных средств на южной границе, древней России было гораздо выгоднее платить Крымским разбойникам… нежели подвергаться опасности терять десятки тысяч людей, уводимых в плен».
Как и Византия в ряде случаев Московское государство вынуждено было платить за свою безопасность.783Политический конкурент Ивана III великий князь Тверской еще в середине XV в. называл себя «царем» и выпускал монеты с изображением двуглавого орла (см.: Зимин А. А.Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982. С. 145).784Цит. по: Карташев А.
В. Очерки по истории русской церкви… С. 543.785Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви… С. 481.255781которых основана на христианской вере, непосредственно связана с отношением власти к вере. Такие государства гибнут, только если отступают от православной веры.
Поэтому точное следование православию — это и есть основное средство охраны безопасности государства. В качестве примера приводилась Византия, к гибели которой привело именно предательство веры786. ВМосковском государстве утверждается, по определению С. А. Салтыковой,русская национальная модель православной «симфонии»787.Наконец, 16 января 1547 г. великий князь владимирский и московскийИван IV Васильевич совершил акт церковного венчания на царство. Титул«боговенчанного царя» юридически закреплял за ним прерогативы верховногопопечения об интересах православия и церкви.
Провозглашение великогокнязя царем совпало с сосредоточением в его руках власти над всеми русскимиземлями, кроме вошедших в состав великого княжества Литовского. Послевзятия войсками Ивана IV Казани и Астрахани прерогативы их ханов перешлик московскому царю788.В политическом аспекте принятие великим князем владимирским и московским царского титула было связано с противостоянием Орде, а затем ее политическому наследнику — Крымскому ханству.
При этом речь шла о стремлении поставить власть московского князя выше власти Чингизидов. Это достигалось путем присвоения титула, равноценного титулу правителя Орды, содновременным обоснованием большей древности царского достоинства Рюриковичей и их родственной связи с императорами Древнего Рима789.После того как на московского царя легла обязанность печься «об устроении православного христианства» под страхом «Божия наказания за небре-Томсинов В.
А. История русской политической и правовой мысли... С. 69.Салтыкова С. А. Государственная защита православной веры и церковной организациив России (X-XVII вв.): дис. … канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2004. С. 168, 180.788Горский А. А. О титуле «царь» в средневековой Руси (до середины XVI в.) // Одиссей.М.: Наука, 1996. С. 209–210.789См.: Горский А. А. О титуле «царь»... С. 210.256786787жение», еще более значительную роль в государственной жизни начинает играть Кормчая книга.
По образному выражению А. И. Сидоркина, нормы церковного права являлись как бы «основными законами» по отношению к текущему законодательству790. Именно в прежних, еще не испорченных унией законах Византийской империи отражался тот истинно православный порядок,хранить который и должно было Русское царство.К концу XV – середине XVI вв. относится создание первых общерусскихнормативных правовых актов, содержащих нормы об ответственности за посягательства на основы политического строя – Судебников 1497 и 1550 гг.К первой половине XVI в.
относится также заключение последних договорных междукняжеских грамот, которые на протяжении двух веков игралироль основного вида правовых актов, содержащих правила о защите русскогополитического строя. Целями этих последних грамот были утверждение великого княжения за наследником Василия III Иваном и предупреждение возможных посягательств на престол со стороны брата Василия III Юрия.
Так, в грамоте от 24 августа 1531 г. закреплялись обязательство Юрия хотеть Василиюи его детям «добра везде во всем и до живота», иметь общих недругов и друзей. «А с кем будешь ты в целованье, и тобе тому целованье сложити; а ивпредь тебе, опричь меня Великого Князя и моего сына Князя Ивана, в целованье ни с кем не быти. А что ты слышев о нашем добре, и о моем сыне оИванове добре, и о нашех детех добре или о лихе от Крестьянина, или от Литвина, или от иноверца, от кого ни буди: то ти мне и моему сыну Ивану, инашим детем поведати в правду, без примышлениа».
В отношении всех земель,которые получил «от отца или от Бога» Василий III, его брат Юрий долженбыл «того подо мною под Великим Князем, и под моим сыном Иваном, и поднашими детми блюсти и не обидити, ни вступатися ни во что, и не подъискивати… А придет Божья воля, возмет Бог меня… тобе сына моего Ивана держати в мое место… а Великих ти Княжеств под ним, и под моею Великою790Сидоркин А. И. Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы... С. 20.257Княгинею, и под нашими детми блюсти и не обидити, ни вступатися, ниподъискивати никакими делы, никоторою хитростью»791. Обвинение в несоблюдении этого обязательства дало основание после смерти Василия III взятькнязя Юрия под стражу 7 декабря 1533 г. в темницу, где он умер 3 августа1536 г.7928.Как уже отмечалось, в механизме правовой защиты политическогостроя важную роль играл титул главы политической системы. Он в концентрированной форме выражал правовой статус носителя публичной власти, характеризовал полномочия и общую правосубъектность, являлся правовымсредством охраны его политических интересов.
Изменения титула главы государства отражают особенности организации политической власти в соответствующий исторический период.Для истории отечественной юриспруденции особое значение имеютформа и содержание титула монарха периода формирования русского централизованного государства вообще и XVI в. в частности. Их уточнение позволяет лучше понять механизмы и закономерности политического развитиястраны, объяснить его специфические черты и характеристики.Титул монарха имеет сложное содержание. Он отражает территориальные пределы государственной власти, а также источник власти и ее религиозные характеристики.
Отдельного внимания заслуживают те элементы титула,которые характеризуют особенности политического статуса, отражают местомонарха в системе внутренних и внешних политических связей, его роль в политической системе. В титуле главы Московского государства они выражались понятиями «князь» («великий князь»), «царь» и «господарь» («великийгосподарь»). Последний из указанных элементов титула нуждается в специальном рассмотрении.См.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. ... С. 142–143.792Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв.
... С. 144.258791В современной юридической историографии наличие у главы Московского государства титула «господарь» («осподарь»), как правило, не упоминается и, как следствие, не анализируется. Это связано с представлением о том,что уже в рассматриваемый период великий князь Московский именовался«государем», а возглавляемая им политическая система — «государством».Однако обращение к первоисточникам не подтверждает подобные мнения.Наиболее надежным источником информации о фактическом содержании титула главы Московского государства являются его печати. Применительно к XVI в.
речь идет о печатях великих князей и царей Рюриковичей:Ивана III Васильевича, Василия III Ивановича, Ивана IV Васильевича и Федора Ивановича, а также Бориса Федоровича Годунова.Основа титулатуры главы Московского государства XVI в. была заложена Иваном III. Титульная надпись на его великокняжеской печати 1497 г.гласит: «ИОАН БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ»793. «Господарем» или «великим господарем» Иван III называет себя в посланиях к правителю Кафы и Тамани (1484 г.)794 и венгерскомукоролю (1488 г.)795, в верительных грамотах императору Фридриху и римскому королю Максимилиану (1489 г.)796, а также папе римскому Александру(1499 г.)797.
Иван III именовался «господарем» («осподарем») также на московских деньгах: «Князь великий Иван Васильевич осподарь всея Руси»798.Титул «господарь» сохраняли за собой и наследники Ивана III. Об этом,Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. ... С. 143.Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымской и Ногайской ордами и с Турцией.
С 1474 по 1505 г., эпоха свержения татарского ига в России //Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 41. СПб., 1884. № 10. С. 41.795Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными.Т. 1. Дипломатические сношения с империей Римской (с 1488 по 1594 год). СПб., 1851.Стб. 165.796Памятники дипломатических сношений древней России...