Диссертация (1173765), страница 60
Текст из файла (страница 60)
Таким образом, искоренение еретиков – это законное средствоимуть господа та в томь селе, иже творять требы и присягы, да продасться со всемь именьемь своимь, а цена их дасться нищим» (Закон судный людем краткой редакции. М., 1961.С. 104).822Бенеманский М. О Прохеiрос Nомос... С. 383.823Преподобный Иосиф Волоцкий.
Просветитель. М., 2011; Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981. В своем творчестве Иосиф следовал традиционному для христианскойлитературы методу изложения мыслей с помощью цитат из авторитетных источников. Пообразному выражению В. А. Томсинова, Иосиф «был подобен строителю, который из чужих кирпичей возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его собственногооригинального творения» (Томсинова В. А. История русской политической и правовоймысли... С.
94).824Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 2011. С. 406-407.265обеспечения безопасности государства825.Власти обязаны преследовать еретиков и вероотступников826. Иосиф Волоцкий приводит этому примеры из византийской и русской истории. Так, онпишет об искоренении во Пскове ереси стригольников: «Ересь удалось уничтожит лишь тогда, когда посадники, по совету благочестивых князей и святителей и иных именитых христиан, велели схватить стригольников и не оставили ни одного, но всех заточили в темницу до самой смерти их»827.При этом Иосиф различал тех, кто «придерживается некоторых еретических воззрений» (еретиков), и отступников828, утверждая, что «отступникихуже не только еретиков, но и эллинов и жидов». «Отступники, извратившиеСвященное Писание и уклонившиеся от правого пути, начинают потом прельщать православных и затягивать в свою тьму». И еретики, и отступники заслуживают суровых наказаний — смертной казни и конфискации имущества.Направления отступников в монастырь недостаточно: «Не в манастыри посылати их, а казньми смертными да торговыми казнити», пишет Иосиф, критикуярешения Собора 1490 г., который не вынес решения о смертных казнях еретикам829.Иной позиции придерживались идеологи нестяжательства.
Так, Максим Грек, которыйпроповедовал принцип невмешательства государства в личные убеждения подданных, невидел роли государства в «разоблачении теоретических заблуждений» еретиков (Золотухина Н. М. Политико-правовая мысль XVI в.: Максим Грек о правде, справедливости, законности и правосудии. М., 2018. С. 294).826Волоцкий посвятил этому вопросу отдельное сочинение, вошедшее в «Просветитель»под названием «Слово против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни вероотступника» (Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель… С.352-374).827Преподобный Иосиф Волоцкий.
Просветитель. М., 2011 С. 404.828Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981. С. 74.829Борьба с «ересью жидовствующих», возникшей в Новгороде в 1470-е годы, была важнымсобытием русской религиозно-политической жизни. В 1490 г. Церковный собор осудил заприверженность к этой ереси нескольких священнослужителей на низвержение из сана изаточение.
По осуждению Собором еретиков, которые «глаголаше хулу на господа нашегоИисуса Христа, сына божия, и на пречистую его богоматерь, и святым иконам ся не поклоняют и называют иконы идолы», их ответственность ограничивалась ссылками на карунебесную. Ересь продолжала распространяться, поэтому в 1504 г.
Собор принял решение о«градской казни» еретиков (см.: Развитие русского права в XV — первой половине XVII в.М., 1986. С. 161–162).266825Для выполнения своих обязанностей государственная власть должна«скрывающихся еретиков… найти и допросить», иными словами, организовать систему розыскных мер830, поэтому Иосиф просил великого князя Московского Ивана III послать по всем городам «с обыском», причем, по егомысли, проведение «обыска» должно быть организовано не только «премудро», но и «с прехыщрением». В качестве правомерной основы таких действий приводились примеры из Священной истории, когда «благочестивыецари» не останавливались перед любыми пытками: «изрезывание языков»,«нанесение двести ран ремением» и т. п.831 Иосиф подчеркивал, что суровомунаказанию подлежат не только сами «мудрствующие лукаво», но и те люди,которые не донесли властям на еретика или отступника.Иосиф Волоцкий утверждал, что карающий меч государя как главныйатрибут его власти832 должен быть обращен на охрану благочестия и правоверия в стране, которые, в свою очередь, охраняют государство от погибели.Во многом именно эти идеи служили обоснованием признания нарушенияустановленных церковью правил отправления культа и религиозного инакомыслия в качестве не только церковного, но и политического преступления,посягающего на безопасность государства833.Эти идеи были реализованы великим князем Иваном III к сторонникамереси «жидовствующих».
После того, как Освященным Собором в Москве(1488 г.) трое еретиков были признаны виновными, великий князь приказалподвергнуть их телесным наказаниям (торговой казни) «по правилам царским». После этого новгородский митрополит получил указание продолжитьЭтому вопросу посвящено отдельное произведение Иосифа Волоцкого «Против ересиновгородских еретиков, говорящих, что не следует особенно много дознаваться, выведывать и допытываться о еретиках и отступниках, если они сами не исповедают своей ереси иотступничества» (Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель… С.
375–380).831Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981. С. 75.832Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981. С. 73.833Не случайно именно отступление от православия (уния о соединении Католической иПравославной церквей) признавалось русскими мыслителями главной причиной «гибели»Византии в результате ее военного поражения (Золотухина Н. М.
Политико-правовая мысльXVI в.: Максим Грек о правде, справедливости, законности и правосудии. М., 2018. С. 299).267830«обыск», а выявленные и непокаявшиеся еретики передавались для торговойказни двум боярам, назначенным для участия в расследовании. В 1490 г. Освященный Собор в Москве вновь осудил ряд еретиков, к которым были применены «градские казни» (заточение).
Наконец, в 1504 г. Освященный Собор вМоскве осудил еретиков и назначил применение как церковных (покание), таки «градских» наказаний. Руководители секты – Иван Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов – были сожжены в клетке в Москве (27 декабря),некоторые другие были впоследствии сожжены в Новгороде. Ряд еретиковбыли подвергнуты урезанию языка, отправлены в заточение, разосланы по монастырям834.В материалах 1488 г. по делу «жидовствующих» нашел отражение складывающийся в русском централизованном государстве принцип совместнойборьбы с ересью и процессуальные правила ее осуществления: совместное рассмотрение «грамоты о ереси и о хуле на Христа… и о поругании святых икон»великим князем, митрополитом, епископами и «всем собором»; необходимость наличия доказательств («свидетельств»); совместный «обыск» с наместниками великого князя; соборное обличение виновных; направление «непокаявшихся в ереси» к наместникам, которые «велят казнить градскою казнью» «по Великого Князя наказу, как писано в царских правилах…, чтобы ЦерковьБожия безмятежна была»835.9.3.
Укрепление роли церкви в ордынский период создало предпосылкиусиления значения религиозной присяги (крестное целование). С учетом ее значительной гарантирующей роли в политических отношениях невыполнениепринятых под присягой обещаний приобретает характер одного из наиболееопасных деяний, подрывающих основы религиозно-политического строя.В последующем Собор 1553 г. приговаривал еретиков- «жидовствующих» (Башкина,Артемия и др.) к заключению в монастырях (см.: Макарий (Булгаков). История Русскойцеркви.
Т. 6. Кн. 1. СПб., 1870. С. 80-106, 134-136, 247-268).835Акты исторические… Т. 1. 1334-1598. СПб., 1841. № 285. С. 521-522; Салтыкова С. А.Государственная защита православной веры и церковной организации в России (X-XVIIвв.): дис. … канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2004. С. 113.268834Освободить от наказания в этом случае могли только церковные иерархи, установив уважительность причин и «разрешив от клятвы».Как известно, христианство отличается от других религий «той значительной ролью, которая отводилась регулярной исповеди в деле нравственноговоспитания верующих.
Исповедь должна была побудить грешника к покаянию, способствовать восстановлению нарушенной грехами связи между человеком и Богом»836. Стремление укрепить нерушимость крестного целованияотразилась, в частности, в тексте епитимийника «Покаянье», сохранившегосяв рукописи XV в. После описания епитимий за различные проступки здесь закреплялось правило: «А крест целовав, изменил к кому, за то и до смерти плакатися»837.
Это означало, что несоблюдение крестного целования признавалось особо тяжким грехом, который не мог быть искуплен какой бы то ни былоепитимией.В первой половине XVI в. из общего вопросника на исповеди был особовыделен круг вопросов для «властелина и вельможи». И в этом вопросникепервым пунктом значилось: «Да аще г-не не изменил ли еси гд-рю великомукн-зю крстного целования, и не думал ли еси на него которого зла». Такимобразом, здесь было выделено нарушение крестного целования именно великому князю, которое признавалось особо тяжким злодеянием, поэтому на еговыявление и предупреждение церковь направляла все свои силы и использовала информационные возможности, в том числе «в такой… и наиболее интимной сфере отношений, как общение духовника и прихожанина на исповеди»838.См.: Флоря Б.