Диссертация (1173765), страница 54
Текст из файла (страница 54)
Т. 3. М., 1964. № 12. С. 27-29).700Патриаршая или Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. 12. С. 18.701Псковские летописи. Вып. 1.М., Л., 1941. С. 41.702Сокращенный свод конца XV в. // ПСРЛ. Т. 27. С. 344.238698имущество703 и ослепить И. Д. Всеволожского704.Можно предположить, что И. Д. Всеволожский посчитал новые замыслыВасилия в отношении Юрия незаконными, о чем и заявил публично. Вероятно,именно эта оценка в последующем была воспринята псковским летописцем,утверждавшим, что военный поход Василия на Юрия был несправедливым –«через мирную руку и правду»705. За подобные заявления И. Д.
Всеволожскийвполне мог быть признан крамольником, без разрешения вмешивающимся вмеждукняжеские отношения и заслуживающим за это по традиции изгнания идаже смерти.Причинить смерть И. Д. Всеволожскому без санкции хана Василий всеже не решился. Ведь имевший княжеское происхождение И. Д. Всеволожскийбыл широко известен в Орде и на Руси, а причинение смерти одним членомрода Рюриковичей другому само по себе противоречило бы считавшимисянезыблемыми традициям. Вместе с тем знатоки исторических прецедентов изчисла противников И. Д.
Всеволожского (имен этих «злых человек» источникине сохранили706) подсказали великому князю иной способ обезопасить себя отвлиятельного политического противника. Также как требовльской князь Василько707 в 1097 г. Иван Всеволожский был ослеплен, а также лишен своихВотчины, конфискованные у И.
Д. Всеволожского: «что есмь оу него взял в своеи вине»,- упоминаются в докончаниях великого князя Василия Васильевича с князем Юрием Дмитриевичем 1433 г. и с князьями Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным Юрьевичами 1440г. (Духовные и договорные грамоты… № 30. С. 76, 79; № 34. С. 87). См.: Веселовский С. Б.Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 333-334, 346-347,513.704Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т. 23. С. 148; Тверская летопись // ПСРЛ. Т. 15.
Стб. 490.В одном из неопубликованных летописных сборников говорится о том, что И. Д. Всеволожский был ослеплен непосредственно после возвращения из Орды в 1332 г. (Лурье Я.С. Рассказ о боярине И. Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце // Памятники культуры.Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977. С. 10).705Псковские летописи. Вып. 1... С. 42.706«Вражиим съветом и злых человек оклеветанием... поиман бысть болярин великогокнязя Иван Дмитриевич, оклеветан и зрака лишен» (Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.
Д.Всеволожском в Медоварцевском летописце // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977. С. 10).707Князь Василько был союзником князя Владимира Мономаха – предка Всеволожского.Мономах, как уже отмечалось, резко осудил применение ослепления в междукняжескихконфликтах.239703вотчин (изгнан).Летописи не сохранили сведений о реакции (одобрительной или негативной) русских князей или иерархов церкви на применение великим княземВасилием Васильевичем ослепления. И в 1336 г.
он вновь санкционирует эту,вероятно, показавшуюся ему эффективной, меру – теперь уже в отношениисвоего двоюродного брата – претендента на великое княжение Василия Юрьевича. Притязания последнего противоречили традиционному принципу передачи великого княжения «старшему в роде», который отстаивал его отецЮрий Дмитриевич и признавали его братья, не поддержавшие Василия Юрьевича. После военного поражения от войск Василия Васильевича (14 мая 1436г.) князь Василий Юрьевич был пленен, привезен в Москву708 и 21 мая по повелению Василия Васильевича ослеплен709.Князь Василий Юрьевич (получивший прозвище Косой) после ослепления более не участвовал в политической борьбе и умер в 1447/48 г.710 Но ещепри его жизни ослепление было вновь применено в политическом противоборстве за великое княжение Владимирское.
В феврале 1446 г. эту меру безопасности претерпел сам великий князь Василий Васильевич, отстраненный отвласти князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой и его союзником можайскимкнязем Иваном Андреевичем. Свои действия они объясняли интересами «христианства»711.За полгода до этого события великий князь Василий Васильевич, который попытался военными средствами защитить свои земли от войск Улуг-Му-В Москве был публично казнен – «повешен» - воевода союзных Василию Юрьевичувятчан по фамилии Дятел. Другого вятского воеводу Жадовского «в Переславли чернь мужики» забили насмерть («ослопы убили») (Ермолинская летопись // ПСРЛ.
Т. 23. С. 149).709Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 435; Типографская летопись //ПСРЛ. Т. 24. С. 183; Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. 26. С. 192; Устюжские иВологодские летописи XVI-XVIII вв. // ПСРЛ. Т. 37. С. 86; Новгородская первая летописьстаршего и младшего изводов. М., Л., 1950. С. 418.710Псковские и Софийские летописи // ПСРЛ.
Т. 5. С. 269; Вологодско-Пермская летопись// ПСРЛ. Т. 26. С. 208.711«Христьянства деля и твоего окупа»; «видевши бо се татарове, пришедши с тобою, облегчат окуп, что ти царю давати» (Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. 26. С. 202).240708хаммета, - потерявшего к тому времени власть в Орде, но продолжавшего претендовать на дань с Русских земель, - попал в плен к его сыновьям – царевичамМамутяку и Якубу712. По сведениям Дмитрия Шемяки, а также можайскогокнязя Ивана Андреевича и великого князя тверского Бориса Александровича,освобождение князя Василия из плена было обусловлено не только большимвыкупом, но и политическим планом Улуг-Мухаммета установить свою непосредственную власть над всей Северо-Восточной Русью за исключениемТвери, в которую он собирался направить на княжение Василия Васильевича.Тем самым князь Василий нарушил докончание 1437—1439 гг., которое обязывало его не соглашаться на предложение Орды получить Тверь и Кашин ввеликое княжение713.
Князь Василий якобы «царю целовал, что царю сидетина Москве, и на всех градех Руских, и на наших отчинах, а сам хочет сести наТфери»714. В связи с тем, что «князь велики всю землю свою царю процеловали нас, свою братью», князь Дмитрий Шемяка с союзниками715 собирались «поимати великого князя, а царю не дати денег, на чем князь велики целовал»716.12 февраля 1446 г., когда Василий Васильевич находился на богомольеПока Василий Васильевич находился в плену великокняжеский престол согласно традиционным нормам о порядке наследования занял Дмитрий Юрьевич Шемяка как старший изоставшихся на свободе представителей рода Калиты (см.: Зимин А. А.
Витязь на распутье:Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 105).713Одним из участников этого докончания московского и тверского князей был ДмитрийШемяка (Духовные и договорные грамоты…. № 37. С. 105-107).714Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ.
Т. 26. С. 200. В сообщении Дмитрия Шемякитверскому князю это событие описывалось так: «...и сталося, брате, в нашей земли, но чтоже брат нашь князь великий Василеи целовал тотаром, но что ж твою отчину, великое княжение Тферьское, да и наши отчины хощет предати тотаром, …и тобе възвещаем, но да иты бы еси нам способствовал по христианстве, но и еще же и по своей отчине» (Инока Фомыслово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче / Сообщение Н.П.Лихачева. СПб., 1909. С. 41, 42).715На сторону Дмитрия Шемяки перешли многие из москвичей - бояр, купцов, монастырских служителей: «здумаша со князем Иоанном Андреевичем Можайским, а с ними и отболяр великаго князя, и от гостей московских, и от троецьских старцев» (Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т.
23. С. 152); «мнози же от москвич в думе с ними бяху, бояре же и гости,беша же от черньцов в той думе с ними» (Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. 26. С.200).716Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т. 23. С. 152. По Новгородской летописи (по Голицынскому списку и списку Дубровского) союзники «здумав... царева посла велели потеряти даи казну взяли» (Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т.
4. Ч. 1. С. 454, 489).241712в Троицком монастыре, Дмитрий Шемяка и Иван Андреевич Можайский «изгоном» взяли Москву и поручили боярину Добрынскому схватить князя Василия, объявив, что он «поиман еси великим князем Дмитрием Юрьевичем»717.14 февраля ночью князя Василия привезли в Москву, где через два дня ослепили718, а затем, разлучив с семьей, изгнали - сослали в Углич719.По свидетельству Новгородской летописи, принятые меры объяснялись«виной» Василия Васильевича: «чему еси татар привел на Рускую землю, игороды дал еси им, и волости подавал еси в кормление? А татар любишь и речьих паче меры, а крестьян томишь паче меры без милости, а злато и сребро иимение даешь татаром».
Летопись добавляет: «а и за тот гнев: ослепил бе…князя Василия»720. Как видим, в вину Василию Васильевичу было поставленои ослепление своего двоюродного брата Василия (Косого), поэтому примененные меры могли рассматриваться и как традиционное возмездие по библейскому принципу «око за око».
Летописи сообщают, что в последующем в Угличе перед лицом Дмитрия Шемяки и иерархов церкви Василий Васильевич«во всем вину сам на ся возлагая», «пред своею старейшею братьею» и предвсем «христьянством» повинился в «преступлении в крестном целовании... егоже изгубих и еще изгубити хотел есми до конца». Он заявил, что за свои беззакония достоин был «главныя казни», но по милосердию Дмитрия Шемякиему дарована была жизнь721.В отличие от Ивана Всеволжского и Василия Косого, для Василия Васильевича (получившего в последующем прозвище Темный) ослепление нестало препятствием в дальнейшей политической деятельности.
В результатепечалования иерархов церкви Дмитрий Шемяка простил Василия Темного,Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. 26. С. 202.Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 454. В Новгородской летописипо списку Дубровского говорится, что Василия ослепили еще в Троицком монастыре:«...положиша доску на персех его среди монастыря и ослепиша его, и вину возложиша нанего» (Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4.