Диссертация (1173765), страница 51
Текст из файла (страница 51)
Это была первая, из упомянутых в летописях, публичная смертнаяказнь в Москве. Она состоялась в период, когда великий князь Московский вусловиях апогея ордынской «великой замятни» добился максимальной независимости. Политически казнь Вельяминова символизировала не только административные изменения - упразднение должности тысяцкого, серьезно изменявшее права городского населения661, - но, в первую очередь, свидетельствовала о фактической и юридической самостоятельности великого князяДмитрия Московского. Ведь публичная смертная казнь в этом случае былаосуществлена не с санкции царя, а «повелением великого князя».Наказание боярина, действия которого причинили ущерб междукняжескому союзу, как уже отмечалось, в целом соответствовали русской традиции.Вместе с тем, для обоснования именно смертной казни могла быть использована ситуация 1378 г., когда в битве при реке Воже московскими войсками былзахвачен пришедший из Орды поп Ивана Вельяминова662, у которого былиВыдача вытекала из договора Дмитрия Московского с Михаилом Тверским 1375 г., всоответствии с которым последний был обязан: «А добра ти нам хотети во всем, везде, безхитрости.
А што ты слыша ото крестьянина или от поганина о нашем добре или лисе, а тоти нам поведати в правду, по целованью, без хитрости» (Духовные и договорные грамотывеликих и удельных князей XIV–XVI вв. ... С. 26; Цечоев В. К. История государства и праваРоссии...
С. 144–145).660Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 11. СПб., 1897. С. 45.661Тихомиров М. Н. Средневековая Москва... С. 174.662По мнению И. Д. Беляева, проживавший в Орде Вельяминов мог быть послан Мамаем вМоскву после поражения ордынского мурзы Бегича от московских войск в 1377 г. с намерением организовать там мятеж (Беляева И. Д.
История русского законодательства… С.382).226659найдены яды («злых лютых зелей мешок»663). Великая Яса устанавливала заиспользование «зелей» смертную казнь, при этом обвинения в колдовстве ипопытках отравления активно использовалось Чингизидами в борьбе завласть и устранении конкурентов. Этот опыт мог быть использован великимкнязем Московским.В то же время правовая основа выбора вида смертной казни Вельминоваобнаруживается в 1 главе грани 39 Закона градского, где смертная казнь черезобезглавливание предусматривалась для тех, кто подстрекал потенциальногопротивника к военному нападению.
Подстрекательство к нападению князяТверского на князя Московского могло стать основанием наказания Ивана Вельяминова. Кроме того, к Вельяминову как военачальнику могла быть применена норма главы 19 грани 39 Закона градского о наказании воинов, перешедших на сторону неприятеля: «Ратнии, иже от нас к ним сами приходяще, мечеммучатся». Не случайно Никоновская летопись называет Ивана Васильевича«тысяцким», а не сыном тысяцкого.При этом летописец рассуждает о необходимости повиноваться дажестроптивым владыкам, в качестве одного из которых подразумевая великогокнязя Дмитрия Московского.
Это показывает, что суть обвинения Вельяминова для летописца заключалась в проявлении непокорства и неуважения к великому князю. Вместе с тем, ни в древнерусском, ни в византийском, ни в монгольском праве положений, специально посвященных особой уголовно-правовой охране великих князей (в отличие от царей) не имелось. Попытка великогокнязя Дмитрия Московского сформировать в 1370-х гг. относительно самостоятельную политическую систему породила потребность в инструментах егоособой правовой защиты.
Как представляется, она была реализована в нормео смертной казни за «бесчестье князю великому», включенном в качестве первой главы в Правосудие митрополичье - древнерусский правовой памятник,дошедший в единственном списке в составе рукописного сборника «Цветник»Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 11. СПб., 1897.
С. 43.227663начала XVI в.: «Князю великому за безсчестье главу снять, а меньшему князю,ли сельскому, ли тысячником, ли околичником, ли боарину, ли слузе, ли игумену, ли попу, ли диакону по житью, по службе безсчестье судят»664.Вопрос о времени и обстоятельствах составления Правосудия митрополичьего является дискуссионным665. Не имея возможности давать общуюоценку этому безусловно важному памятнику русского права, отметим, вместес тем, что содержание его первой главы в контексте политических событий1370-х гг.
в Москве дает основание поддержать позицию Л. В. Черепнина, который датировал Правосудие митрополичье концом XIV в. и связал его появление с деятельностью митрополита Киприана. Можно предположить, что Киприан, ставший митрополитом после смерти Алексия в 1378 г., в условиях «великой замятни» в Орде не только благословил князя Дмитрия на Куликовскуюбитву с татарами, но и еще ранее дал церковное одобрение праву великогокнязя самостоятельно казнить союзников темника Мамая. Полагаем, что подготовка Правосудия митрополичьего могла быть элементом реализации усилий великого князя Московского и русского митрополита по обеспечению политической и юридической самостоятельности Русских земель666.
Обновляемый политический строй получал здесь собственные средства уголовно-правовой защиты667.Памятники русского права. Т. 3. М., 1955. С. 426.Памятники русского права. Т. 3. М., 1955. С. 438-439.666Не случайно в конце XIV в., во времена митрополита Киприана, было осуществленоприспособление «на русский толк и говор» Московской Руси текста домонгольской компиляции Книги Законные, о чем в литературе высказано обоснованное предположение (см.:Бенеманский М.
Закон Градский… С. 82-83; Тихомиров М. Н. Исследование о РусскойПравде: происхождение текстов. М., 1941. С. 137-138). Для этого мог быть использован греческий список XIV в. (см.: Византийский Земледельческий закон… С. 218-219). «Поновленные» тексты компиляции сохраняются затем в рукописях XV в., что «совпадает с темимоментами русской рукописной практики, когда и в Москве, и в Новгороде, и в Псковевспыхнул интерес к правовым текстам» (Византийский Земледельческий закон… С.
231).667В. Водов после анализа сохранившихся сведений о документах московских князей, отметил, что ко времени княжения Дмитрия Донского относится и формирование великокняжеской «если не «канцелярии» в узком смысле этого слова, то хотя бы небольшого штаталиц, специализирующихся в области делопроизводства» - дьяков и печатников. При этоммежду великокняжеским и митрополичьим двором имелись «близкие отношений».
Не случайно печатник Дмитрия Донского принадлежал к духовенству. Указание о составлении228664665А в 1378 и 1380 гг. московский князь во главе других русских князейуспешно применяет и военные средства. Войска темника Мамая терпят поражения от русских войск во главе с московским князем Дмитрием Ивановичемсначала в битве на р. Воже, а затем на Куликовом поле (где в ордынском войске сражался и ставленник Мамая – двадцатилетний хан Булак668).
Здесь былапродолжена традиция побед над ордынцами, заложенная князем переяславльским и великим владимирским Дмитрием (1285 г.) и продолженная княземмосковским Даниилом, разгромившим под Переяславлем-Резанским ордынский отряд, пришедший на помощь местному князю (1300 г.)669. В объединенном русском войске 1380 г.
было 23 князя, «рати» пришли из городов: Псков,Брянск, Таруса, Кашин, Смоленск, Новосиль, Ростов, Стародуб, Ярославль,Оболенск, Молога, Кострома, Елец, Городец-Мещерский, Муром, Кемь, Каргополь, Аидом, Устюг, Коломна, Владимир, Юрьев, Белоозеро, ПереяславльЗалесский, Дмитров, Можайск, Серпухов, Звенигород, Боровск, Углич, Суздаль. На помощь князю Дмитрию Ивановичу пришли князья полоцкий Андрейи брянский Дмитрий670.В последующем в 1381 г. князь Рязанский Олег по условиям мира с московским князем, аналогичным его миру с Михаилом Тверским (1375 г.), признал себя младшим братом московского князя, чем еще более укрепил политический статус Москвы.К сожалению, вскоре в политическом положении Москвы происходятдокумента давал сам великий князь или его «бояре введенные», наделенные правом рассматривать судебные дела вместо самого князя (см.: Водов В.
Зарождение канцелярии московских великих князей (середина XIV—1425 г.) // Исторические записки. М., 1979. Т. 103. С.341—346).668«Преже бо начаша ся съеждати сторожевым полки и Рускии с Тотарьскими, сам же великий князь пасха наперед в сторожевых полцех на поганаго царя Теляка, на реченаго плотнаго дьявола Мамаа…» (Новгородская IV летопись… С. 319).669Победы над ордынцами одерживали также князь брянский Святослав (1310 г.), новгородское войско (под Торжком в 1315 г.), князь тверской Михаил (преградил в 1317 г. путьордынскому войску Кавгадыя), князья рязанский Олег и пронский Владимир (1365 г.), князьнижегородский Дмитрий (1370 г.) и др. См.: Каргалов В.
В. Конец ордынского ига. М., 1980.С. 24-26, 33-35, 43-59.670См.: Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1980. С. 43-45.229изменения. Хан Тохтамыш в 1380 г. наносит поражение войскам Мамая, восстанавливает единство Орды и в 1382 г. совершает опустошительный карательный поход на Москву. После этого русские князья прибывают за ярлыками в Орду, где оставляют своих сыновей в качестве заложников671.
С 1383 г.великим князем Владимирским вновь назначается Дмитрий Московский. Политический строй великого княжения Владимирского удалось сохранить, хотяи ценой восстановления в полном объеме выплаты дани с русских земель.Зимой 1383/84 г. был убит Некомат «за некую крамолу бывшую и измену»672. В Московской великокняжеской летописи отмечено: «убъен быстьна Москве некий брех именем Некомат за некую крамолу»673. Казнь «сурожского гостя» Некомата, как и состоявшаяся за четыре года до этого в Москвеказнь боярина Ивана Вельяминова — заметные события в истории правовыхсредств защиты отечественного политического строя.
«Коромолой» здесь, вероятно, было названо участие Некомата в заговоре, имевшем цель разрешениямеждукняжеского спора за великое княжение Владимирское противоправнымспособом. Казнь Вельяминова и Некомата свидетельствует, что именно они,вероятно, были признаны главными участниками заговора.
Некомат имел поддержку среди гостей-сурожан, для которых отношения с Ордой были особенноважны, так как дорога к Черному морю шла по ее территории674.В то же время правовые основания применения московским княземсмертной казни требуют дополнительного анализа.