Диссертация (1173765), страница 45
Текст из файла (страница 45)
Т. 6. СПб., 1880. Стб.86; Лаушкин А. В. Митрополит Кирилл II и осмысление ордынского ига во второй половинеXIII века // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10. С. 223-224.201573отказался выполнить приказ о поклонении языческим божествам и исполнении языческих обрядов, за что принял смертную казнь574.К концу XIII в. укрепившему свое материальное положение митрополиту и епископату удалось в целом усилить свой контроль над жизнью христиан, распространив его, в том числе, и на монастыри. Средством усиленияцерковного влияния на население стала, в частности, система исповедей и таинств575. Позиции церкви во внутриполитической жизни заметно укрепились576.Одним из средств решения политических задач становится, в частности,освобождение («разрешение») от обязательств, принятых под религиознойприсягой («крестным целованием»).
Так, в 1270 г. для разрешения конфликтамежду великим князем Ярославом Ярославичем и новгородцами митрополитКирилл освободил последних от обязательств, прислав в Новгород грамотуследующего содержания: «мне поручил Бог архиепископью в русской земли;вам слушати Бога и мене, кръви не проливаите, а Ярослав всеи злобы лишается. А за то яз поручаюся. Аже будет и крест целовали, яз за то прииму опитемью и отвечаю за то пред Богом»577.Следование указанному в канонических текстах пути к избавлению от«плена» через упрочение единства церкви и христианской веры стало необходимой предпосылкой сохранения и последующего укрепления культурного,См.: Лаушкин А.
В. К истории возникновения ранних проложных Сказаний о МихаилеЧерниговском // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1999. № 6. С. 3-25.575На исповеди подробно рассматривались все происшествия, случившиеся с человеком.Исповедальные вопросники (с епитимьями и без них) записывались в конце Кормчих или вбогослужебных сборниках. См.: Корогодина М. В.
Исповедь в России в XIV-XIX веках.Исследование и тексты. СПб., 2006. С. 30-31.576Галимов Т. Р. Влияние Орды на каноническо-правовой статус Русской церкви в XIII-XIVвв. // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Вып. 6. 2016. С. 436-446.577Новгородския летописи // Полное собрание русских летописей. СПб., 1841. Т. 3. С. 62.
Вболее поздней Никоновской летописи содержание этого послания изложено так: «…аще либудете от ярости своея крестным целованием меж собою утвердилися, еже не приняти вамвеликого князя Ярослава Ярославича… и яз то с вас снимаю и вас прощаю и благословляю,да брани не творите… аще ли не послушаете мене, положу на вас тягость душевную» (Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // Полное собрание русских летописей. Т.
10. СПб., 1885. С. 142).202574религиозного и политического единства Руси, важным средством защиты политического строя формирующегося централизованного государства.3. В связи с тем, что русское централизованное государство формировалось на базе великого княжения Владимирского, на территории которого находился город Москва, еще одной предпосылкой централизации было постепенное укрепление политической роли владимирского великого князя. Значимымфактором этого процесса стало укрепление союза великого князя и митрополита, позволяющего использовать для защиты интересов князя нормативныесредства религиозного характера, а также получать одобрение на применениев этих целях и иных правовых средств, таких как военный поход и причинениесмерти в качестве меры безопасности. К 80-м гг.
XIII в. относятся первые дляпериода монгольской зависимости летописные сообщения о самостоятельномприменении этих средств великим князем владимирским для защиты своихправ вопреки воле ордынского хана.Первым великим князем, проявившим подобную самостоятельность,стал князь Дмитрий Александрович Переяславский, сын великого князя Александра Ярославича Невского.
Став в 1276 г. великим князем Владимирским,Дмитрий Александрович сохранил свою резиденцию в городе ПереяславльЗалесский, который в результате этого до 1294 г. фактически был столицейСеверо-Восточной Руси578.Как старший сын Александра Невского, великий князь Дмитрий Александрович был вынужден защищать свои права от посягательств младшегобрата Андрея Городецкого. Борьбу со старшим братом Андрей579 начал в 1281Город Переяславль-Залесский был основан в 1152 г. князем Юрием Долгоруким в центреВладимиро-Суздальской Руси в качестве будущей ее столицы. Он был третьим по площадирусским городом после Киева и Смоленска. В 1276 г. великий князь Дмитрий Александрович в целях усиления политических позиций великокняжеской семьи подтверждает выделение из переяславльского княжества города Москвы своему младшему брату ДаниилуАлександровичу в качестве удельного княжества.
В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя Ивана Дмитриевича город Переявлавль стал владением князя Данииламосковского.579См.: Еранцев А.Н. Борьба князя Андрея Городецкого за власть во Владимиро-Суздальской Руси в конце XIII-начале XIV веков // Городецкие чтения-2000. Мат.
Всеросс. научнопрактич. конф. «Александр Невский и его эпоха». Вып. 3. Городец, 2000.203578г., когда после смерти хана Менгу-Тимура в Орде наступил период двоевластия между ханами и беклярбеком темником Ногаем, владевшим ордынскимиземлями от Дуная до предгорий Карпат. Политика Ногая в последней четвертиXIII в. была направлена на создание собственного независимого государства580.Чтобы свергнуть Дмитрия князь Андрей летом 1281 г. отправился вОрду, где выступив в роли верного вассала нового хана Туда-Менгу обвинилстаршего брата в неуважении ханской власти581. В результате, получив от ханаярлык на великое княжение, князь Андрей вернулся на Русь с татарской ратью.Татары «разсыпашася по земли, Муром пусто створиша, около Володимеря,около Юрьева, около Суздаля, около Переяславля всё пусто створиша».
КнязьДмитрий был вынужден покинул город Переяславль и уйти «за море». КнязьАндрей занял Владимирский стол, после чего принял также приглашение Новгорода «и сяде на княжении, и сотвориша ему новгородцы честь велию».Однако князь Дмитрий как старший из братьев-князей решил не подчиняться несправедливому по его мнению решению хана и защитить свое право.Как известно, в 1243 г. основатель Улуса Джучи Батый, вернувшийся на Волгуиз западного похода, вызвал к себе владимирского князя Ярослава Всеволодовича и назначил его великим князем Владимирским. По свидетельству летописи, Батый «почти Ярослава великою честью, и мужи его, и отпусти его, рекему: Ярославе, буди ты старей всем князем в Русском языце. Ярослав же възвратися в свою землю с великою честью»582.
Его потомки, вероятно, полагали,что в дальнейшем великое княжение должно признаваться монголами за темГреков Б.Д, Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.; Л., 1950. С. 83–86.О событиях 1281-1283 гг. свидетельствуют: Троицкая летопись/ Реконструкция текста иред. М.Д.Приселкова (далее: ТЛ).— М.; Л. 1950. С. 339–340; ПСРЛ. Л., 1926–1928.
Т. 1. 2–е изд. выпуск 3–й (Суздальская летопись по Академическому списку). Стб. 526; Пг., 1915.Т. 4. 2–е изд., Ч. 1, выпуск 1–й (Новгородская четвёртая летопись — НIV). С. 244–245; СПб.,1851. Т. 5 (Софийская первая летопись — С1). С. 199–200; СПб., 1885. Т. 10 (Никоновскаялетопись — Ник). С. 159–161; СПб., 1863. Т. 15 (Летописный сборник, именуемый Тверскойлетописью). Стб. 33–34: СПб., 1913. Т.
18 (Симеоновская летопись — Сим). С. 78–79: М.;Л. 1949. Т. 25 (Московский летописный свод конца XV века — МС). С. 153–154; М., 1965.Т. 30 (Владимирский летописец — ВЛ). С. 96–97582ПСРЛ. Т. 1. Стб. 470.204580581князем, который имеет на это право в соответствии с русскими обычаями.Именно такой порядок стремился защитить князь Дмитрий Александрович. В феврале 1282 г. он вернулся в Переяславль «и нача рать збирати и градкрепити, и отовсюду к нему начаша збиратися люди многи».
Узнав об этомкнязь Андрей с новгородской дружиной отправился во Владимир, а затем,оставил рать в Торжке, вместе с воеводой Семёном Тонильевичем ушёл в Ордуи привёл от хана новое войско. В ответ князь Дмитрий решил использоватьмежордынские противоречия - он направился к темнику Ногаю и заручилсяего поддержкой. После этого в 1283 году князь Дмитрий возвратился на Русьи используя авторитет Ногая принудил младшего брата отказаться от полученного вопреки русским обычаям великого княжения в свою пользу. Братья заключили военный союз и зимой 1284 г. совершили совместный поход на Новгород583.В 1285 г. нарушив договор Андрей Александрович в третий раз привелпротив брата татар во главе с царевичем Елтораем. Именно тогда князь Дмитрий Александрович решил защитить свой титул, свои права и, вероятно, в егопонимании, весь основанный на русских обычаях политический строй Владимирской Руси от противоправного посягательства с помощью военной силы.Он впервые после установления ордынской зависимости открыто выступилпротив одного из Чингизидов («царевича») и одержал победу.
В летописях поэтому поводу отмечается: «Приведе Андрей царевича и много зла створи христианам. Князь же великий Дмитрий сочтася с братею царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»584.Факт победы Дмитрия Александровича над пришедшими на Русь татарами имел большое значение — это был первый после установления зависимости случай поражения монголов от русских князей585 и успешного примене-ПСРЛ. Т. 25.
С. 156ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526; Т. 4. С. 246; Т. 5. С. 201; Т. 10. С. 166; Т. 25. С. 156.585На это обстоятельство обоснованно обратил внимание В. В. Каргалов (Конец ордынского ига. М., 1980).205583584ния ими военных средств против монголов для защиты собственных политических интересов586. При этом князь Дмитрий действовал «сочтася с братею»,т.е. объединившись с другими князьями. Именно союз князей, скрепленныйкрестным целованием, стал важной предпосылкой успеха. Князья выступилиздесь защитниками основанного на русских обычаях порядка признания за одним из них статуса великого князя и нерушимости скрепленных крестным целованием договоров.