Диссертация (1173765), страница 41
Текст из файла (страница 41)
Вып. 3... С. 467–470).182522523них порядок»524.Великая Яса определяла порядок избрания императора (хана) и иерархию власти (ханы, беки, эмиры и т. д.), пределы власти беков и вождей покоренных народов. В частности, были установлены следующие запреты: «…Запрещается кому бы то ни было и карается смертной казнью провозглашениесебя императором, если таковым его предварительно не избрали на общем совете принцы, ханы, военачальники и прочая знать. <…> Запрещается вождямплемен и народов, подчиняющихся монголам, носить возвеличивающие титулы».
Государственный механизм в Орде был основан на безусловном подчинении младших старшим525. Плано Карпини писал: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам»526.За нарушение субординации, неповиновение ханам, бекам, другимдолжностным лицам предусматривалось наказание смертью. Именно поэтому,в частности, неповиновение распоряжению хана о неприкосновенности церковного имущества влекло смертную казнь.
По этому поводу в ярлыке Тюляка(Бюлек-хана527) говорилось: «А кого наших послов или пошлинников убьютцерковные люди над своим добром, тому телева (вины) нет; а кого наш убьетцерковных людей, и тот сам смертию да умрет»528.5.2. Одной из высших ценностей Чингисхан считал верность (преданность). Г. Лэмб отмечал, что «преданность племени к хану была, так сказать,См.: Рашид-ад-дин. Сборник летописей...
С. 259; Вернадский Г. В. О составе ВеликойЯсы Чингисхана. Брюссель, 1939. С. 32–33; Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь...С. 463.525История отечественного государства и права... С. 119–122.526Цит. по: Лэмб Г. Чингисхан... С.108–109.527Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60—70-х годов XIV в.: хронология правлений //Историография и источниковедение стран Азии и Африки: сборник. Л., 1983. Вып. VII.
С.30-35.528Цит. по: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственнойколлегии иностранных дел. Т. 2. М., 1819. С. 6; Григорьев В. В. О достоверности ярлыков,данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М., 1842. С. 120; Беляев И. Д. Историярусского законодательства… С. 261–262.183524uftimum desideratum (в высшей степени желаемым)», страстное желание Чингисхана «иметь верных подданных звучало в его молитвах».
Предательствосчиталось непростительным, ведь «предатель мог стать причиной разгромавсего стойбища или же завлечь орду в засаду»529. Поэтому за измену полагалась безусловная смертная казнь. Смерть ожидала не только самих предателей,но и их родственников, ибо склонность к предательству считалась наследственным признаком530. Закон о взаимовыручке был важнейшим положениемВеликой Ясы: «Без взаимовыручки они обречены на гибель и должны бытьуверены, что боевой товарищ их не бросит». Принцип безальтернативной верности при ответственности коллектива за поступки его члена стал основополагающим нормативным принципом монголов.Как измена трактовалось и нарушение законов о службе. При этом каждый монгол был обязан служить в войске, а в случае невозможности служить- отработать в пользу государства.
Он должен был самостоятельно снаряжатьсебя в поход и отчислять в пользу государства часть военной добычи — заприсвоение трофеев без разрешения начальника и завладение чужим оружиемна поле боя или в походе полагалась смерть531. Смерть полагалась за отказ отпомощи во время боя и бегство с поля боя, за уход с поста и за самовольнуюотлучку532. Розыск скрывшегося преступника возлагался на десятку илисотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность неслався десятка или сотня533.Высший командный состав (темники, тысячники) состоял из Чингизидов и знатных нойонов (родовой аристократии). Сотниками и десятникаминазначались обычно представители родоплеменной знати.
Все командирыбыли связаны между собой сеньорально-вассальными отношениями. ПоэтомуЛэмб Г. Чингисхан... С. 47–48.Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь... С. 475.531См.: Лэмб Г. Чингисхан... С. 145.532См.: Лэмб Г. Чингисхан... С. 145.533История отечественного государства и права... С. 121, 125.184529530переход из одной тьмы, тысячи и сотни в другую запрещался. Подобный переход рассматривался как измена своему командиру534.Монгольские военные законы распространялись и на воинов из числадругих народов, в том числе русского, которые во исполнение обязанностейвассалов участвовали в монгольских военных походах535.Исходя из таких же представлений о недопустимости измены, вероятно,расценивались ордынскими властями и поступки русских бояр, выступавшихпротив своего князя. Так, например, когда нижегородские и городецкие боярево время рассмотрения в Орде спора о нижегородском княжении поддержалипротивника своего, суздальского князя Константина – московского князя Семена, хан, признав правоту Константина, «выдаша ему бояр, и приведенибыши в Новгород в хомолстех и имение их взя, а самех повеле казнити поторгу водя»536.
Ордынские представления о безальтернативной верности какодной из высших социальных ценностей влияли и на русские традиционныеправовые представления о праве бояр свободно выбирать себе князя.6.Требование соблюдать верность распространялось на всех, с кеммонголы вступали в доверительные отношения. Обман довершившегося считался худшим из возможных поступков и не мог остаться безнаказанным537.На этих принципах было основано и отношение монголов к убийствупослов.
Как отмечал Л. Н. Гумилев, «в древности …убийство чужеземца пре-История отечественного государства и права... С. 121.Сведения о принудительном участии в военных походах монголов сохранились в памятниках русской литературы: «Бе же тогда нужда велика от иноплеменников, и гоняхут христиан велящее с собою воинствовати» (Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 436).По приказу Чингизидов русские воевали, в частности, в Средней Азии (Тизенгаузен В. Г.Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т 2.
М.-Л., 1941. С. 156), наКавказе и в Китае (Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ. Т. 10. СПб., 1885. С. 155).536Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. 15. М., 2000. Стб. 55.537Л. Н. Гумилев отмечал, что древние монголы исповедовали религию бон — восточныйвариант митраизма. Митра осуждал нарушение клятв, обман доверившегося и предательство. Митраисты считали предательство, в том числе убийство гостя, непрощаемым грехом(Гумилев Л. Н.
Древняя Русь и Великая степь... С. 477).185534535ступлением не признавалось». Не существовало и дипломатической неприкосновенности: «Если посол передавал неприемлемое предложение, его убивали»538. В то же время монголы, считая естественным причинение смерти навойне, различали обман вооруженного неприятеля (военную хитрость) и обман доверившегося обещанию (договору) и обычаю гостеприимства. Поэтому,если в городе убивали их послов, монголы разрушали эти «злые» города «радисправедливости».
Население, поддерживающее правителя города, должнобыло разделить с ним ответственность — оно уничтожалось539. Неприкосновенность послов, в том числе неприятельских, становится одним из первыхнормативных ограничений права причинения любого вреда представителямврага, которое ранее допускалось в соответствии с обычаями войны.Оно, вероятно, было связано с установившимся в последующем правилом о недопустимости военных действий после начала переговоров о мире илиперемирии: «кали дело промежи государю о миру почнетца, чтоб рать зачиналась, одна сторона люди с места свела, а другая выводила»540.В соответствии с внедряемыми Чингизидами правилами к послам вомногом приравнивались торговцы.
Это было обусловлено не только достаточно часто практиковавшимся выполнением купцами дипломатическихфункций, но и, в первую очередь, экономическими соображениями. Активнаявнутренняя и внешняя торговля и доходы от нее были одной из основ экономической безопасности империи Чингизидов, которые стремились ее развивать и поэтому покровительствовали торговцам, создавали для них, по выражению Р. Ю. Почекаева, «режим наибольшего благоприятствования»541.Это проявлялось, в частности, в дополнительных мерах правовойохраны купцов, нашедших отражение в правовых актах. Так, на рубеже 1260-Гумилев Л.
Н. Древняя Русь и Великая степь... С. 474, 477.Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь... С. 475.540Лохвицкий А. В. О пленных по древнему русскому праву (XV, XVI, XVII века). М., 1855.С. 4.2-4.3.541Почекаев Р. Ю. Правовая культура Золотой Орды (историко-правовые очерки). М., 2015.С. 146.18653853970 гг. хан Менгу-Тимур дал купцам из Риги ярлык на право беспошлиннойторговли в Орде, отдав при этом распоряжение великому князю Владимирскому Ярославу Ярославовичу (брату Александра Невского) обеспечить имбезопасный проезд через подчиненные ему русские земли: «Менгу Темеревослово ко Ярославу князю: даи путь немецкому гости на свою волость»542. Воисполнение этого указания князь Ярослав дал «грамоту рижанам» (1266-1272гг.), в которой подтвердил общее благожелательное к ним отношение («Откнязя Ярослава ко рижаном, и к болшим и к молодым, и кто гостит, и ко всем:путь вам чист есть по моей волости») и особо подчеркнул, что безопасностькупцов не будет поставлена под угрозу и в случае войны с «немцами» – к«немецкому гостю» не будут относится как к неприятелю: «…а кто мне ратныи, с тим ся сам ведаю; а гостю чист путь по моей волости»543.Ранее подобные гарантии давались только на мирное время в соответствии с договорами.