Диссертация (1173765), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Сказания о русской земле. М.,2007. С. 86).352На это обратил внимание А. В. Карташев. Он отмечал, что «греческое церковное управление с 1037 г. не укрепляло дружбу, а подогревало национальную церковную оппозицию… С греческой стороны отмечается, что русские враждовали именно против греческой"гегемонии"» (Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви… С. 204–205). Л. Н. Гумилев также полагал, что военный конфликт с Византией 1043 г.
был вызван стремлениемосвободить киевскую метрополию от опеки константинопольского патриарха (ГумилевЛ. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М., 2000. С. 67).353«Попавших в плен воинов Ярослава греки (как и болгар… при Василии Болгаробойце)безжалостно ослепили: казнь для революционеров-бунтовщиков, а не для воинов» (Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви… С. 204–205). Далее А.
В. Карташев приводитслова очевидца событий. Писатель Михаил Пселл по этому случаю выражается о русскихтак: «это варварское племя всегда питало яростную и бешенную ненависть против греческой гегемонии; при каждом удобном случае изобретая то или другое обвинение, они создавали из него предлог для войны с нами».354Гумилев Л. Н. От Руси до России… С. 67.139351Ослепление в качестве наказания предусматривалось в Эклоге: «Того,кто войдет в алтарь днем или ночью и украдет что-нибудь из священных вещей, — ослепить…» (XVII. 15)355. При этом ослепление применялось и в других случаях к политическим и религиозным противникам властей.
Ему придавалось особое религиозное обоснование. Так, в Ветхом Завете (Быт. 19. 11)говорилось об ослеплении ангелами жителей Содома, которые хотели сотворить им зло: «А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа». Положения НовогоЗавета о «свете» и «мраке», о глазах как «светильнике для тела» давали новыйаспект толкованию ослепления. В Евангелии от Матфея (6. 22–23) говорилось:«Светильник для тела есть око… Если око твое будет чисто, то все тело твоебудет светло; Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно».
Мракв христианстве понимается как «отсутствие Бога, враждебность ко всему, чтоисходит от Бога». Французский теолог русского происхождения В. Н. Лосскийпо этому поводу писал, что мрак — это «состояние существ, находящихся вокончательном разрыве с Богом», при этом «если Бог познается как свет, толишение этого познания — мрак, и если вечная жизнь есть «познание Бога иСына Его Иисуса Христа», то крайним пределом незнания Бога является мракада»356.
Ослепление в связи с этим могло пониматься как «низвержение вомрак»: «Не нужны глаза тем, кто блуждает во тьме греха».Таким образом, есть основания полагать, что под влиянием византийского опыта расправе князей с киевлянами в 1069 г. была придана форма необычной мести князя, а правомерного возмездия за злодеяние, совершенноеВ Законе судном людем (ст. 28) за это преступление предусматривалась продажа в рабство (см.: Максимович К. А.
Мефодиевские переводы византийских правовых текстов //XIX ежегод. богослов. конф. ПСТГУ: мат-лы. Т. 1. М., 2009. С. 39).356Лосский В. Н. По образу и подобию [Электронный ресурс]. URL: http://prihod.rugraz.net/assets/pdf/V_N_Losskij-Po_obrazu_i_podobiju.pdf (дата обращения 13.03.2018).140355жителями города. Не случайно летописец охарактеризовал выступление киевлян как «зло»357.В то же время летописец осудил князя за осуществление расправы безсуда («иных без вины погубил»). Это соответствовало внедряемому церковьюпредставлению о справедливости, основанному на христианском правосудии,реализуемом в необходимых процедурно-процессуальных формах.8. Летописи свидетельствуют о том, что представления горожан о своемправе изгнать князя оказались очень устойчивым.
Князья в ответ прибегали кприменению карательных мер против местных бояр, которые далеко не всегда обеспечивали необходимый князьям политический результат.Так, в 1067/1068 г., когда у населения Киева и князя Изяслава возникострый конфликт, многие киевляне были посажены в княжеский поруб358.Новгородский князь Святослав Ольгович, узнав о намерениях отдельныхпредставителей знати изгнать его из города (как «преже изгнаша от себе»князя Всеволода359), «нача испытывати бояр Новгородскых, и изыскав, инехказни, а инех в темницы затвори, а инех укрепи крестным целованием»(1138 г.)360.Спустя много лет (1147 г.), вспоминая об этом событии, киевляне характеризовали освобождение Всеслава как действия злоумышленников, причинившие вред Киеву: «о сем промыслимы, акоже и преже створиша при Изяславе Ярославличе, высекшее Всеслава ис поруба, злии они, и поставиша князя собе, и много зла бысть про то граду нашему» (Ипатьевская летопись...
Стб. 349). «И створиша вече, послашася к Святославу и к Всеволоду, глаголющее: мы же зло створили есмы, князя своего прогнавшее, а се ведеть на ны землюЛядьскую; а поиде в град отца своего; аще ли не хощета, то нам неволя: зажегши городсвой, и ступити в Грецискую землю» (Ипатьевская летопись... Стб.
349). См.: Жильцов С. В.Смертная казнь в истории России... С. 56.358См.: Лаврентьевская летопись... Стб. 167, 170–174; Ипатьевская летопись... Стб. 156,160–163; Новгородская первая летопись старшего... С. 17.359Новгородское вече осудило князя Всеволода Мстиславовича за неисполнение им своихобязанностей с изложением письменного приговора. Основанием для изгнания князя («ссадили со стола») послужил его неудачный поход на Суздаль и заключение мира с княземЮрием. Изгнанный князь Всеволод был вынужден уйти к киевскому князю Ярополку, откоторого получил Вышгород. Новгородцы же призвали на княжение Святослава Ольговича, который до этого вел военные действия против киевского князя (см.: Летописныйсборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ. Т.
9. С. 159–161;Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права... С. 77, 82, 322).360Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // ПСРЛ.Т. 9. С. 161.141357Репрессии в отношении бояр применялись владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским.
Вначале он ограничивался изгнанием неугодныхбояр, в последующем применял более жесткие меры361. Источники сообщаюто казни Андреем Боголюбским «злых заговорщиков» (1174 г.), среди которых,по преданию, был брат первой жены князя Улиты Кучковны362. Вскоре князьАндрей был убит в результате заговора его приближенных363. Через 2 года братпогибшего князь Михаил произвел суд над убийцами и казнил их.Источники свидетельствуют о том, что христианское учение о божественном происхождении княжеской власти и обязанности повиноваться ей нестало на Руси господствующим в домонгольский период364.
И в случаеобострения противоречий между князьями и местными боярами посягательство на права и жизнь князей считалось со стороны бояр вынужденным допустимым средством защиты собственных интересов.Это ярко проявилось не только в Киеве в 1067/68 гг., но и в событияхконца XII — начала XIII вв. в Галицкой и Волынской землях, где ставшиекрупными землевладельцами бояре, опираясь на свое экономическое могущество, фактически присвоили себе право распоряжения княжеским столом365.Применявшиеся князьями казни бояр не помогли укрепить их власть, а наобо-После того, как Андрею Боголюбскому стало известно, что киевские бояре отравили егобрата Глеба, он направил в Киев посла с требованием выдать ему этих бояр.
Когда киевскийкнязь Роман требования не выполнил, Андрей велел ему покинуть киевский стол, а послеотказа – организовал военый поход на Киев (Ипатьевская летопись… Стб. 566, 569, 572575).362По преданию отец Андрея Боголюбского князь Юрий Долгорукий казнил суздальскоготысяцкого Кучку за намерение уйти в Киев к князю Изяславу, с которым Юрий был в состоянии войны. После этого Юрий Долгорукий женил своего сына Андрея на дочери казненного Кучки (см.: Шамбинаго С. К.
Повести о начале Москвы // История русской литературы: в 10 т. М.-Л., 1941–1956. Т. II. Ч. 2. Литература 1590–1690-х гг. 1948. С. 244–251).363Лаврентьевская летопись... Стб. 367–371; Ипатьевская летопись... Стб. 580–595.364Грушевский М. С. Очерк истории Киевской земли... С. 411–412.365В 1211 г.
боярин Владислав даже «воеха в Галич, вокняжися и седе на стол». Присвоениекняжеской власти лицом некняжеского рода серьезно противоречило основам древнерусского политического строя. Владислав был схвачен и заточен, «и в том заточении умер,нашед зло племени своему… вси бо князи не призряху детей его того ради» (Ипатьевскаялетопись... Стб. 731).142361рот, способствовали крайнему обострению конфликта.
Три князя были казнены боярами в качестве возмездия за их насилие. Новый князь Даниил вынужден был защищать свои интересы с помощью войны366.Летописи свидетельствуют о том, что в Северо-Западной Руси князья несмогли ограничить полномочия веча по смещению князя.
Несмотря на предпринятые князем Святославом Ольговичем предупредительные меры противновгородских бояр, через некоторое время он был изгнан из Новгорода(1138 г.)367.В середине XII в. в Новгороде, где сохранилась и укрепилась вечеваяформа правления368, по решению веча имели место не только принудительныемеры против князей, но и карательные меры против бояр за их посягательствана интересы города. Подобные меры применялись как в случаях индивидуального нарушения боярами своих обязательств перед вечем, так и за посягательства на интересы земли, совершенные вместе с князем. Поэтому, когда в1141 г. в подобной ситуации новгородский посадник369 Якун Мирославич поддержал вступившего в конфликт с горожанами князя Святослава, который«бежа отаи нощию», вече применило к посаднику меры принуждения («потоки разграбление»): «И Якуна яша на Плесе, …мало не до смерти (убиша), я обнаживше, яко мати родила, и свергоша и с мосту» в Волхов370.
Но «бог избави,Ипатьевская летопись... Стб. 723-724, 727.Князь Святослав был вскоре арестован в Смоленске сторонниками киевского князя Ярополка (1132–1139 гг.), который, как свидетельствует летопись, для непокоряющихся былстрашен: «и вси бояхуся и трепетаху его» (Летописный сборник, именуемый Патриаршеюили Никоновскою летописью // ПСРЛ. Т. 9. С. 161, 163).368На съезде князей в 1196 г. было признано право новгородцев избрания князя вечем: «Всикнязи выложиша Новгород в свободу, где им любо, туже собе князя поимают». В 1209 г.князь владимирский Всеволод (Большое Гнездо) «вда им [новгородцам] волю всю и уставыстарых князь, его же хотяху новгородци, и рече им: кто вы добр, того любите, а злых казните» (Новгородская первая летопись...