Диссертация (1173763), страница 71
Текст из файла (страница 71)
Выступая элементом медицинской помощи, лекарственная помощь, как правило, реализуется в несколько этапов, включающихназначение лекарственного препарата, его предоставление или приобретение,его применение, а также контроль достигнутого результата»3.Условием реализации права на медицинскую помощь является не тольколекарственное обеспечение, но и предоставление пациенту возможностипридерживаться рекомендаций врача и соблюдать предписанный режим.Если совмещать лечение с профессиональной деятельностью невозможно,гражданин освобождается от своих обязанностей.
ТК РФ прямо не предусматривает право на освобождение работника от исполнения трудовых обязанностей в случае болезни, хотя в его тексте содержится специальная статья,устанавливающая гарантии при временной нетрудоспособности, где идетречь о выплате соответствующего пособия. Тем не менее, по смыслу ТК РФвидно, что в период временной нетрудоспособности гражданин отсутствуетна работе.
Иногда на это указывается прямо (ч. 7 ст. 70), иногда – косвенно,См. об этом: Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. С. 439. Автор главы –Н.Н. Никифорова.2См., например: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 декабря 2006 г. № 839 «Об утверждении стандартамедицинской помощи больным сердечной недостаточностью (при оказании специализированной помощи)»// СПС «КонсультантПлюс»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 августа 2007 г. № 565 «Об утверждениистандарта медицинской помощи больным с травмами, захватывающими несколько областей тела» //Здравоохранение.
2007. № 12.3Подвязникова М.В. Правовое регулирование лекарственной помощи в системе социального обеспечения:Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2015. С. 6.3171путем установления адресованных работодателю запретов совершать в отношении работника негативные юридически значимые действия (ч. 6 ст. 81).Согласно п.
5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности1 выдача ипродление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровьяв медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.Регулирование отношений, связанных с освобождением от исполненияслужебных обязанностей, в законодательстве о статусе военнослужащихимеет существенные особенности.
Согласно ч. 4 ст. 25 Закона об основахохраны здоровья соответствующий порядок должен устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.В Законе о статусе военнослужащих вопросы освобождения граждан отисполнения обязанностей военной службы в случае нетрудоспособности урегулированы недостаточно полно. В п. 9 ст. 11 данного правового акта лишьсказано о том, что военнослужащим на основании заключения ВВК предоставляются отпуска по болезни.Министерством обороны РФ специальных нормативных положений, касающихся освобождения военнослужащих от исполнения их обязанностей вовремя болезни, не принято.
В Положении об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учрежденияхсистемы МВД России2 сказано, что частичное или полное освобождение военнослужащих внутренних войск МВД России от служебных обязанностей,занятий и работ при нахождении их на лечении в медицинских пунктах и медицинских ротах воинских частей производится в порядке, установленномУставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации(пункт 17).Утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. № 624н //Российская газета. 2011.
11 июля.2Приказ Министерства внутренних дел РФ от 8 ноября 2006 г. № 895 // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. 2006. № 50.3181Соответствующие положения содержатся в ст.ст. 358-359 УВС ВС РФ,где сказано, что об освобождении от исполнения обязанностей военнойслужбы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и овыходе их на службу после болезни объявляется в приказе командира полка.Однако в приведенных нормах нет указания на то, какой документ, подтверждающий факт освобождения от служебных обязанностей, является основанием издания приказа командира полка. Приложение № 10 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации содержит формукниги записи больных роты, где делаются отметки о прибытии в медицинский пункт военнослужащих, нуждающихся в лечении (ч.
2 ст. 358), необходимости лечения и консультаций (ч. 4 ст. 359). Внесение туда отметок обосвобождении от служебных обязанностей в УВС ВС РФ не предусмотрено.В Положении о военно-врачебной экспертизе1 также нет ответа на данныйвопрос, как и в нормах Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ (пункт 161)2, частично регламентирующем соответствующие отношения, поскольку граждане, проходящие военную службу, не подлежат обязательному социальному страхованию, поэтомупособие по временной нетрудоспособности в период болезни им не выплачивается.Таким образом, процедура освобождения лиц, проходящих военнуюслужбу, от исполнения их обязанностей на период временной нетрудоспособности не только нуждается в некоторой конкретизации, но и отличаетсяот правил освобождения от работы, предусмотренных для застрахованныхграждан.На сегодняшний день соответствующие полномочия предоставлены военно-врачебным комиссиям.
В то же время военнослужащий направляется наосвидетельствование в ВВК руководителем учреждения здравоохранения,где он уже находится на лечении (амбулаторном или стационарном). Устав12Утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 3831.Утв. приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 // Российская газета. 2012. 28 мая.319внутренней службы Вооруженных Сил РФ говорит о соответствующих полномочиях врача (фельдшера) медицинского пункта полка.Не установлено никаких неблагоприятных последствий нарушения режима лечения для лиц, проходящих военную службу.
Если в отношенииграждан, работающих по трудовому договору, предусматривается снижениепособия по временной нетрудоспособности, то уменьшить размер денежногодовольствия, выплачиваемого военнослужащим в период болезни и отпускапо болезни, нельзя. Возможность закрепления в законодательстве мер, гарантирующих соблюдение военнослужащим режима, предписанного врачом, путем уменьшения сохраняемого в период болезни размера денежного довольствия, трудно оценить однозначно. Для этого следует уточнить правовуюсущность отпуска по болезни, который вряд ли обоснованно рассматривать вкачестве разновидности времени отдыха. Учитывая сложный состав денежного довольствия военнослужащих, важно определить, какая именно выплатаможет быть ограничена при нарушении режима.Круг документов, подтверждающих право военнослужащих на освобождение от исполнения служебных обязанностей, в законодательстве четко неопределен.
Более того, в Законе о статусе военнослужащих и Законе о денежном довольствии нет норм, регулирующих отношения по социальномуобеспечению военнослужащих в период болезни (примечательно, что самтермин «временная нетрудоспособность» в этих нормативных правовых актах вообще не используется). Представляется, что данный пробел требуетвосполнения.Условия обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности отличаются от предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих правил сохранения денежного довольствия.
Вопервых, круг юридических фактов, являющихся основанием выплаты пособия по временной нетрудоспособности, определяется иначе. К ним относитсяне только болезнь и необходимость ухода за больным членом семьи (данныефакты являются основанием освобождения военнослужащих от исполненияслужебных обязанностей), но и иные обстоятельства. Во-вторых, пособие320исчисляется с учетом страхового стажа и ограничивается максимальнымразмером.Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь неразрывно связана с санаторно-курортным лечением, которое направлено как на медицинскую реабилитацию лиц, имеющих заболевания и травмы, так и напрофилактику нарушений здоровья.
Санаторно-курортное лечение имеетсложную природу, являясь одним из видов медицинской помощи, а такжевидом социального обеспечения1. Необходимо оговориться, что санаторнокурортное лечение можно признать элементом системы социального обеспечения, если соответствующие услуги предоставляются гражданину за счетспециальных источников (средств обязательного социального страхованияили бюджетов) при наличии оснований, установленных в законе.Права военнослужащих в сфере санаторно-курортного обеспечения закреплены в п. 4 и п. 6 ст.
16 Закона о статусе военнослужащих. По общемуправилу, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (заисключением тех, кто проходит службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступил на военную службу поконтракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан, которые имеют право на санаторно-курортное лечениеи организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детскихоздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военнаяслужба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством.
Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти.Военнослужащие-призывники и курсанты военных профессиональныхорганизаций высшего образования обеспечиваются бесплатным санаторноСм. об этом: Дубовицкая И.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в РоссийскойФедерации // Медицина и право: Сборник материалов региональной научно-практической конференции /Отв. редактор М.П. Клейменов. Омск: ОмГУ, 2005.