Диссертация (1173713), страница 74
Текст из файла (страница 74)
1994. № 8. Ст.801.371в)Конституционно-правовыенормы,устанавливающиедатуконституционных явлений, действий, используя такую категорию как месяц,г) Конституционно-правовые нормы, содержащие такие даты какнеделя, час, минута.Проиллюстрируем названные виды на примере одного закона – ФКЗ «Ореферендуме Российской Федерации». Данный закон особенно интересен сточки зрения рассмотрения закрепляемых в нем временных параметров,поскольку исследователи неоднократно отмечали их связь с возможностьюреализации права граждан на референдум702.
Норма, содержащая такую датукак год, содержится в ч. 5 ст. 7 ФКЗ «О референдуме РоссийскойФедерации», где сказано, что проведение повторного референдума, то естьреферендума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту жеформулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено насостоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дняофициальногоопубликования(обнародования)егорезультатов.Длясравнения, в ранее действовавшем ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «Ореферендуме Российской Федерации» проведение повторного референдуманедопускалосьвтечениеодногогодапоследняофициальногоопубликования результатов первоначального референдума (ст.
4). Подобныеизменения законодательства не случайны. На наш взгляд, двухгодичный срокв большей мере ограничивает право граждан Российской Федерации нареферендум. Однако, установление срока в два года представляетсяцелесообразным, поскольку референдумный процесс имеет достаточнодлительныйхарактерпредшествуетинепосредственно«растянувшийсянапроведениюнесколькомесяцев»референдумаэтапегоинициирования.702См. напр.: Петухова Н.В., Барнашов А.М. Правовые ограничения времени инициирования, назначения ипроведения референдумов: конституционно-правовой опыт России и зарубежных стран // Современноеправо. 2010. N 4.
С. 55 - 58.372Сложность категории «месяц» заключается в необходимости точногоустановления количества дней, включаемых в нее. Например, в ч. 1 ст. 7ФКЗ, закрепляющей обстоятельства, исключающие назначение и проведениереферендума, сказано, что инициатива проведения референдума не можетбыть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться вусловиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территорииРоссийской Федерации, а также в течение трех месяцев со дня их отмены.«Неделями»отсчитываютсякакправилосрокиопубликованияразличных решений, принимаемых в ходе референдумного процесса.Например, в ч.
6 ст. 52 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»сказано, что после официального опубликования решения о назначенииреферендума ЦИК РФ до дня голосования периодически, но не реже чемодин раз в две недели направляет в редакции средств массовой информациидля опубликования информацию о поступлении средств на специальныесчета фондов референдума и расходовании этих средств. Данная нормапредставляет интерес, так как использует еще и категорию «периодически»,которая также должна иметь конкретное юридическое наполнение.Примеры норм, содержащих такие даты как час, дают нам следующиестатьи. Ст. 44 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» устанавливает,что гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие вреферендуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением оневключении его в список участников референдума, о любой ошибке илинеточности в сведениях о нем, внесенных в указанный список.
В течение 24часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращениягражданина, но не позднее момента окончания голосования участковаякомиссияобязанапроверитьсообщаемыезаявителемсведенияипредставленные им документы и либо устранить ошибку или неточность,либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонениязаявления». Согласно ч.
1 ст. 62 агитационный период по вопросамреферендума прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки373до дня голосования. Нарушение указанной нормы ведет к юридическойответственности. «Минуты» использует законодатель при закрепленииобъема эфирного времени и периодической печатной площади, выделяемойдля агитации по вопросам референдума (ч. 9 ст. 66 ФКЗ о референдуме) и дляинформирования участников референдума избирательными комиссиями (ч. 2ст. 58 ФКЗ о референдуме).В целом, темпоральные нормы в конституционном праве – это не простооперативные, технико-юридические правила. При помощи временныхпараметров можно создать препятствия в реализации конституционных правграждан либо, наоборот, способствовать их полной реализации. Они могутявляться гарантиями от нарушения конституционных прав и свобод.Значение данных норм можно проиллюстрировать примером из ФЗ от 19июня 2004 г.
№54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетированиях». В ст. 9 данного закона содержится норма, согласнокоторой публичное мероприятия не может начинаться ранее 7 часов изаканчиваться позднее 22 часов703 текущего дня по местному времени (заисключением публичных мероприятий, посвященных памятным датамРоссии, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня поместному времени). Как верно указывает С.В.
Нарутто данное ограничениевременными рамками публичных мероприятий не произвольно, онообусловлено необходимостью защиты от нарушения покоя граждан итишины в ночное время. Круглосуточные пикетирования и другиемногодневные беспрерывные мероприятия недопустимы. Несоблюдениевременных требований, установленных данным законом, влечет за собойадминистративную или уголовную ответственность704.Неопределенность момента начала или окончания срока в законеможет привести:703Причем в первоначальной редакции закона – не позднее 23 часов. То есть временной интервалпроведения публичных мероприятий был сокращен законодателем на 1 час.704Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г.
№ 54-ФЗ «О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) /Под ред. В.В.Комаровой. М., 2009.С. 97.374- к злоупотреблениям со стороны органов, принимающих те или иныерешения (например, со стороны избирательных комиссий или органов,назначающих выборы или референдум), если это решение связано снаступлением определенного срока;- к противоречивой практике реализации конституционно-правовыхнорм. Например, при использовании таких временных параметров как«день», «год», «месяц», как должен осуществляться их отсчет на практике.Так месяц может включать и 28, и 30, и 31 день. И что понимаетзаконодатель под категорией «день»: это сутки, то есть 24 часа или какой-тоиной промежуток времени? Когда заканчиваются сроки, исчисляемыесутками?Зачастуювзаключительныхипереходныхположенияхконституционно-правовых актов содержатся правила исчисления сроков.Так, ст.
91 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» закрепляет правилаисчисления сроков в референдумном процессе. Здесь законодательноопределено юридическое наполнение таких темпоральных формулировок как«со дня», «не позднее чем за…», «не ранее чем за…». Аналогичныеположения содержатся, например, в ст. 11.1 ФЗ «Об основных гарантияхизбирательныхправ…».Правилаисчислениясроковестьивзаконодательстве субъектов Российской Федерации. Например, такие нормыесть в ст. 7 Избирательного Кодекса г.
Москвы (принят Законом г. Москвы от6 июля 2005 г. № 38) и в ст. 7 Закона г. Москвы от 18 апреля 2007 г. № 11 «Ореферендумах в городе Москве»; в ст. 9 Закона Республики Башкортостан от26 ноября 2007 N 487-З «О референдуме Республики Башкортостан» и др.Внекоторыхспециальнонормативныхоговариваютсяактахвопросызаконодателем.исчисленияНапример,всроковрегламентеКонституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. № 2-1/6 в п. 2 § 27 четкоопределено, что сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часовночи последних суток; сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают всоответствующее число последнего года или месяца установленного срока.Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем375окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.Такие нормы создают единые, упорядоченные правила в понимании иисчислении тех или иных сроков в конституционном судопроизводстве.Дела, связанные с исчислением тех или иных сроков, установленных вконституционно-правовых актах, не раз возникали в судебной практике.В Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г.
N 18-П,впервые после достаточно длительного перерыва, было дано толкованиестатей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2, 4) Конституции РФ705, где фактическирешался вопрос о допустимости переноса в конституционно значимых целяхдаты очередных выборов депутатов Государственной Думы, если этотперенос сопряжен с незначительным в месячном выражении уменьшениемпятилетнегосрокаполномочий,накоторыйсогласноКонституцииРоссийской Федерации избиралась Государственная Дума текущего созыва.Кроме того, здесь ставился и вопрос о возможности отступления отконституционно-установленных сроков.
Пример интересен как раз тем, чтоподтверждает важность темпоральных норм конституционного права длявсейсистемыправовогорегулированияРоссии,посколькуименноГосударственная Дума Федерального Собрания РФ осуществляет принятиезаконов. Своевременное проведение выборов также должно гарантироватьнепрерывностьнародногопредставительстваприосуществлениифедеральной законодательной власти. Как указал Конституционный Суд РФ:срокполномочийГосударственнойДумыявляетсяэлементомееконституционного статуса, частью системы сдержек и противовесов, наличиекоторой продиктовано принципом разделения властей и служит обеспечениюсамостоятельности и независимости Государственной Думы как одного извысших органов государственной власти Российской Федерации и вместе стем направлен на поддержание согласованного функционирования и705Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г.