Диссертация (1173711), страница 21
Текст из файла (страница 21)
– Режим доступа:[http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/7/53389], (Дата обращения 02.12.2016).172Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, № 7, ст. 300.173Под цензурой понимается требование от редакций средств массовой информации со стороныдолжностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединенийпредварительно согласовывать с ними сообщения и материалы (исключение составляют случаи, когдадолжностное лицо является автором или интервьюируемым), а также наложение запрета на распространениесообщений и материалов, их отдельных частей.118Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей отинформации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 174 предусмотреноограничение свободы получения информации и доступа к ней детей в целяхобеспечения всесторонней защиты детей, что означает возможностьограничения доступа детей также к культурным ценностям, представленнымв виде информационной продукции.
Вопрос правового обеспеченияинформационной безопасности при обороте информационной продукции,имеющей культурную ценность, более подробно анализируется в научнойлитературе175.Таким образом, установление требований к услугам в сфере культуры вцелях защиты прав потребителей культурных благ является также одним изприоритетных направлений законодательной деятельности.Несмотря на закрепленные в законодательстве ограничения свободатворчества предполагает возможность каждого человека заниматься любымивидами творческой деятельности в любой форме, создавать творческиеобъединения и союзы.Вэтойвыдвигаемыесвязи,вполагаемнаучнойоправданнымилитературеипредложенияцелесообразными«законодательноопределить правовой статус творческого работника не только в связи с егоосновной деятельностью, но и в связи с его положением как члена общества сточкизрениясоциального,трудового,пенсионного,налоговогозаконодательства, введение системы льгот и преимуществ в целях созданияусловий для реализации конституционной свободы творчества»176.174СЗ РФ, 03.01.2011, № 1, ст.
48.Полянина А.К. Правовое обеспечение информационной безопасности детей при оборотеинформационной продукции, имеющей значительную культурную ценность / Изд-во Юрист. – М., 2014. 36-41; Лапина М.А., Николаенко Б.С. Административно-правовое регулирование отношений в областиоборота вредной информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационных сетях //Юридический мир. −2013., № 3. − С. 20.176Чуковская Е.Э. Инициативный проект закона о культуре: содержание, форма, перспективы реализации \\Юридическая техника.
- № 10, 2016. – с. 40.175119Не менее важным является создания условий и гарантий дляреализации свободы творчества: выборе автором направлений своейдеятельности,исследуемыхтемипредметов,использованиихудожественных приемов и средств.Реализация таких прав и свобод человека, как право на участие вкультурной деятельности и свобода творчества, способны повышатькультуру общества, включая правовую культуру, поскольку она - ее часть.По мнению О.М.
Гвоздевой, «при низком уровне правового сознания,культуры граждан даже самые смелые реформы, даже самое современноезаконодательство может ожидать неуспех. сложно воспользоваться всемидругими правами, не воспользовавшись в достаточной мере правамикультурными» 177.Переход к рыночным отношениям в России обусловил возникновениеряда иных проблем, среди которых особое место занимает проблемасохранения и рационального использования культурных ценностей.Охрана объектов культурного наследия возможна разными средствами,включая правовые. В юридической литературе является общепризнаннымутверждение,что«праводаетнеобходимыйинструментарийдляустановления таких режимов, которые позволяют не только обеспечитьохраной сами объекты, но и создать условия для конституционного правачеловека на изучение этих объектов и пользование ими»178.В научных исследованиях вопросы охраны объектов культурногонаследия разрабатывались преимущественно общей теорией права, а также врамках конституционного и гражданско-правового регулирования.
Нередкоотмечается, что специальное законодательство, в том числе по вопросам177Гвоздева О.М. Свобода творчества и право на участие в культурной жизни: конституционный аспект //Культура: управление, экономика, право. – 2014. № 1. – c. 13 - 17.178Вахитов А.К. Административно-правовая охрана объектов культурного наследия : дисс.. канд. юрид.
наук: – Москва 2007 – С. 3.120введения особого административно-правового режима объектов культурногонаследия, не получило достаточного развития.Среди дискуссионных можно выделить вопрос об отсутствии взаконодательстве единого понятийного аппарата в отношении культурныхценностей и благ.Статья 72 Конституции РФ указывает на памятники истории икультуры. Уголовный кодекс РФ оперирует такими понятиями как«предметы или документы, имеющие особую историческую, научную,художественную или культурную ценность» (ст. 164), а также «культурныеценности, в отношении которых установлены специальные правилаперемещения через таможенную границу Российской Федерации» (ст. 188).Термин «культурные ценности» используется в Федеральном законе от15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностях» иФедеральном законе «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР врезультате Второй мировой войны и находящихся на территории РоссийскойФедерации» и т.д.ОсновызаконодательстваРоссийскойФедерацииокультуреопределяют культурное наследие как «материальные и духовные ценности,созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурныетерритории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытностиРоссийской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировуюцивилизацию».Прикультурногоэтомподнаследияадминистративно-правовымпонимаетсярежимомустанавливаемыйобъектовгосударствомимеждународными правовыми нормами особый порядок, выражающийся всочетании юридических средств, регулирующих общественные отношения,складывающиеся по поводу сохранения, использования и популяризацииобъектов культурного наследия.121Различные подходы применяются и в понимании термина «культурныеценности».По мнению А.В.
Богдановой, «Основы законодательства о культуресодержат одну из возможных философских дефиниций культурныхценностей: «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцыповедения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи,исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла,произведения культуры и искусства, результаты и методы научныхисследований культурной деятельности, имеющие историко-культурнуюзначимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные висторико-культурном отношении территории и объекты» 179.Многие исследователи, однако, выступают за сужение философскойкатегории «культурные ценности» до рамок материальных предметовкультуры.Такой подход нашел отражение в Законе Российской Федерации от15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», согласноположениямкоторогоподкультурнымиценностямипонимаютсяисключительно материальные предметы материального мира, имеющиеисторическое, художественное, научное и иное культурное значение, поустановленным категориям.При этом ряд иных федеральных законов специального характерассылаются на указанное определение культурных ценностей (ст.
3Федерального закона от 26.05.1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фондеРоссийской Федерации и музеях в Российской Федерации», ст. 4Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях,перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны инаходящихся на территории Российской Федерации»).179Богданова А.В. Культурные ценности как объект публичной собственности // Публично-правовыеисследования (электронный журнал). − 2015. № 1. − c. 4 - 25.122Таким образом, действующее законодательство содержит различныедефиниции понятия «культурные ценности», которые противоречат другдругу, что непосредственно влияет на уровень их правовой охраны.По нашему мнению, с целью полноценной поддержки и сохраненияматериальных и нематериальных культурных благ для определения понятия«культурные ценности» необходимо придерживаться широкого подхода.Безусловно, нравственные и эстетические идеалы, моральные ценностине всегда возможно ввести в правовое поле.
Вместе с тем, при рассмотрениикультурных ценностей исключительно как движимых объектов, из поляправовогорегулированияисключаютсяотношенияпоповодунематериальных культурных ценностей, задача по сохранению которыхтакже обозначена в Основах государственной политики о культуре.В этой связи конструкция положений, относящих к публичномуимуществулишьматериальныекультурныеценности,являющихсядвижимыми и недвижимыми вещами, представляется устаревшей.Нематериальные культурные ценности являются неотчуждаемыминематериальными благами народов Российской Федерации, неотделимымиот своих носителей.Подчеркивается, что «объединяющим началом политической нации,власти и культурно-исторической национальности народа является системанационально-культурныхценностей,которая,будучисовокупностьюреально действующих идей и вещей, есть не что иное, как системасоциально-экономическихобщества.Такимиидеологическихотношенийобразом,«объединяющимначаломвсехздесьслоевслужитнационально-культурная идеология, которая создает условия для духовнонравственного воспитания всех слоев общества»180.Кроме того, в ходе взаимодействия государства и общества,выполнения ими своих функций возникают культурно-правовые ценности,180Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ от 01.01.2016, № 1, (часть II) ст.
212.123которые обладают консолидирующей ролью, универсальностью и широкойстепенью распространения. Культурно-правовые ценности выступают какобобщение длительной социальной практики и становятся общепринятымстереотипом поведения, на почве которого складывается поведенческий фон,в итоге и определяющий правовую культуру данного общества 181.Сохранение, преумножение и адекватное обращение не только сматериальными, но и нематериальными культурными ценностями будетспособствовать экономическому и социальному благополучию страны.















