Диссертация (1173638), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Предпосылки обеспечения интересов потерпевшего в уголовном процессе //Законность. 2005. № 11. С. 8.2О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2012. № 49. Ст. 6752.3О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации:Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013.
№ 44.Ст. 5641.178потерпевшему права на то, чтобы уголовные дела рассматриваемой категориине возбуждались вопреки его желанию Данное право потерпевшего или егозаконногопредставителяявляетсяоднимизпроявленийпринципадиспозитивности (или, как его еще называют частного обвинения) вуголовномсудопроизводстве.НаэтообстоятельствоуказываетиИ.С. Дикарев1. Именно благодаря этой особенности процедуры возбужденияуголовные дела рассматриваемой категории именуются делами частно публичного обвинения.
При этом необходимо учитывать, что в случаеотсутствия основания для возбуждения уголовного дела, дознаватель илиследователь обязаны, несмотря на поступившее от потерпевшего или егозаконного представителя заявление о возбуждении уголовного дела ипривлечении к уголовной ответственности, вынести постановление об отказе ввозбуждении уголовного дела.Для обеспечения реализации в стадии возбуждения уголовного делауказанного диспозитивного права потерпевшего, законодатель вынужден былусложнить процедуру производства в рассматриваемой стадии, установивособые условия для возбуждения уголовных дел частно - публичногообвинения. Так, для регулирования порядка возбуждения уголовных делданного вида законодатель выделил заявление потерпевшего или егозаконного представителя в качестве особой разновидности такого повода длявозбуждения уголовного дела, как заявление о преступлении (ч.
2 ст. 20, ч. ч. 3и 4 ст. 147 УПК РФ). Признание пострадавшего от преступления лицапотерпевшим одновременно с возбуждением уголовного дела обусловлено итем, что в ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 147 УПК РФ речь идет о заявлениипотерпевшего.Тем самым модель возбуждения уголовного дела частно - публичногообвинения построена таким образом, что заявление потерпевшего или егозаконного представителя выступало в качестве единственного повода1Дикарев И.С.
Диспозитивность в уголовном процессе России / Под ред. проф. А.П.Кругликова. – Волгоград, 2005. С. 71-72.179принятия данного решения. Даже наличие основания для возбужденияуголовного дела при отсутствии указанного (надлежащего) повода делаеттакое решение незаконным и подлежащим отмене. С учетом указанныхобстоятельств законодатель включил в перечень оснований для отказа ввозбуждении уголовного дела «отсутствие заявления потерпевшего, еслиуголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, заисключением указанных выше случаев, предусмотренных ч.
4 ст. 20 УПК РФ(п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).Заявление потерпевшего Я.О. Мотовиловкер еще 40 лет назад называлпредпосылкой уголовного процесса при производстве по делам частно публичногообвинения,понимаяподнимисовокупностьусловий,предоставляющих возможность определенным путем рассмотреть и разрешитьпо существу вопросы, составляющие предмет процесса. Другими словами,предпосылки уголовного процесса – это условия, при отсутствии которыхнедопустимым признается процесс в целом, а не его отдельная стадия илиотдельное процессуальное действие. Следовательно, отсутствие предпосылкипроцесса влечет прекращение дела на любом этапе судопроизводства1, чтосохраняет свою силу и в действующем уголовно - процессуальном законе.
Кэтому следует добавить, что содержание заявления потерпевшего или егозаконного представителя должно прямо указывать на желание лица привлечьвиновногокуголовнойответственности.«Такаяжалоба,–пишетН.И. Газетдинов, – должна содержать прямую просьбу к компетентныморганам о привлечении к уголовной ответственности. … Подача жалобы илизаявления без такой просьбы не может рассматриваться как просьба овозбуждении уголовного дела, так же как и объяснение с изложениемфактических обстоятельств, данное по требованию должностного лица, или1Мотовиловкер Я.О. Основания предпосылки советского уголовного процесса //Правоведение.
1974. № 2. С. 86, 88-89.180аналогичные показания»1. Несколько иная точка зрения у С.Ф. Шумилина,которая приведена выше в тексте диссертации2.Изложенное позволяет диссертанту констатировать, что объектомзащиты со стороны законодателя должно быть право потерпевшего на то,чтобы вопреки его интересам уголовное дело частно - публичного обвиненияне было возбуждено. Условиями реализации потерпевшим этого праваявляются: во-первых, осведомленность о наличии у него такого права; во-вторых, понимание содержания и осознание последствий реализацииданного права, из чего следует, что должностное лицо, принимающеезаявление о преступлении, обязано в силу ч. 1 ст.
11 УПК РФ разъяснитьпотерпевшему его право не подавать заявление о преступлении, преследуемомв порядке частно-публичного обвинения, а также последствия подачи такогозаявления. На эти обстоятельства обращает внимание и И.С. Дикарев3.Продолжая исследование проблемы возбуждения уголовных делчастно - публичного обвинения, диссертант отмечает, что необходимымусловием реализации диспозитивности в уголовном процессе является, какотмечено выше, возможность участников производства по уголовному делу посвоему усмотрению распоряжаться предоставленными ему УПК РФ правами.Однако пострадавший может испытывать на себе противоправное давление состороны заинтересованных лиц, вследствие чего он не может свободновыразить свою волю и обратиться в правоохранительные органы с заявлениемо возбуждении уголовного дела. Пострадавший также может не иметьвозможностираспоряжатьсяпредоставленнымиемуправамивсилубеспомощного или зависимого состояния и т.д.
В подобных ситуацияхуместно говорить о пороке воли, выражающемся в отсутствии у субъекта1Газетдинов И.Н. О законодательной регламентации поводов и основания длявозбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2007. № 20. С. 8.2Шумилин С.Ф. Полномочие следователя на возбуждение уголовного дела частнопубличного обвинения: проблемы реализации // Российский следователь. 2008. № 10. С. 5.3Дикарев И.С. и др. Сущность и актуальные проблемы стадии возбуждения уголовногодела.– М., 2012.С. 293.181возможности принимать решения и действовать в соответствии со своимизаконными интересами и выступающим в качестве препятствия дляреализации потерпевшим, как участником уголовного процесса, своихдиспозитивных прав.Приналичиипорокаволидиспозитивноепостроениепорядкавозбуждения уголовного дела частно - публичного обвинения не можетобеспечить полноценную защиту прав и законных интересов личности,поэтому законодатель поручает защищать его интересы, как участникауголовного процесса, должностным лицам в лице руководителя следственногооргана, следователя и дознавателя.
Обращают внимание на это И.С. Дикарев1и А.М. Ларин. Последний, в частности, отмечает, что цели институтавозбуждения уголовного дела, принципы гуманизма и законности уголовногопроцесса,егоэтическиеосновыобусловливаютнеобходимостьпоследовательного проведения публичного начала в интересах лиц, неспособных самостоятельно отстаивать свои права и потому нуждающихся вособой заботе и поддержке2 в силу зависимого или беспомощного состояниялибо иных причин (ч.ч. 2 и 4 ст. 20 УПКРФ).К случаям беспомощного состояния потерпевшего, его зависимости отобвиняемого или невозможности по иным причинам защищать свои права изаконные интересы следует отнести такие, когда потерпевший являетсяпрестарелым, больным (инвалид, психически больной либо страдает другимтяжким заболеванием), опасается обвиняемого в силу угроз, материальной илииной зависимости, является несовершеннолетним или малолетним ит.п.3. Прирешении вопроса о беспомощном состояния потерпевших от изнасилований инасильственныхдействийсексуальногохарактераследуеттакжеруководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской1Дикарев И.С.
и др. Сущность и актуальные проблемы стадии возбуждения уголовногодела.– М., 2012.С. 298; он же. Принцип диспозитивности в уголовном процессе России //Журнал российского права. 2008. № 6. С. 78.2Ларин А.М. Структура института возбуждения уголовного дела // Советское государство иправо. 1978. № 5. С. 78.3Багаутдинов Ф. Возбуждение дел частного обвинения // Законность. 2000. № 3. С. 17.182Федерации от 04.12.2014 № 16, в котором сказано, что «изнасилование (статья131 УК РФ) и насильственные действия сексуального характера (статья 132УК РФ) следует признать совершенные с использованием беспомощногосостояния потерпевшего лица в тех случаях, когда оно в силу своегофизического или психического состояния (слабоумие или другое психическоерасстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательноесостояние, малолетний или престарелый возраст и т.п.) не могло пониматьхарактер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивлениевиновному лицу1.Зависимое состояние образуют, как правило, отношения междупотерпевшим и лицом, которое предположительно совершило преступление иу которого имеется возможность ухудшить положение потерпевшего.
Этоимеет место, например, когда совершившее преступление лицо является либоработодателемпотерпевшеголибообладаеткомпрометирующейпотерпевшего информацией и угрожает ее распространением и т.п. факты.Возбуждение уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.
4 ст. 20УПК РФ, может иметь место и тогда, когда данные о лице, совершившемпреступлении, не известны, на что указывает правовое содержание ч. 4 ст. 147УПК РФ, с чем категорически не согласен И.С. Дикарев, приводясобственные аргументы2.Одновременно следует согласиться c критикой И.С Дикаревымположений ч. 4 ст. 20 и ч. 4 ст. 147 УПК РФ, предусматривающих получениесогласия прокурора на возбуждение дознавателем уголовного дела приотсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя3.В этой связи представляется, по мнению диссертанта, вполнеобоснованным решение об отмене правила о согласовании с прокурором1О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФот 04.12.2014 № 16 // Российская газета.