Диссертация (1173622), страница 45
Текст из файла (страница 45)
При отсутствии должного психиатрического и психологического воздействия у лиц, подвергнувшихся химической кастрации, можетформироваться агрессия и злость, а «невозможность удовлетворения половойпотребности способна породить … стремление к достижению эйфории за счетприменения насилия к несовершеннолетним», убийств, применения пыток, истязаний, способна привести к формированию личности серийных убийц детей иженщин2.А.В. Диденко отдельное исследование посвящает изучению влияния антиандрогенных препаратов на психическое состояние и поведение осужденных,отбывающих наказание за сексуальные преступления против несовершеннолетних, по результатам которого приходит к ряду важных выводов.В случае динамики стабильной адаптации осужденных применение антиандрогенных препаратов не обосновано, так как в местах заключения «нет возможности для осуществления аномального сексуального поведения», а побочныеэффекты от назначения таких препаратов в большей мере негативно сказываются на дальнейшей психотерапии, так как осужденные демотивированы на приня1Романовский Г.
Химическая кастрация педофилов // Законность. 2011. № 9. С. 44.Мусаелян М.Ф. Химическая кастрация педофилов: новый способ предупреждения сексуальных преступленийили средневековая жестокость? // Адвокат. 2009. № 12. С. 24.2198тие ответственности за свое дальнейшее поведение и на деятельное участие всвоем излечении1. Что касается нестабильной адаптации, то она является противопоказанием для применения антиандрогенных препаратов, так как последниеповышают проявления «депрессивности, апатичности, тревожности». В такомслучае более обосновано назначение фармакологических препаратов (антидепрессантов, седативных препаратов и пр.), которые зарекомендовала себя и эффективно применяются в зарубежных странах в отношении лиц с т.н. «неконтактными» расстройствами (эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм)2.Рекомендовать антиандрогенные препараты следует лишь в некоторыхслучаях, когда имеют место интенсивные сексуальные образы и влечения, сочетающиеся с импульсивными противоправными поступками, особенно при сменережима наказания, при переводе в другое исправительное учреждение, а также впостпенитенциарный период3.
При этом применение антиандрогенных препаратов требует участия и других специалистов (эндокринолог, клинический психолог, сексолог, терапевт).Как видим, во многих случаях применение антиандрогенных препаратовклинически противопоказано, а применение только «химической кастрации» неспособно достичь, а в ряде случаев противоречит, важнейшей цели ПММХ – излечение или улучшение психического состояния. На основании вышеизложенного, полагаем, что выделение химической кастрации в качестве самостоятельноговида ПММХ является необоснованным, а применение антиандрогенных препаратов возможно лишь при наличии соответствующих медицинских рекомендаций и в комплексе с иными средствами лечения.Л.Ю. Демидова, Н.В.
Дворянчиков при анализе материалов зарубежныхисследований отмечают, что наряду с медикаментами, в т.ч. антиандрогеннымипрепаратами, необходимо параллельное проведение психотерапии с пациентомлибо назначение психологического лечения. При этом антиандрогенная терапия1Диденко А.В. Проблемы применения антиандрогенной терапии в местах лишения свободы в отношении осужденных, совершивших преступления сексуального характера // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19).С. 82.2Диденко А.В. Указ. соч.. С.
833Там же. С. 83.199является более эффективной и пациент готов принять побочные эффекты от использования препарата, когда сам «мотивирован хотя бы на частичное избавление от постоянной озабоченности по поводу сексуальных отношений с детьми»,а это требует использование целого комплекса мер психиатрического, психотерапевтического, психологического воздействия1.А.П. Дьяченко и Е.И. Цымбал также указывают на то, что меры воздействия на лиц с расстройством сексуального предпочтения должны носить комплексный характер и, по мнению указанных авторов, должны включать не только химическую кастрацию, но и принудительное наблюдение и лечение у врачапсихиатра, сексолога или психиатра-нарколога; принудительное наблюдение иконтроль со стороны специалиста; обязательное прохождение программы социально-психологической коррекции или реабилитации2.Законодатель, отвергнув идею о выделении химической кастрации в качестве самостоятельно и обособленного вида ПММХ, занял вполне обоснованнуюпозицию, предусмотрев в зависимости от медицинских рекомендаций возможность комплексного воздействия в рамках имеющегося вида ПММХ.
Однакоследует отметить, что в системе действующего правового регулирования весьмаограничена возможность привлечения специалистов иных областей знаний (психологов, сексологов) к принудительному лечению педофилов, а следовательноограничены возможности наиболее полного и всестороннего коррекционноговоздействия на таких лиц. Так, п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ говорит только о такомвиде ПММХ, как принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра. Согласно п. 6.1 ст. 12 УИК РФ оказание психологической помощи осужденнымможет осуществляться только на добровольной основе, т.е. с их согласия.Вышеизложенные предложения являются достаточно важным направлением дальнейшей правотворческой деятельности, поскольку способны обеспечить1Демидова Л.Ю., Дворянчиков Н.В.
Проблема расстройств сексуального предпочтения по материалам зарубежных исследований // Юридическая психология. 2011. № 4. С. 39.2Дьяченко А., Цымбал Е. Имплементация положений Европейской конвенции о защите детей от сексуальнойэксплуатации и посягательств сексуального характера в уголовное и уголовно-процессуальное законодательствоРоссии // Уголовное право. 2013. № 2. С.
116.200не только более эффективное лечение таких лиц, но и предупреждение совершения новых преступных деяний, профилактику рецидива.Полагаем, что такие меры воздействия на лиц с расстройством сексуального предпочтения должны включать в себя комплекс медицинских, психологических и социальных средств, в частности:1) Психиатрическое медикаментозное лечение. В рамках такой фармакотерапии, как отмечают сексологи, могут применяться как антидепрессанты; седативные препараты; нейролептики; психостимуляторы1, так и при наличии соответствующих показаний (при мотивированности и заинтересованности самогопациента) антиандрогенные препараты (химическая кастрация), а также препараты, направленные на снижение побочных эффектов2.2) Психиатрическое немедикаментозное лечение (психотерапия - методырациональной психотерапии, суггестивной психотерапии (т.е.
гипнотического инегипнотического внушения), психоаналитические методы, методы медитации;физиотерапия3).3) Иная психотерапевтическая и психологическая помощь.Сексологи рекомендуют сочетание различных тренинговых психологических методик: релаксационный тренинг, подражание, самоконтроль, тактильныйкоммуникативный тренинг, эмоциональный тренинг и др.4Среди таких тренингов выделяют систематическую десенсибилизацию –методику постепенного понижения чувствительности к стимулам (объектам иситуациям), вызывающим глубинный страх, который лежит в основе сексуальных девиаций (страх контакта с женщинами, страх сексуальной несостоятельности, детские сексуальные травмы и др.).
Путем создания иерархии воображаемых стимулов (от вызывающих минимальное беспокойство до вызывающих са-1Старович З. Судебная сексология / Пер. с польск. М., 1991. С. 75.Романовский Г. Химическая кастрация педофилов // Законность. 2011. № 9. С. 45.3Старович З. Указ. соч. С. 76.4Там же. С. 77.2201мый интенсивный страх) и их постепенного преодоления, устраняется психологическая травма и подавляются привычные сексуально-девиантные реакции1.4) Методы социально-психологической коррекции, реабилитации и социальной адаптации.Зарубежный опыт выявления педофилов, в том числе психологическийтест Lowenstein Sex Abuse Personality Inventory (LSAPI) (используется в СШАдля психологической диагностики осужденных за сексуальное насилие и состоитиз 225 вопросов), позволяет выделить следующие типичные личностные характеристики педофилов: низкая самооценка (боязнь сексуальной несостоятельности и контакта с женщинами); недостаток эмпатии к детям (воспринимают их вкачестве подходящего сексуального объекта); импульсивный и навязчивопривычный характер сексуального поведения; проблемы воспитания в семье(детские психологические травмы, связанные с сексуальным насилием со стороны членов семьи); одиночество и трудности общения с взрослыми людьми (особенно с женщинами)2.
В этой связи важную превентивную роль играют методыпсихолого-социальной коррекции и вышеупомянутые тренинговые методикинаправленные на развитие у таких лиц более высокой самооценки; устранениенедостатка сострадания, развитие чувства эмпатии к детям; развитие способности контролировать импульсы своего поведения, перенацеливание сексуальныхсклонностей от детей к взрослым женщинам, развитие привычки к нормальнымполовым контактам. Методы обучения и воспитания способны повысить осознание общественной опасности совершенных деяний, необходимости измененияценностно-половых ориентаций в дальнейшем поведении. Психоанализ и иныепсихологические методы способствуют осознанию, каким образом в ходе динамики семейных отношений у лица возникли педофильные склонности.Таким образом, необходима разработка индивидуально ориентированныхпрограмм и определение конкретных мер воздействия при совместном участииспециалистов различных областей знаний: психиатра, психотерапевта, сексопа1См.: Мейер В., Чессер Э.