Диссертация (1173622), страница 48
Текст из файла (страница 48)
Анализ пенитенциарной практики позволяет утверждать, что в ч. 2 ст.104 УК РФ под «изменением психического состояния, требующем лечения встационарных условиях», следует понимать ухудшение психического состояния,обострение психического расстройства, при котором увеличивается степеньопасности лица для себя или окружающим. Вопреки этому направление лица впсихиатрический стационар не является мерой принудительного характера, чтопротиворечит основаниями прекращения, назначения и целям принудительноголечения. При добровольном порядке госпитализации полностью отсутствует судебный контроль, что является почвой для злоупотреблений. При недобровольном порядке – существует законодательное противоречие в определении формысудопроизводства, не учитываются типы психиатрических стационаров с установленными в них режимами.
В этой связи ч. 2 ст. 104 УК РФ предлагаем изложить в вышеупомянутой редакции.Следует иметь ввиду, когда на момент истечения срока наказания в виделишения свободы лицо находится в психиатрическом стационаре уголовноисполнительной системы, оно должно быть переведено в психиатрический стационар государственной системы здравоохранения.12. С целью устранения правового пробела и во избежание примененияуголовного закона по двойной аналогии (сначала со ст. 103, а затем со ст. 72 УКРФ) ч. 3 ст.
104 УК РФ следует изложить в новой редакции: «При изменениипсихического состояния лица, требующем принудительного лечения в стационарных условиях, время пребывания в медицинской организации, оказывающей212психиатрическую помощь в стационарных условиях, засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинскойчасти и ареста из расчета один день за один день; ограничения свободы – одиндень за два дня; исправительных работ и ограничения по военной службе – одиндень за три дня, а в срок обязательных работ – из расчета один день за восемьчасов обязательных работ».13.
В том случае, когда производится выписки из психиатрического стационара системы здравоохранения, возобновление исполнения наказания, несвязанного с лишением свободы, не обеспечено ни законодательно, ни организационно. В этой связи статью 18 УИК РФ дополнить частью 1.1 следующего содержания: «В случае, когда в отношении лица, указанного в части 3 статьи 104Уголовного кодекса Российской Федерации, отпадает необходимость в применении принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, и не истек срок наказания соответствующее учреждение уголовно-исполнительной системы подает в судпредставление о зачете времени нахождения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в срок наказания иоб исполнении оставшейся части наказания». Разрешаться данный вопрос должен в рамках ст.
397 УПК РФ.14. Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением ПММХ в ч. 4ст. 104 УК РФ целесообразно изложить следующим образом. В случае злостногоуклонения лица, страдающего психическим расстройством, не исключающимвменяемости, от принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра вамбулаторных условиях в период отбывания наказания, суд может заменить неотбытую часть наказания более строгим видом наказания в предусмотренномнастоящим Кодексом порядке.Замену следует производить по правилам, установленным законом призлостном уклонении от наказания.
При этом выявленные факты нарушения порядка принудительного лечения и нарушения порядка отбывания наказания следует учитывать отдельно, поскольку ПММХ и меры наказания имеют различную213правовую природу, а отношение лица к каждой из этих мер может быть различным.15. Поскольку обоснована позиция о том, что принудительное лечение недолжно ограничиваться сроком отбывания наказания, то ч.
3 ст. 314 УК РФ необходимо изложить следующим образом: «Злостное уклонение лица, страдающего психическим расстройством, не исключающим вменяемости, от принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях,применяемого после отбытия наказания, – наказывается…», прим. 2 ст. 314 исключить. Отметим, что санкция данной нормы нуждается в дополнительной детальной проработке.
Предусмотренное наказание только в виде лишения свободы на срок до 1 года, является, на наш взгляд, слишком суровым, если применятьее ко всем лицам, уклоняющимся от принудительного лечения. В этой связи всанкции данной нормы следует предусмотреть альтернативные виды наказаний.16.
Злостно уклоняющимся от принудительного лечения следует признавать лицо, которое допустило нарушение порядка и условий принудительноголечения в течение установленного срока после объявления ему официальногопредупреждения (официальное предупреждение объявляется при повторном нарушении). В качестве модели для разработки подзаконного акта предложен порядок осуществления контроля за исполнением принудительного лечения, в томчисле в период после отбытия наказания, и признания уклонения злостным, который более подробно раскрыт в § 2 главы 3.17. Системный анализ УК РФ, исследование судебной и экспертной практики позволяет сделать вывод, что педофилия, не исключающая вменяемости, неявляется видом ограниченной вменяемости. Для назначения ПММХ достаточнолишь установление соответствующего диагноза, при этом не ставится вопрос овлиянии данного расстройства на сознательно-волевые способности во время совершения преступления, что согласует с ранее обоснованной позицией диссертанта.18.
Из п. «д» ч. 2 ст. 97 УК РФ необходимо исключить признак «старше 18лет». В действующей редакции данной нормы законодатель предусматривает214возраст применения ПММХ, что является нонсенсом, и необоснованно вторгается в область психиатрии, не позволяет назначать ПММХ несовершеннолетним,совершивших половые преступления против детей, что противоречит как медицинским показаниям, так и международным правовым стандартам.19. Из п. «д» ч. 2 ст. 97 УК РФ необходимо исключить признак «не достигших 14-летнего возраста».
В действующей редакции данной нормы законодатель вторгается в область психиатрии, необоснованно ограничивая как круг потерпевших от «педофильных» преступлений, так и круг лиц, страдающих педофилией и нуждающихся в принудительном лечении.20. Текстологический анализ п. «д» ч. 2 ст.
97 УК РФ и его сопоставление сдиагностическими критериями МКБ-10 и DSM-V свидетельствует о том, чтоданная норма выстроена в неком соответствии с медицинскими критериями. Приэтом проведенное историческое исследование выявило наметившуюся в психиатрии тенденция по депатологизации расстройств сексуальных предпочтений, атакже прецеденты значительного влияния психиатрии на формирование общественного мнения и установок в массовом сознании, воздействия психиатрическойнормы на социальную норму.
В связи с этим сделан вывод о недопустимости некритического следования законодателя за новациями психиатрической науки инедопустимости выстраивания уголовно-правовых предписаний в корреляции смедицинскими диагностическими критериями.21. Предложение два части 4.1 ст. 79 и предложение два части 4 ст. 80 УКРФ изменить следующим образом: «В отношении лица, указанного в части 2статьи 99 настоящего Кодекса, суд также учитывает его отношение к лечению впериод отбывания наказания». При этом сам факт применения к осужденномуПММХ и/или факт наличия психического расстройства, являющегося условиемназначения принудительного лечения, не должны играть роли при разрешениивопроса об УДО или о замене неотбытой части наказания более мягким видомнаказания. Противоположный подход противоречит правой природе как УДО,так и ПММХ, означает создание дискриминационных условий, а, по сути, уси-215ление уголовной ответственности в силу одного лишь обстоятельства – наличияпсихического расстройства.22.
В решении вопроса о содержании принудительного лечения лиц с расстройством сексуального предпочтения (педофилией) законодатель занял вполнеобоснованную позицию. Не вторгаясь в область психиатрии и в само содержаниеприменяемого лечения, законодатель не исключает возможности применения антиандрогенных препаратов, но только при наличии соответствующих медицинских показаний и в совокупности с психотерапевтическими, медикаментознымии иными мерами. При этом антиандрогенная терапия возможна только при добровольном согласии самого лица, а такое согласие не должно быть получено подугрозой пожизненного заключения, отказа в условно-досрочном освобожденииили наступлении других неблагоприятных последствий.Введение химической кастрации в качестве отдельного вида наказания необосновано, поскольку данный вид наказания имеет членовредительный характер, противоречит Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод; не устраняет психологические причины половой преступности,препятствует социальной адаптации; в большинстве стран химическая кастрацияприменяется добровольно и наряду с мерами психотерапии, психологическойпомощи, а низкий уровень рецидива достигается за счет комплекса правовых,медицинских и психолого-социальных мер.Выделение химической кастрации в качестве отдельного вида ПММХ необосновано, поскольку противоречит целям принудительного лечения в случаях,когда отсутствуют психиатрические рекомендации, имеются медицинские противопоказания, когда такая мера применяется в качестве единственной при отсутствии должной психотерапевтической, медикаментозной и психологическойпомощи.23.
Меры воздействия на лиц с расстройством сексуального предпочтениядолжны включать в себя комплекс средств: медикаментозное лечение (антидепрессанты, нейролептики, при наличии соответствующих показаний и согласиипациента антиандрогенные препараты и др.), немедикаментозное (психотерапия,216психоаналитика, физиотерапия и др.), психологическая помощь (тренинги, десенсибилизация, самоконтроль и т.п.), социальная коррекция, реабилитация исоциальная адаптация. При этом необходима разработка индивидуально ориентированных программ при совместном участии различных специалистов (психиатра, психотерапевта, сексопатолога, сексолога, психолога и др.).Перспективы дальнейшей разработки темы. Отдельные аспекты уголовной ответственности и принудительного лечения лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, все еще являются дискуссионнымии вызывают трудности.
В этой связи дальнейшие исследования являются наиболее перспективными в сфере выработки более дифференцированного подхода каномальным субъектам; обобщения судебной практики для дальнейшего выявления специфики влияния психических расстройств на поведение субъекта вкриминальных ситуациях; детализации правового регулирования осуществленияконтроля за применением принудительного лечения в период отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, и ответственности за уклонение отпринудительного лечения, разработки индивидуальных программ комплексноговоздействия на лиц с расстройством сексуального предпочтения.217БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКI. Нормативные правовые акты и официальные документы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках кКонституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.