Диссертация (1173591), страница 20
Текст из файла (страница 20)
А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебноепособие. С. 246.2Подробно: Кряжкова О. Н. Правовые позиции Конституционного Суда РоссийскойФедерации: вопросы теории и практики : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 13-14.3Анишина В. И. Правовые позиции Конституционного Суда России // Российская юстиция.2000. № 7.
С. 11-12.96Подписание и вступление в силу для Российской Федерации Конвенции озащите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) имеетфундаментальное значение в части признания юрисдикционного механизмаЕвропейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ).
Решение ЕСПЧ должнобыть исполнено государством, которому оно адресуется. Так, Верховный СудРоссийской Федерации обращает внимание на обязанность государства принятьво исполнение постановлений ЕСПЧ меры частного характера, направленные наустранениенарушенийправчеловека,предусмотренныхКонвенцией,ипоследствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера,чтобы предупредить повторение подобных нарушений1.ПравовыепозицииЕСПЧ,содержащиесявактахконвенционнойюрисдикции, оказывают влияние на национальное законодательство. Указанноевлияние осуществляется в нескольких направлениях, что позволяет обозначитьотдельные формы влияния судебной практики Страсбургского Суда нанациональное законодательство.Установлениенесоответствиянациональногозаконодательстваконвенционным нормам – первая форма.
Установление ЕСПЧ в судебномрешении факта нарушения норм Конвенции представляет собой наивысшуюформу проявления несовершенства национального законодательства.Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают на себяобязательство обеспечения каждому, кто находится под их юрисдикцией, прав исвобод, указанных в Конвенции. При этом государство-участник обладает правомвыбора в отношении средств, которыми будут обеспечиваться данные права исвободы. В этом сущностное значение принципа субсидиарности, которыйпронизывает механизм Конвенции.
При этом предполагается, что выбранныегосударством-участником средства должны быть эффективными и достаточными,1Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «Оприменении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международногоправа и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ.2003. № 12.97чтобы устранить неблагоприятные последствия и предотвратить наступлениетаковых в будущем.В случае, если жалобы граждан государства однотипного предметногохарактера поступают на протяжении периода времени, возможен вывод, чтосудебнаяпрактикасоответствующееСтрасбургскоготолкование,неСуда,вкоторойполучилаучетаранеевужеданонациональномзаконодательстве и правоприменительной практике.В качестве своеобразного орудия против систематического нарушенияконвенционных норм ЕСПЧ был введен институт «пилотных постановлений».Примером может служить активно обсуждаемое Постановление по делу «БурдовпротивРоссийскойФедерации»(№2),вкоторомконстатируетсяфактсистематического уклонения Российского государства от исполнения судебныхрешений, которое выражается в непогашении задолженности, а также отсутствииэффективногосредстваправовойзащитыотуказанногонарушения.Одновременно указывается на обязанность органов государственной властиРоссии предусмотреть во внутреннем правовом регулировании эффективноесредство правовой защиты по обеспечению исполнения решений судов ивозмещению ущерба в случае их неисполнения1.Следующее «пилотное постановление», касающееся смежных вопросов,было принято по делу «Герасимов и другие против Российской Федерации»2.ЕСПЧ обязал органы государственной власти Российской Федерации принятьмеры по решению системной проблемы и предусмотреть во внутреннем правовом1Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 «Дело «Бурдов против Российской Федерации» (№ 2)(жалоба № 33509/04) // «Российская хроника Европейского Суда».
2009. № 4. Во исполнениеуказанного постановления были приняты внутренние правовые акты: Федеральный законот 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумныйсрок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Российская газета. № 94.2010; Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Окомпенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права наисполнение судебного акта в разумный срок» // Российская газета.
№ 94. 2010.2Подробно о причинах принятия указанного постановления: Ковлер А. И. «Герасимов и другиепротив России» – новое «пилотное постановление» Европейского Суда // Международноеправосудие. 2014. № 3. С. 3-10.98регулировании эффективное средство правовой защиты от нарушений, связанныхс длительным исполнением судебных решений по обязательствам государства внатуральной форме.Российским законодателем во исполнение «пилотного постановления» быливнесены соответствующие изменения в законодательство в части присуждениякомпенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,предусматривающего исполнение государством требований имущественного и(или) неимущественного характера1.Правовые позиции, содержащиеся в решениях ЕСПЧ, обладают мощнымпрогностическимпотенциаломдлясовершенствованиянациональногозаконодательства.
Они выступают наднациональными ориентирами в выявлениисфер общественных отношений, требующих обновления и актуализациинормативно-правовой регуляции, с учетом их развития и изменчивости.Практической ценностью в последующей нормативно-правовой регуляцииобладаютсоответствующиеправовыепозицииЕСПЧ.Выявлениенорм,требующих актуализации с учетом развития регулируемых общественныхотношений, – это вторая форма влияния судебной практики Страсбургского Судана национальное законодательство.КакуказываетВ. А. Туманов,созданиеправовыхпозицийипринципиальных установок путем толкования конвенционных норм близко кправотворчеству.
Кроме того, он справедливо замечает, что в процессетолкования норм судебная практика выступает выразителем процесса применениязакона к конкретному случаю с учетом изменяющихся общественных условий2.В судебной практике ЕСПЧ можно усмотреть потенциальные пробелы взаконодательстве, которые не так отчетливо ощущаются на уровне национальной1Федеральный закон от 19.12.2016 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Окомпенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права наисполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушениеправа на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнениегосударством требований имущественного и (или) неимущественного характера» // Российскаягазета.
№ 292. 2016. (В законе понятие «исполнение обязательств в натуре» заменено понятием«требования имущественного характера»).2Туманов В. А. Избранное. М., 2010. С. 653-655.99правовой системы. Наряду с решениями ЕСПЧ, принятыми в отношенииРоссийской Федерации, особую ценность в выявлении пробелов в правовомрегулировании имеют правовые позиции ЕСПЧ, сформулированные в решениях,принятых в отношении других государств-участников.ВПостановленииот 05.02.2017№2-ПКонституционногосодержитсяСудаРоссийскойпринципиальнаяправоваяФедерациипозиция:«Ратифицируя Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, РоссийскаяФедерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человекаобязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов кней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положенийэтих договорных актов (Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ).
Такимобразом, как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решенияЕвропейского Суда по правам человека – в той части, в какой ими, исходя изобщепризнанных принципов и норм международного права, дается толкованиесодержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ ксуду и справедливое правосудие, – являются составной частью российскойправовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателемприрегулированииобщественныхотношенийиправоприменительнымиорганами при применении соответствующих норм права»1.















