Диссертация (1173583), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Выделение данного аспекта обусловлено установившимися,прежде всего и в основном, на Африканском континенте обычаями, которые283Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р «Об утверждении Воднойстратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательстваРФ. 2009. № 36. Ст. 4362.284См. Cullet Ph. Governing the Environment without CoPs - The Case of Water // InternationalCommunity Law Review Vol. 15, 2013. P.
123-135.124фактически лишают женщин доступа в процессы управления и ограничиваютв других общепризнанных международными актами правах. Как отмечается,в Докладе о развитии человека 2006 г. «Что кроется за нехваткой воды:Власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов» женщины идевочки тратят долгие часы, чтобы набрать и принести воду домой, чтоприводит к невозможности посещать школьные занятия и, как результат, кнеравенству в образовании. Время, потраченное на хождение за водой, всельских районах Мозамбика, Сенегала и Восточной Уганды составляет 1517 часов в неделю, при этом нередко источники воды расположены нарасстоянии более 10 км. от домохозяйства. Хотя женщины, как правило,придают проблемам воды большее значение, нежели мужская половинанаселения, они лишены возможности участия в процессах принятия решенийпо вопросам использования воды, в связи с неравным домашнимраспределением труда, ограничением высказываний, отсутствием праваголоса и др.
факторами285.В связи с этим следует отметить принятие Протокола относительноправ женщин в Африке 2003 г. к Африканской Хартии прав человека инародов 1981 г. Пункт «c» ч. 1 ст. 9 Протокола 2003 г. устанавливаетравенство мужчин и женщин на всех уровнях разработки и реализациигосударственной политики и программ развития. Согласно ч. 2 данной статьигосударствадолжныобеспечиватьувеличениеиэффективностьпредставительства женщин на всех уровнях управления. Кроме того, какотмечалось ранее, ст. 15 Протокола 2003 г. устанавливает право напродовольственнуюбезопасность,котораяпредполагаетобязанностьгосударства обеспечить лицам женского пола доступ к чистой питьевой воде.Примеромреализацииобозначенныхнормможетслужитьзаконодательство Уганды, активно и весьма удачно имплементирующее285Доклад о развитии человека 2006 «Что кроется за нехваткой воды: Власть, бедность иглобальный кризис водных ресурсов».
С. 13-47.125принципы ИУВР, которое требует представительства женщин в ассоциацияхпользователей водными ресурсами.Основополагающим началом ИУВР является признание социальной иэкономической ценности воды. С одной стороны это означает уяснение ипродвижение на международной арене важности воды для человека –удовлетворения его насущных потребностей, т.е. права на воду. С другойстороны, это осознание факта несостоятельности и губительного характераотношения к воде как к бесконечному и не имеющему никакой самоценностиресурсу, т.е. признание воды в качестве экономического блага.При этом ИУВР предполагает не просто признание права человека наводу, а согласование его содержания и понимания с правовыми нормами,регулирующими отношения по использованию и охране ресурсов преснойводы.
Установление права на воду в международном праве направлено наудовлетворение повседневных потребностей человека в пресной воде. Всвязи с этим, прежде всего, следует рассмотреть соотношение понятий«повседневные потребности», используемого в актах по правам человека, и«насущные человеческие нужды», которыми оперируют договоры в областииспользования и охраны ресурсов пресной воды, т.к.
их удовлетворениеявляется приоритетным по сравнению с иными видами водопользования.Понятие «повседневных потребностей» раскрывается в Замечанииобщего порядка № 15. Они предполагают необходимость воды для питья,личной санитарии, приготовления пищи, стирки и соблюдения элементарнойгигиены (п. 12).Международные договоры, касающиеся использования и охраныресурсов пресной воды, не содержат определения «насущных потребностейчеловека», хотя оно используется в ст. 10 Конвенции 1997 г., п. 2 ст. 5Проектов статей 2008 г., п. 20 ст.
3 Берлинских правилах 2004 г.,предложении V Нью-Дельфийского Проекта Предложений по правумеждународных рек 1973 г. и др.126Понимание насущных человеческих нужд было дано КМП приразработке Конвенции 1997 г. Под ними подразумевается обеспечениедостаточного для поддержания жизни человека количества воды, включаяпитьевую воду и воду для производства продовольствия в целяхпредотвращенияголода286.ПодобнаятрактовкадаетсяКМПивкомментариях к Проектам статей 2008 г. При этом Комиссия особоподчеркивает, что это понимание уже содержится в Берлинских правилах2004 г.287Берлинские правила 2004 г. определяют насущные потребностичеловека через использование воды для непосредственного выживаниячеловека, включая потребности в питье, приготовлении пищи и санитарии, атакжеподдержаниизаключаетсявдомохозяйства.отнесенииОтличиеиспользованияотводыпониманиядляКМПподдержаниядомохозяйства к насущным потребностям индивида.В целом понимание насущных нужд человека согласно Берлинскимправилам 2004 г.
соответствует трактовке Комитета по экономическим,социальным и культурным правам права на воду.Однако включение КМП ООН в число насущных человеческих нуждобеспечениеводойдляпроизводствапродовольствиявцеляхпредотвращения голода выходит за рамки права на воду. Тем не менее,подобный подход представляется более обоснованным и рациональным, т.к.в большей степени способствует защите прав человека. ИУВР непредполагает исключительно признание права на воду и его увязку снормамимеждународногоэкологическогоправа,регулирующимиводопользование, оно предусматривает учет прав человека в целом припринятии решений по вопросам использования.
Можно с уверенностьюутверждать, что понимание насущных потребностей человека в трактовке286Yearbook of the International Law Commission. 1994. Vol. II. Part 2. P. 110.Доклад Комиссии международного права о работе ее пятьдесят восьмой сессии: док.ООН A/61/10. Нью-Йорк: ООН, 2006. С. 214.287127КМП помимо права на воду увязывается с тенденцией к признанию иреализации права на питание.Несколько иным путем пошла практика африканских государств поданному вопросу. Вместо использования понятия «насущные человеческиенужды» закрепляются конкретные виды водопользования и устанавливаютсяособенности их реализации, приоритетность их удовлетворения.
Так,Пересмотренный протокол по разделяемым системам водотоков 2000 г. иВоднаяхартиярекисельскохозяйственное,Сенегалпромышленное,2002г.выделяютсудоходноеибытовое,экологическоеиспользование воды. Статья 1 Пересмотренного протокола 2000 г.определяет бытовое водопользование как использование воды для питья,мытья, приготовления пищи, купания и санитарии. Согласно ст.ст. 8 и 9Водной хартии реки Сенегал 2002 г. ни один из видов водопользования необладает приоритетом над другим, однако в случае дефицита водыустанавливается следующая очередность водопользования: 1) питьевое; 2)сельскохозяйственное и экологическое; 3) производство энергии; 4)промышленное; 5) судоходное. Таким образом, приоритет отдаетсяинтересам личности и необходимости обеспечения потребностей населения впитьевой воде.В свете рассматриваемого вопроса не представляется возможным незатронуть такие факторы справедливого и разумного использованиятрансграничных водных объектов как зависимость населения от этихобъектов и социально-экономические потребности государств.
К сожалению,ни в Проектах статей 1994 г., ни в Проектах статей 2008 г. КМП нераскрывает содержание социально-экономических потребностей государства,которые должны приниматься во внимание при определении справедливостии разумности использования трансграничных водных объектов. Касательнозависимости населения от таких объектов Комиссия в комментариях кПроектам статей 1994 г. лишь указывает, что имеется ввиду как численность128этого населения, так и уровень зависимости288. Однозначно можноутверждать, что речь не идет о сравнении уровней экономического развитиягосударств,разделяющихводоток.Обэтомсвидетельствуеттообстоятельство, что КМП отклонила в 1982 и 1983 гг. предложенияспециальных докладчиков С.М.
Швебеля (США) и Й. Эвенсена (Норвегия) овключении «уровня экономического развития государств водотока» вкачестве одного из факторов определения справедливости и разумностииспользования водотока289. Представляется верной позиция О. МакИнтайра,по мнению которого социально-экономические потребности государств изависимость населения от водотока следует рассматривать вместе, онипредполагают учет влияния водных ресурсов на уровень жизни населения,площадиорошаемыхсельскохозяйственныхземель290.Немаловажнымявляется значение водотока в качестве источника водоснабжения населения,доступ к рыбным и иным живым ресурсам водотока,его значение дляторговли и ценообразования в государстве и др.
аспекты.Особый интерес в свете взаимодействия прав человека и экологическихнорм в целях рационального использования и охраны ресурсов пресной водыпредставляет Конвенция ЕЭК 1992 г. и Протокол по проблемам воды издоровья 1999 г. По справедливому утверждению итальянского А. Танзи(Италия),ониполностьюсоответствуютосновнымобязательствамгосударств в рамках Замечания общего порядка № 15, придавая такимобразом договорную силу содержащимся в нем нормам291.К примеру, пп. «a» п. 2 ст. 4 Протокола 1999 г. устанавливает, чтогосударства принимают все необходимые меры для адекватного снабженияпитьевой водой хорошего качества, т.е.