Диссертация (1173149), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Вследствие этого возникла необходимостьукрепления военно-политических связей между Ираном и Сирией ивыработкиновогопланавотношенииобеспечениярегиональнойбезопасности и защиты территории от иностранной интервенции1.В-третьих, и Сирия, и Иран имеют общее восприятие Израиля какврага, борьба с которым требует объединения их общих сил.
Обе страныпридерживаются единой линии к разрешению палестинского вопросаи преследуют общую цель недопущения распространения американоизраильского влияния в БВР и проекта переустройства ББВ.Сэкономическойточкизрения,находящийсяподдавлениеммеждународных санкций Иран имеет достаточно ограниченный круг стран, скоторыми возможно установление крепких экономических связей. Причем всвязи с очередным деструктивным решением Д. Трампа в 2018 году о выходеАхмедов В.М., Кулагина Л.М. Сирия, Турция и Иран: новые подходык межрегиональному сотрудничеству // Ин-т Ближнего Востока [Электронный ресурс].
–URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/09-02-07a.htm (дата обращения 03.05.2019).1126из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, англ. JointComprehensive Plan of Action, JCPO) и введением дополнительных санкцийв отношении Ирана перспективы развития сотрудничества в Сирией толькоусилились. Следует также отметить, что решение руководства США получилоподдержку Саудовской Аравии и Израиля. Среди других потенциальныхэкономических партнеров Ирана – Россия, Китай, а также арабскиегосударства, скептически настроенные по отношению к США. Таким образом,САР представляет значительный интерес для Ирана1, о чем свидетельствуют:1) статус Сирии как значимого регионального политического актора;2) значительный ресурсный потенциал Сирии;3) размер инвестиций в экономику САР со стороны Ирана2.Между Сирией и Ираном за последние годы подписано и немало другихважныхдвустороннихсоглашений,регламентирующихорганизациюдвустороннего сотрудничества.
Так, в августе 2018 года состоялосьзаключение соглашения о военном сотрудничестве3, подписанию которогоспособствовали усилившийся раскол в арабском мире, американскоевторжение в политику ближневосточных государств, ослабление позицийСАР в силу внутренних противоречий и давление на Иран со сторонызападных держав касательно развития иранской ядерной программы.Говоря об особенностях развития взаимоотношений двух государств,невозможно не учитывать роль религиозного фактора. Иран традиционноявляется лидером шиитского мира. Одновременно с этим правящий режим вСирии также можно с определенными оговорками характеризовать какшиитский. Однако в отличие от иранского населения, население САР, вбольшинстве своем, представлено суннитами, которые имеют непростыеСаджадпур К. Иран – единственный союзник Сирии в регионе // Московский центрКарнеги [Электронный ресурс].
– URL: https://carnegie.ru/2014/06/09/ru-pub-55965 (датаобращения 03.05.2019).2Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Ирано-арабские отношения в условиях «арабской весны»на Ближнем Востоке. М.: ИВ РАН, Центр стратегической конъюнктуры, 2013. 220 с.3Иран и Сирия заключили соглашение о военном сотрудничестве // ТАСС. [Электронныйресурс]. – URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5492871 (дата обращения03.05.2019).1127отношения с шиитами.
Таким образом, очевидно, что обе странызаинтересованы во включении друг друга в зону своих интересов и развитиимежгосударственногосотрудничества,несмотрянаопределенныйпротиворечия конфессионального характера.Нельзя забывать и о том, что САР обладает мощным природноресурсным потенциалом, что делает страну привлекательной для Ирана вэкономическом плане. Иран располагает существенными возможностями дляэкспорта углеводородов, следовательно, в вопросах их поставки он находитсяв прямой зависимости от стран Персидского залива. Как известно,большинство из них ориентируется на политику США и в некоторой степениИзраиля, который также стремится к расширению своего влияния в БВР. Всилу указанного обстоятельства Иран заинтересован в приобретении новыхсоюзников и экспортеров энергоресурсов среди стран средиземноморскогопобережья.
Такой может стать и Сирия, для нее подобное сотрудничествотакже несет очевидные выгоды, которое включает в себя обретение статусасубъекта региональной политики.Таким образом, нынешний внешнеполитический курс Сирии направленна укрепление партнерских отношений с дружественными региональнымигосударствами и развитие дипломатических и экономических связей с ними.Однако важно понимать, что гражданская война, охватившая современноесирийское общество, не может не вовлекать в орбиту своего влияния внешнихакторов региональной политики.
Так, в текущем противостоянии противрежима Сирии оказались, с одной стороны, региональный союзник Сирии влице Ирана, а с другой стороны – многие страны арабского мира, которыеиспытываютсильноевлияниеСШАичастоследуютвсвоихвнешнеполитических действиях указаниям из Вашингтона. Список стран,выступающих против правительства Б. Асада, включает в себя Израиль и ряддругих государств Персидского залива.Всложившейсяситуациивнутриполитическогоконфликтаактивизировались усилия проживающих на территории САР, Ирана, Ирака и128Турции курдов по созданию собственного независимого государства1.Фактически ситуация гражданской войны способствовала созданию условийдля побуждения курдов к созданию своего государственного образования2.Рисунок 12. Территория Курдистана.Источник: https://www.geopolitica.ru/article/lekciya-leonida-savina-v-rudnkurdy-i-kurdistan?page=1Сложившаяся геополитическая обстановка показывает, что ситуация скурдами сложна, нестабильна и требует пристального внимания.
При этомсоздание курдской автономии на территории Сирии происходило значительноБузанов Р. Гражданская война в Сирии (2011-2016 гг.) // РИА Новости. [Электронныйресурс]. – URL: https://ria.ru/spravka/20160315/1388247407.html (дата обращения03.05.2019).2См. об этом: Мисник М.Ю. Гражданская война в Сирии и курдская проблема // История.Общество. Политика. 2018. № 2. С. 62-65.1129позже, чем аналогичный процесс в Ираке, который пришелся на время моментпадения режима С. Хусейна (см.
рисунок 12). При этом, в отличие от иракскоймодели, в которой курды во главе с Демократической партией Курдистанасумелисоздатьорганизованныегосударственныеструктурыистабилизировать общественную жизнь, в Сирии подобных мер к достижениюнезависимостинепредпринималось.необходимостьсохраненияпрежнегоБолеетого,унитарногоподчеркиваетсягосударственногоустройства, где три существующих курдских кантона географическиразделены на коридоры, подконтрольные турецким ВС.
Такое положениекурдов сохранялось вплоть до 2016 года, когда курдские территорииобъединились в единую федерацию «Рожава» (рис. 12) с собственнымиорганами местного самоуправления и социальной инфраструктурой.Рисунок 13. Рожава – сирийский Курдистан.Источник: http://www.mirs.co/AR/all-detail.aspx?jimare=18Претензии курдов на обретение независимости и суверенитетавстречают жесткое сопротивление властей всех государств, на территориикоторых находятся курдские анклавы. Так, 25 сентября 2015 г.
проводилсяреферендум о независимости Иракского Курдистана. Несмотря на то, что130большинство голосующих выступили в пользу независимости Курдистана,иракское правительство отказалось признавать итоги референдума. Ни одногосударствомиратакженепризналонезависимостиКурдистана1.Примечательно, что даже системная сирийская оппозиция в данном вопросесолидарна с Б. Асадом и разделяет мнение о том, что независимый Курдистанстанет для США плацдармом для реализации собственной имперскойполитики в БВР, строящейся по принципу «разделяй и властвуй».Таким образом, анализ задач, решаемых Сирией на Ближнем Востоке,позволяет сделать вывод о том, что на формирование ее политики в отношениигосударств региона, оказывает влияние целый ряд факторов, как внутренних,так и внешних. Положение Сирии в регионе на данный момент нельзя назватьстабильным, оно во многом зависит от личностей политиков, составляющихправящую элиту, и непосредственно от самого действующего президентаБ.
Асада, а также от деятельности оппозиционных группировок и движений.Стоит подчеркнуть и то, что несмотря на то, влияние, оказываемоевнешнеполитическим ведомством Сирии и другими ведомствами наформирование и реализацию внешней политики, вся полнота властисосредоточена в руках президента.Направленность и содержание внешней политики в значительнойстепени определяются и религиозно-культурным фактором, что являетсяотличительной чертой арабского менталитета. Однако для того, чтобыуспешно продвигать национальные интересы и разрешать проблемынациональной безопасности, Сирии приходится направлять усилия наустановление и интенсификацию союзнических отношений с соседнимистранами, разделяющими ее национальные интересы, а также цели иприоритетные задачи.
При этом общность задач, стоящих перед крупнымирегиональными государствами Ближнего Востока, Ираном, Сирией иСм.: Референдум в Иракском Курдистане: единство и сплочённость населения // Валдай.Международныйдискуссионныйклуб.[Электронныйресурс]–URL:http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/referendum-v-irakskom-kurdistane-edinstvo/(датаобращения 03.05.2019).1131Турцией, и определенное совпадение их интересов объективно способствуютих сближению и координации внешнеполитических усилий.В консолидированном схематичном виде процесс формированиявнешнеполитического курса Сирийской Арабской Республики в современныхусловиях в отношении государств региона может быть представленследующим образом.Таблица 4.Состояние двусторонних отношений Сириис региональными ближневосточными государствамиСостояние двусторонних отношенийдо 2011 годапосле начала гражданскойвойныОценка текущегосостояниядвустороннихотношенийСтабильноеВ сирийско-иранскихВыстраиваниеИранвзаимовыгодное иотношениях САР отводитсясоюзнических,динамическое развитие,статус объекта, за счет которого партнерскихоснованное на схожестиреализуются геополитическиевзаимоотношенийпозиций в отношенииинтересы как региональных, такизраильско-палестинского и мировых политическихконфликта, вопросовакторов.