Диссертация (1171223), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Психология молодежной субкультуры (социально-психологический аспект молодежной политики) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. С.82–85.129См.: Антонян, Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника. [Текст] / Вестник ВИПК МВД России №2(26) – 2013, с.3–9.- 93 -летних правонарушителей (осуждённых), которые в свою очередь выделяютсяследующие типы:1). Несовершеннолетние, совершающие мелкие кражи, осуществляющие хулиганские действия, иногда налётные грабежи (в соучастии со взрослыми «матёрыми» преступниками, образующими ту или иную ОПГ);2). Несовершеннолетние, которые решаются а грабежи, разбойные нападенияи изнасилования, осуществляют вымогательства и угон ТС (как правило этоподростки, проживающие на улицах, в подвалах, чердаках более 6 – 8 месяцев,состоящие в ОПГ);3). Несовершеннолетние, обвиняемые в однократном убийстве, неоднократных убийствах (одного или нескольких лиц) с формированной ОПГ, либо без таковой;4).
Несовершеннолетние, осуждённые за экстремистские и террористическиепреступления, при которых имеются от одной и более человеческих жертв (какправило это подростки завербованные в группы смерти, либо осуществляющиепоручения вооружённых террористических банд формирований в России и зарубежом) [Антонян, 2013, с.9] – данные типы, основываются на мотивах, ориентирующих несовершеннолетних на противоправные действия (1 – 2 естественные потребности (быт, пища, одежда), сексуальные; 3 – корыстные (более 80%осуждённых), потребность в самоиндификации (выделении из толпы и т.п.),также в стремлении удовлетворить свои потребности к пристрастившимся наркотическим и психотропным веществам, алкоголю; 4 – личные мотивы отсутствуют, данные противоправное повеление, осуществляется по мотивам организаторов тех или иных бандформирования (террористических группировок).Кроме того, для осуждённых, находящихся в «ВК» ФСИН России, характерныпроявления «агрессивного» и «аутоагрессивного поведения»130, направленного надругих и на себя, возникающие в ситуациях эмоционального отвержения со сторо130Аутоагрессивное поведение – это действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому илипсихическому здоровью.
Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу "клапанного взаимодействия", когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя. См.: Амбрумова, А.Г., Трайнина, Е.Г., Ратинова, Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций- 94 -ны значимых лиц. Отсутствие близких родственников, рассогласования привычного образа поведения, противоречащие текущему психоэмоциональному состояниюнеожиданные поручения при предъявлении необоснованных претензий, притеснений со стороны окружающих (сверстников-заключённых), при собственных неудачах131. Для некоторых же несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местахлишения свободы, «агрессивность», «бравада», а также неповиновение администрации воспитательной колонии, выступает средством поднятия личного (социально) положения в пенитенциарном окружении, демонстрацией уверенности, формирующей мнение у сверстников-осуждённых о неформальном лидерстве [170].
[Такой индивид, приобретает «криминальный авторитет», к которому он очень трепетно относится со всех позиций и неформальных устоев «воровских понятий» лагерной системы (начиная с 30-х годов XX-го столетия) Утрата же данного авторитетав глазах «воровского мира» для носителя «смерти подобно»]132.Лишение подростка-правонарушителя свободы и его социальная изоляция взначительной степени трансформирует его социальное поведение, в значительноймере происходит изменение привычного уклада жизни (в пенитенциарном учреждении ФСИН России). В первую очередь это - отрыв от родных и близких ему людей; подросток - осуждённый попадает в атмосферу частных межличностных конфликтов, недоброжелательности окружающих, как со стороны осуждённых, так исо стороны сотрудников «ВК»; неуважительного и грубого обращения к нему; криминальную (тюремную) субкультуру, что приводит к проявлению дефектов личности подростка - осуждённого[93, 170].Характеризуя осуждённых-подростков, можно отметить то, что они часто извращают понятие нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а такженеспособны адекватно оценивать себя, своё место в обществе заключённых, совершённое преступление, назначенное уголовное наказание.
Жизнь и отношения людей проявляются в «безответственности», «равнодушии к окружающим осуждённым», «беспечности», «беззаботности» и «социальном инфантилизме». Отрица// VI Всероссийский съезд психиатров, Томск, 1990 г.: тез. докл. / Всерос. науч. мед. общество психиатров. – М., 1990. - Том 1.С.105-106.131См.: Воронова, Е.Л. Создание службы пробации в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3.
С.24–27.См.: Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам : методическое пособие / подред. В.А. Тихомировой. – М., 2007. – 131 с.132- 95 -тельные, с общественной точки зрения, качества приобретают для них положительное значение. К примеру, «упрямство», «наглость», «бездумная решительность»,«готовность пойти на уголовное преступление повторно», «изолированность»,«беспринципность», «подчинение друзьям – преступниками» понимается ими как«сила воли», некая смелость, развитость интеллекта, честность. Всё это установленои воспринимается как норма в рамках тюремной субкультуры, в которой данныеподростки, безусловно, стремятся с новой установленной целью хоть как-то самореализоваться. Данная самореализация обусловлена, прежде всего тем, чтобы осуществить личную безопасность и только потом осуществлять надзор, контроль ввиде авторитета над другими осуждёнными [170].По мнению проф.
В.Г. Деева (2001), –«…отсутствие вины у несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы, связано с тем, что оничасто извращённо понимают своё преступление, пытаются смягчить свой проступок, ссылаясь на стечение обстоятельств, перекладывая ответственность надругих»133.Также для несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишениясвободы, типична завышенная самооценка, которая зачастую ничем не обоснована.[Нет никакого авторитета, который бы конвертировал данную оценку о себе в отношения со сверстниками осуждёнными, а также и с администрацией воспитательной колонии]. Для осуждённых, находящихся в местах лишения свободы, характерны юношеский максимализм, выраженный в нетерпимости к чужому мнению, особенно взрослых, категоричность, индивидуализм, отсутствие самокритичности,бравирование своими отрицательными личностными качествами (недостатками)[170, 218].
В стремлении подтвердить самооценку, осуждённые нарушают режимные условия колонии (устраивают массовые беспорядки на территории колонии, и многое другое вытворяют, словно бесятся…), а также проявляют такие негативные качества, как агрессивность, наглость по отношению к сотрудникам и администрации воспитательной колонии.Общение несовершеннолетних осуждённых имеет узкогрупповой неофициальный характер, что не способствует процессу исправления, позитивному социально133См.: Там же.- 96 -му развитию личности осуждённых. Тем более, что в среде осуждённых-подростковдоминирующую роль играет фактическое общение «общение ради общения», которое чаще всего представляет собой пересказ различных криминальных событий изсобственной жизни. В них фигурируют кражи, грабежи, драки, убийства, разгульная жизнь [по случаю, осуществлённого успешного «налёта» ограбления и т.п.], половые контакты с женщинами и т.д.[170, 171, 218].
[Как правило, подросткиосуждённые в своих беседах (хвастовстве перед сверстниками) не любят говоритьо своих провалах и неудачах, безусловно, сопутствовавшим их преступный жизненный путь. Также подростки не бравируют своими семейными проблемами, приведшими их к совершению правонарушений].Также следует отметить то, что отношение несовершеннолетних осуждённых кдрузьям-осуждённым по отряду (отделению отряда «ВК»), малой (неформальной)группе является доминирующим [Малая группа – «семья», которая сформированасамими подростками из отряда, как правило состоящая из 3 – 5 членов.