диссертация (1169953), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Встрановом разрезе для Арменииэто трубопроводное и сопутствующеетранспортное машиностроение, для Беларуси – автомобильное и трубопроводноемашиностроение,дляКазахстана–машиностроение,дляРоссииавтомобильного–автомобильноеиитрубопроводноежелезнодорожногомашиностроения, для Кыргызстана – автомобильного и железнодорожноемашиностроение.В контексте развития евразийских интеграционных процессов ТПК Союзаприобретают качественно новые характеристики, такие как наднациональныйстатус, ориентация на запросы бизнеса, комплементарность и интерактивность.Представляется,чтодлядостижениянаибольшейэкономическойэффективности в масштабах ЕАЭС создаваемые ТПК должны функционироватьна наднациональной площадке ЕЭК. Через механизмы единой отраслевойполитики формат ЕЭК позволит аккумулировать необходимые финансовые,технологические и научные ресурсы стран Союза и направлять их на реализациюнаиболее перспективных, в том числе инфраструктурных, проектов внутри ЕАЭС.Реализация ТПК ЕАЭС должна осуществляться с максимально возможнымпривлечением бизнеса и экспертного сообщества.
На сегодняшний день винтеграционном процессе в ЕАЭС преобладает политическая воля руководствастран ЕАЭС к экономической интеграции, т.е. интеграция по типу сверху-вниз(top-down integration), которая заложила современные экономические основыЕАЭС200. Однако, представляется, что дальнейшему повышению экономическойэффективности евразийской интеграции в бòльшей степени будет способствовать200Пак Е.В. Евразийский экономический союз: время подводить промежуточные экономические итоги интеграции/ Е.В. Пак, Н.А. Пискулова // Российский внешнеэкономический вестник..
– 2015. – №10. – С. 24-26.; ВинокуровЕ.Ю. Две евразийские интеграции / Е.Ю. Винокуров, А.М. Либман // Вопросы экономики. – 2013 – №2. – С. 51-59.151интеграцияпотипуснизу-вверх(bottom-upintegration),продиктованнаяпотребностями бизнеса и других негосударственных акторов201. Интеграция потипу снизу-вверх при прочих равных ведёт к более долговечным и качественноновым экономическим связям в регионе.Отраслевая комплементарность в ТПК ЕАЭС исходит из главного фактораевразийской экономической интеграции – сохранённых со времён СССРвзаимозависимыхлогистическихиивзаимодополняемыхтехнологическихпроизводственных,комплексов.Углублениетранспортноевразийскойинтеграции через создание региональных цепочек стоимости возможно именно набазе этих функционирующих связей с особым вниманием на приграничноесотрудничество, потенциал которого до конца не использован.Интерактивность в ТПК может быть достигнута путём создания единойинформационно-аналитической базы Атласа, состоящей из профилей каждогосозданногоТПК.производственный,ПрофильТПКподробноагропромышленный,иллюстрируетинвестиционный,егонаучно-транспортно-логистический и трудовой потенциал и реализуемые в нём проекты.
Он такжеотражает и соответствующие потребности ТПК, что может значительно снизитьтрансакционные издержки бизнеса и населения интегрирующихся стран припользовании «четырьмя свободами» ЕАЭС, и, соответственно, повысить общуюэффективность распределения ресурсов внутри Союза. Соответственно, наосновании постоянно актуализируемых данных страны ЕАЭС через площадкуЕЭК получают уникальную возможность планировать и реализовывать проектына всей территории Союза, но с учётом реальных потребностей регионов, бизнесаи трудовых ресурсов.Таким образом, реализация обозначенных автором предложений поразвитиютранспортно-логистическогосотрудничествавкомплексеспроводимыми мероприятиями по расширению и углублению промышленного,торгового, инвестиционного и технологического взаимодействия стран ЕАЭС201Пак Е.В. Евразийский экономический союз: время подводить промежуточные экономические итоги интеграции/ Е.В.
Пак, Н.А. Пискулова // Российский внешнеэкономический вестник.. – 2015. – №10. – С. 24-26.; ВинокуровЕ.Ю. Две евразийские интеграции / Е.Ю. Винокуров, А.М. Либман // Вопросы экономики. – 2013 – №2. – С. 51-59.152позволитповыситьобщуюэффективностьевразийскойэкономическойинтеграции. Атлас с детальными профилями ТПК ЕАЭС будет такжеспособствоватьобеспечивсглаживаниюпроизводственнуюевразийскойинтеграциирегиональныхспециализациючерезвыявлениедисбалансоврегионов,внутрииприоритетныхЕАЭС,углублениюнаправленийвзаимодействия.Выводы по главе 3Повышение эффективности евразийской экономической интеграции вомногом зависит от решения проблем, стоящих перед транспортно-логистическойотраслью ЕАЭС.
Инфраструктурный тормоз интеграции заключается в низкомуровне развития рынка ТЛУ ЕАЭС, в том числе критическом уровне техническогои морального износа подвижного состава, нехватке современных складскихпомещений, незначительной степени интегрированности предоставляемых ТЛУ,что в совокупности предопределяет высокую долю транспортно-логистическихиздержеквконечнойстоимоститовароввнутриЕАЭС.Основнойинституциональной проблемой является отсутствие полноценной ЕТП Союза,регулирующей все виды транспорта и обладающей нормативно обязывающимстатусом для всех участников отрасли. На сегодняшний день действенныеэлементыреализуемойвЕАЭСскоординированной(согласованной)транспортной политики заявлены только на автомобильном и железнодорожномвидах транспорта, в то время как регулирующие полномочия по-прежнемуостаются на национальном уровне, что в условиях запущенной либерализацииотрасли мало способствует системному и недискриминационному характерупринимаемых в ЕАЭС решений.Транзитный потенциал ЕАЭС, находящегося на стратегическом перекрёсткеторговых потоков ЕС-АТР и ЕС-Иран-Индия, существенно недоиспользован, чтопрепятствует выполнению задачи интеграции по повышению роли объединения вмировой торговле и ГЦС.
В этой связи, формирование системы евразийских МТК«Восток-Запад» и «Север-Юг» на принципах мультимодальности и высокой153интегрированностиспособствоватьпредоставляемых«переключению»ТЛУчерезгрузопотоковссистемуморскойМТЛЦбудетдоставкинасухопутную по территории ЕАЭС. В контексте единой таможенной территориимультимодальная транзитная доставка по территории ЕАЭС при ведущем участиижелезнодорожного и автомобильного видов транспорта уже конкурентоспособнапо скорости, но по цене существенно проигрывает морской и пока остаётся малорентабельной. Вместе с тем, даже в отсутствии полноценной ЕТП Союзу удалосьвыйти на определённый уровень транспортно-логистической и тарифнойсинхронизации, позволившей запустить развитие транзитной отрасли ЕАЭС.Перспективы сопряжения ЕАЭС и китайского ЭПШП в целом отвечаютстратегическим интересам развития двух стран. В условиях нарастаниягеополитических и геоэкономических рисков Китай крайне заинтересован вгарантированном и скоростном транзите своих грузов в ЕС, Иран, Индию истраны Персидского залива по единой таможенной территории ЕАЭС, тогда каккитайские инвестиции в рамках ЭПШП позволят ЕАЭС провести модернизациюстационарнойтранспортного-логистическойинфраструктурыисоздатьпредпосылки для качественного увеличения своего присутствия в ГЦС черезизменение структуры перевозок и повышение уровня их контейнеризации.
Вместес тем, инициатива Китая не подразумевает финансирование модернизацииподвижногосостава,администрирования,самостоятельно.складскогоработыпохозяйства,которымЕАЭСсистемытаможенногонеобходимопроводить154ЗАКЛЮЧЕНИЕГлавной задачей реализации интеграционных механизмов в формате ЕАЭСявляется ускорение социально-экономического развития интегрирующихся стран,заключающегосявреиндустриализациимодернизацииснижениичерезустаревшейдолисырьевогоэффективнуюсекторапроизводственнуютранспортно-логистическойвэкономике,кооперацию,инфраструктурыиповышении роли объединения в глобальных цепочках стоимости черезкачественное «встраивание» в мировую экономику и торговлю.Значительную роль в интеграционном процессе играет политическая воляруководства стран ЕАЭС к экономической интеграции, разделяемая ихнаселением.
При этом, ЕАЭС при прочих равных исходит из экономическихпредпосылокреинтеграциипроизводственными,постсоветскихэнергетическимиистранскомплементарнымитранспортно-логистическимикомплексами на принципиально новых рыночных и институциональных базисах.Интеграция в формате ЕАЭС в целом способствовала росту количественныхи качественных показателей взаимной торговли. Главным количественнымитогом интеграции является рост удельного веса взаимной торговли в общемобъёме торговли стран ЕАЭС, причём в условиях глобальной экономическойтурбулентности 2014-2015 гг. объёмы взаимной торговли стран ЕАЭС показалиснижение только в стоимостном выражении и сокращались медленнее, чемторговля с третьими странами. Тем не менее, по показателю вовлечённости вовнутритрегиональную торговлю ЕАЭС уступает соответствующим показателямЕС, НАФТА и АСЕАН, но превосходит МЕРКОСУР.Наиболее вовлечёнными во взаимную торговлю в рамках ЕАЭС являютсяэкономики Беларуси, Кыргызстана и Армении, в то время как основополагающиеэкономики ЕАЭС – Казахстан и Россия – пока демонстрируют бòльшуюориентацию на торговлю с третьими странами, но всё же нарастили импорт изстран ЕАЭС.155Важным качественным следствием интеграции стало изменение структурывзаимной торговли стран ЕАЭС, характеризующееся ростом доли несырьевыхтоварных позиций, а именно машин, оборудования и транспортных средств (8490) и продукции химической промышленности (28-40) на фоне снижения долиминеральных продуктов (25-27).ОколополовинывзаимноготоварооборотастранЕАЭСноситвнутриотраслевой статус, но с преобладанием в ней промежуточных товаров снизкой добавленной стоимостью, что в целом соответствует существующейструктуре экономики стран ЕАЭС.