диссертация (1169872), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Также в обеих странах созданы двусторонниефинансовые институты развития и многочисленные фонды, осуществляющиевклад в реализацию ЦУР за рубежом.Германию, Францию и Японию можно условно отнести к категории стран,которые в равной степени стремятся к реализации ЦУР на национальном иглобальном уровнях. Неслучайно Германия и Франция занимают четвертое и47пятое места в «Индексе ЦУР», ежегодно составляемом организацией «Сетьрешений ООН в области устойчивого развития» (Sustainable DevelopmentSolutions Network – SDSN), который оценивает прогресс всех стран мира вобласти реализации ЦУР на национальном уровне82. В добровольныхнациональных обзорах данных стран, представленных ими за последние тригода на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию, водинаковойстепенизаконодательныеподробноинициативы,расписаныпринятыеконкретныедействияправительствамивиинтересахдостижения ЦУР на национальном и международном уровнях.
Кроме того,данные страны входят в пятерку мировых лидеров по выделяемым объемамОПР в пользу развивающихся стран.Врамкахпредставленноговзаимодействиягосударства«международномуизмерению»исследованияибудетпроведентранснациональногоустойчивогоразвития.анализбизнесаВыборпофокусаисследования обусловлен тем, что в настоящее время данные и количественныепоказатели в области сотрудничества государства и частного сектора,направленного на содействие реализации ЦУР, которые представлены вофициальнойотчетностиагентств-доноровидругихгосударственныхинститутов рассматриваемой группы стран, а также в корпоративнойнефинансовой отчетности транснациональных компаний и банков, касаютсяисключительно «внешнего» измерения, т.
е. сотрудничества государства ичастного сектора в развивающихся и наименее развитых странах.Поскольку в странах с европейской континентальной и азиатскойсоциально-экономическими моделями корпоративная социальная деятельностьбизнеса в большей степени «зарегулирована» законодательными актами истандартами со стороны власти, именно здесь наблюдается активный процессформированияплощадокимеханизмовповзаимодействиюмеждустейкхолдерами в интересах достижения ЦУР.
Однако даже в этой группе стран,82SDG Index and Dashboards Report 2018. Global Responsibilities. Implementing the Goals. URL:http://sdgindex.org/assets/files/2018/01%20SDGS%20GLOBAL%20EDITION%20WEB%20V9%20180718.pdf48ввиду отсутствия единых статистических данных, в настоящее время непредставляется возможным предоставить объективную оценку вклада частногосектора в реализацию «Повестки 2030» на национальном уровне, а такжерезультатов сотрудничества государства и бизнеса в этом отношении.1.3. Инновационные подходы к финансированию глобального развитияпосле 2015 г.: роль государственных и частных источниковфинансированияВвиду того, что 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169соответствующих задач носят универсальный характер и актуальны как дляразвитых, так и для развивающихся стран, проблема поиска дополнительныхисточников финансирования для реализации данных Целей приобретаетвсевозрастающую роль.
С одной стороны, в документе подтверждается, что«государственноефинансирование,какнанациональной,такинамеждународной основе, будет играть определяющую роль в предоставленииважнейших услуг и обеспечении общественных благ, а также в привлечениисредств из других источников финансирования».Вместе с тем в обновленной глобальной повестке дня также отмечается,что «беднейшие и наиболее уязвимые страны, располагающие ограниченнымивнутреннимиресурсами»,нуждаютсятакжев«международномгосударственном финансировании», которое должно выражаться не только вофициальной помощи развитию (ОПР), но и в привлечении «дополнительныхресурсов из других источников, как государственных, так и частных»83.Таким образом, очевидно, что основная ответственность за реализацию«Повестки 2030» возлагается на развитые страны, которые ввиду расширенияохватацелейглобальногоразвития,соднойстороны,вынужденыпересматривать собственные политические курсы и уже принятые социально83Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.[Электронныйресурс].URL:https://documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/75/PDF/N1528575.pdf?OpenElement49экономические стратегии развития для обеспечения «экологически устойчивогои социально инклюзивного экономического роста»84 на национальном уровне, сдругой стороны, принимают на себя обязательства оказывать более масштабнуюиэффективнуюпомощьразвивающимсястранам.Признаваясвоюответственность за содействие прогрессу по ЦУР на глобальном уровне,политические элиты большинства развитых стран заявили о стремлении«достичь целевого показателя выделения средств по линии ОПР на уровне 0,7процента валового национального дохода (ВНД) в пользу развивающихся страни 0,15-0,2 процента ВНД в пользу наименее развитых стран» 85 , рассматриваяОПР как один из ключевых инструментов в содействии реализации «Повестки2030» в развивающемся мире86.Следует отметить, что в рамках реализации Целей развития тысячелетия(ЦРТ) – в частности, ЦРТ 8 «Формирование глобального партнерства в целяхразвития» - за период с 2000 по 2014 гг.
совокупный объем официальнойпомощи развитию (ОПР) в чистом выражении, предоставляемой развитымистранами, был увеличен на 66%87. Однако в докладе ООН о ходе реализацииЦУР, опубликованном в 2019 году 88 , отмечается, что, несмотря на взятыеразвитыми странами обязательства по увеличению финансирования развития,наблюдается тенденция сокращения объемов выделяемой ими помощи. Так, в2018 году чистый объем ОПР составил 149 млрд долл., сократившись на 2,7% вреальном выражении по сравнению с показателем 2017 года89. Кроме того, на 8%упалиобъемыгуманитарнойпомощи;объемыдвустороннейОПР,предоставляемой наименее развитым странам и странам Африки, для которых84Sachs J.
The Age of Sustainable Development. / Columbia University Press, 2015.Цель развития тысячелетия 8. Подведение итогов в области глобального партнерства в целях развития. /Доклад Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ, 2015 г.URL:https://www.un.org/ru/millenniumgoals/summary2015.pdf - с. 3.86http://www.bertelsmannstiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/Studie_NW_Sustainable-DevelopmentGoals_Are-the-rich-countries-ready_2015.pdf - с. 1387Целиразвитиятысячелетия:докладза2015год./ООН,2015.URL:http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf - с. 62.88Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2019 год. / ООН, Нью-Йорк, 2019. URL:https://unstats.un.org/sdgs/report/2019/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2019_Russian.pdf89Там же.8550ОПР является ключевым источником внешнего финансирования, сократились вреальном выражении на 3% и 4% соответственно90.СокращениеобъемовОПРидругихофициальныхисточниковфинансирования, выделяемых двусторонними и многосторонними институтамиразвития, по сравнению с частными финансовыми потоками в развивающиесястраны стало важнейшей тенденцией в повестке содействия международномуразвитию (СМР) за последние несколько лет (Рисунок 1.4).Рисунок 1.4.
Источники внешнего финансирования развития, выделяемого в пользуразвивающихся стран, 2000-2015 гг., трлн. долл. (в текущих ценах)Источник: данные ОЭСР и Всемирного банка91Данная тенденция связана с тем, что в сообществе стран-доноровпоменялась сама интерпретация функций официальной помощи в целяхразвития: в настоящее время наиболее востребованной представляется идея отом, что средства, выделяемые из государственных источников, необходимоиспользовать, в первую очередь, как инструмент привлечения ресурсов издругих90источниковдляфинансированияприоритетныхобластей,Там же.OECD (2018), Making Blended Finance Work for the Sustainable Development Goals, OECD Publishing,Paris.
– p. 40.9151обеспечивающих устойчивое и впоследствии самостоятельное экономическоеразвитие в странах-реципиентах помощи92.Еще одной важной особенностью, определяющей характер внешнейпомощи, является то, что за последние два десятилетия совокупный объемпрямых ПИИ в мире увеличился в четыре раза 93 . В развивающихся странахПИИ занимают наибольший удельный вес в общем объеме внешнегофинансирования и выступают наиболее «устойчивым» частным источникомфинансирования развития, обеспечивающим повышение уровня занятости испособствующим экономическому росту в целом (Рисунок 1.5).Рисунок 1.5. Источники внешнего финансирования развития, выделяемые в пользуразвивающихся и наименее развитых стран, %, 2013-2017 гг.Источник: ЮНКТАД94.Вместе с тем нельзя не отметить, что за период с 2016 по 2017 гг.
объемПИИ в развивающиеся страны сократился на 30%, что свидетельствует осущественном сокращении финансирования этих стран и ограничениивозможностей их доступа на международные рынки95.92Там же. – p. 64-65.United Nations, Inter-agency Task Force on Financing for Development, Financing for Sustainable DevelopmentReport 2019 (New York: United Nations, 2019). URL: https://developmentfinance.un.org/fsdr2019 - p. 59.94World Investment Report 2018. Investment and New Industrial Polivcies. / United Nations, New York and Geneva,2018.
URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018_en.pdf95OECD (2018), Global Outlook on Financing for Sustainable Development 2019: Time to Face the Challenge,OECD Publishing, Paris. URL: https://www.mzv.cz/public/2b/4f/e/3101343_2044487_Global_Outlook.pdf - p. 31.9352Таким образом, вышеупомянутые тенденции привели к тому, что спринятием «Повестки 2030» обозначился переход к новой парадигмефинансирования глобального развития: государственные институты страндоноров стали уделять повышенное внимание сотрудничеству с частнымсектором, рассматривая его в качестве важного источника мобилизацииинвестиций, необходимых для искоренения бедности и содействия развитиюнаиболее уязвимых стран.В современных исследованиях приводятся различные количественныеоценки инвестиционных потребностей для реализации «Повестки 2030»(Таблица 1.2).
Согласно оценке ЮНКТАД, для достижения ЦУР в глобальноммасштабе к 2030 году потребуется приблизительно от 75 трлн. долл. до 105трлн. долл. ежегодных частных инвестиций 96 . Данные, приводимые в рамкахисследования Массачусетского института технологий, свидетельствуют о том,что для достижения ЦУР к 2030 году необходимо ежегодно увеличить объемчастного финансирования на 2,5 трлн. долл., что составит приблизительно 50%от необходимого совокупного объема финансирования ЦУР в 115 трлн.
долл.97Таблица 1.2. Оценка инвестиционных потребностей для реализации ЦУР в развивающихсястранахОтрасль (ЦУР)Энергетика (ЦУР 7)Транспорт (ЦУР 9)Телекоммуникации (ЦУР 9)Чистая вода и санитария (ЦУР 6)Продовольственная безопасность и сельскоехозяйство (ЦУР 2)Борьба с изменением климата (ЦУР 13, 14, 15)Адаптация к последствиям изменения климата (ЦУР13)Здравоохранение (ЦУР 3)Образование (ЦУР 4)Итого:Ежегодный объем требуемых инвестиций напериод с 2015 по 2030 гг., млрд. долл.630-950350–770230-400~410~480550–85080–120~210~3303270–4520Источник: данные ЮНКТАД98 и Финансовой инициативы ЮНЕП9996Principles for Responsible Investment.