диссертация (1169844), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Следовательно, из изученных стран ЕС самымрепрезентативным экземпляром системы ЭД с главенствующей ролью МИДдопустимо назвать Францию; в ФРГ и Соединенном Королевстве функционалвнешнеполитических ведомств объективным образом органичен; Италия наданном поле занимает промежуточное положение.1.2. Роли экономических государственных органов также заметноотличаются друг от друга. Здесь условно наиболее «сильный» игрок – BISВеликобритании, чья значимость практически такая же, как и у МИД. Далееследует BMWi Германии, которое иерархически и финансово полностьюконтролирует работу второй (GTAI) и частично третьей (ВТП) опор ЭД. Менеесущественно и в целом сопоставимо положение французского и итальянскогоэкономических ведомств в исследуемой сфере.В случае Франции, как отмечалось, до реформы 2012 г.
министерствоэкономики и финансов, наоборот, было склонно сосредотачивать на себеосновной объем работы на направлении ЭД. Его структурная перестройка(начиная со второй половины 2014 г.) на фоне последовательно растущеговлияния МИД в определенной степени привела к временному снижениюавторитета. Вместе с тем материальное обеспечение МИД напрямую зависитhttp://www.rer.camcom.it/comunicazione/Galleria-fotografica-Video/video-2014/forum-vietnam-bologna-3-aprile2014/intervista-a-nicola-lener123от политики министерства финансов и государственных счетов, которыйвыступает «правопреемником» ранее единого финансово-экономическоговедомства в рамках бюджетной проблематики.
В данных условиях дает о себезнать и «унаследованное» от министерства экономики и финансов давнеесоперничество с МИД по широкому спектру вопросов, касающихсявнешнеэкономического сектора200, выражающееся на текущей стадии внежелании высшего руководства «экономистов» передавать бразды правления«дипломатам». Более того, по косвенным признакам201 допустимо судить опродолжающейся политической борьбе и серьезном расхождении мненийЛПР относительно будущего экономического ведомства в пост-реформеннойфранцузской ЭД.В Италии процесс реорганизации экономико-дипломатической службыпротекает более плавно и, как следствие, менее болезненно: сравнительнокрепкому положению министерства экономического развития свойственнабольшая определенность и в новой архитектуре «Система Италия», один изосновных принципов которой означает позиционирование ВЭД/ВЭС какорганического продолжения внутреннего рынка, а также – через обратныесвязи – фактора его интенсивного и экстенсивного развития. С одной стороны,на этой основе производится делегирование компетенций и разделениеполномочий: внутренние вопросы – MiSE, внешние – преимущественноMAECI.
С другой стороны, согласно тому же видению выстраивается ивзаимовыгодная кооперация госслужащих, не видящих друг в другеконкурентов, но уверенных в полезности укрепления межведомственныхпартнерских контактов.202История и содержание данных споров в послевоенной Франции (Пятая Республика) описаны в сочинении:Renaud F. op. cit. – P.35-40.201A qui le Commerce extérieur? La question n'est (toujours) pas tranchée // L’Obs Politique, 03.04.2014. [Electronicresource]. – URL: http://tempsreel.nouvelobs.com/politique/20140403.OBS2532/a-qui-le-commerce-exterieur-laquestion-n-est-toujours-pas-tranchee.html202Именно такая нацеленность, судя по всему, отражает перспективы дальнейшего участия итальянскогоминэкономразвития в ЭД-процессах не на «вторых ролях», но в качестве ключевого звена единой цепочки:L’Assemblea di Confindustria e le sfide per il Made in Italy.
// Newsletter. Diplomazia Economica Italiana. – 2014. –№6. – P.20-23.; Curzio A.Q. Per tornare a correre serve più estero. // Il Sole 24 ORE, 18.02.2015. [Electronicresource]. – URL: http://www.ilsole24ore.com/art/commenti-e-idee/2015-02-18/per-tornare-correre-serve-piuestero-072036.shtml?uuid=ABDEUewC200124Такая расстановка сил свидетельствует о коренном изменении ситуациив начале 2010-х гг. по сравнению с прошлым и, в частности, даже с первымдесятилетием XXI века203. Общим трендом, наиболее четко прослеживаемомво Франции и Италии, допустимо назвать усиление роли министерств иособенно государственных внешнеполитических ведомств в ЭД.
Подобнаядинамика наблюдается также в Великобритании и ФРГ, но проявляется болеемедленно и скрыто в силу эволюционной природы развития рассмотренныхинститутов, которые не подвергались радикальным реорганизациям в течениепоследних лет. В целом на современном этапе развития европейскогохозяйства и в условиях текущей политической конъюнктуры определенная«министериализация»ЭД-системведущихстранЕСпредставляетсяобъективным процессом.1.3. Данная тенденция протекает параллельно с укреплением позицийчастных агентов и внедрением новых форм взаимодействия с ними, включаямеханизмы ГЧП.
Среди вовлеченных в такого рода проекты структур особоговнимания заслуживают внешнеторговые палаты: AHK (Германия), ССI FranceInternational (Франция), BCC (Великобритания) и CCIE/CCM (Италия). В этомряду наиболее значимыми по своей роли и функциям предстают германские,затем итальянские, французские и, наконец, британские ВТП. Основанием дляранжированияслужитобщиймасштабдеятельности(количество,географический охват, число компаний-членов), годовые темпы приростаперечисленных индикаторов за последние три года, а также место внациональных системах ЭД и набор предлагаемых (в т.ч.
на коммерческихначалах) услуг.В историческом плане Германию уместно считать пионером ВТПпрактики современного (с конца XIX века) вида, которая в начале 1970-х гг.была определена в качестве одной из трех опор внешнего сектора экономики.На текущей стадии развития страна продолжает оставаться одним из лидеровСр. Дегтерев Д.А.
Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. цит. соч. – С.77, 103, 129-135.;Carron de La Carrière G. op. cit. – P.177-199.203125на данном направлении: в 2012-2014 гг. она ежегодно открывала в среднем по5 AHK, увеличивая настолько же количество охваченных рынков. При этомкак к действующим, так и новым AHK присоединялось около 4.000предприятий в среднегодовом выражении за тот же период.
Ввиду того, чтоуказанныеорганизации,будучиобъединениямичастныхрыночныхсубъектов, от имени и по поручению федерального правительствапредставляютнациональныеэкономическиеинтересызарубежом,подотчетны и частично финансируемы министерством экономики иэнергетики ФРГ, их, как уже отмечалось, вполне допустимо рассматривать вкачестве государственно-частного партнерства.По количественным показателям роста (в среднем на 20-30% ниже) ифункционирования, равно как и по спектру услуг, предлагаемых бизнесу,итальянские и французские ВТП уступают германским коллегам.
В Италии, сучетом сильных корпоративных традиций и институциональной развитоститрехступенчатой «камеральной системы», CCIE/CCM гармонично вплетаютсяв «Систему Италия», взаимодействуя со всеми другими ее элементами.Примерно такой же порядок работы свойственен и CCI France International,однако в последнее время наблюдается некоторое сужение и ограничение ихсвободы действий со стороны МИД в силу изложенных выше причин.204Что касается Великобритании, то само понятие ВПТ применительно кВСС носит условный характер: названная организация в значительной степениориентирована на внутренний рынок, а смешанные британско-иностранныеучреждения (British Centres, Chambers of Commerce Abroad, Business Councilsи т.п.), во многих случаях управляются частными лицами или структурами,имея к ней опосредованное отношение.
Ранее имевшиеся противоречия междуВ то же время ТПП Французской Республики продолжают активно реализовывать не только стандартныеЭД-мероприятия, связанные с бизнес-консультированием экспортеров и инвесторов, но также и смежные, вчастности, образовательные, инициативы: центры изучения делового французского языка при ТПП регионаПариж Иль-де-Франс ежегодно проводят экзамены и выдают дипломы (diplôme de français professionnelaffaires) сотням учащихся и студентов по всему миру (CCI Paris Ile-de-France // Centre de langue française[Electronic resource].
– URL: http://www.francais.cci-paris-idf.fr/). Первым учреждением в России, получившимправо проведения таких экзаменов, в 1990 г. стал Российско-французский центр делового французского языкаМГИМО-ТПП Парижа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/tpp-paris/.204126BCC и UKTI в настоящее время по большей части преодолены – более того, к2018 г.
указанные агенты планируют совместно реализовать масштабныйпроект Export Britain205 по информационно-консультационному обеспечениюсети государственных и частных представительств национального бизнеса зарубежом с использованием новейших цифровых технологий. Несмотря наналичие таких стратегий, британские ТПП пока еще не играют столь жеважной роли в ВЭД и ВЭС, как германские ВТП.1.4.
Другие важные неминистерские ЭД-агенты – агентства экспортногокредитования и страхования экспортных кредитов: Euler-Hermes (ФРГ),COFACE (Франция), UK Export Finance (Великобритания), SACE (Италия). Попоказателю валового объема собранных страховых премий (данные за 2014 г.)как основной характеристике бизнеса по управлению рисками среди компанийлидирует германское агентство (2.270 млн. евро.), далее следует французское(1.129 млн. евро), итальянское (415 млн. евро) и британское (120 млн.