диссертация (1169491), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Абдылдаева по случаю начала учебногогода в Дипломатической академии МИД КР им. Казы Дикамбаева. Дипломатическая Академия Министерстваиностранных дел Кыргызской Республики. 2015. № 5(05). С.6-10.432Концепция внешней политики Кыргызской Республики. Утверждена Указом Президента КыргызскойРеспублики от 10 января 2007 г. УП N2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.kg/contents/view/id/105 (дата обращения: 27.07.2017).433Леонова О.Г. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // Обозреватель – Observer. – 2014. – № 3.
–С. 18-28.431119от других этноспортивных игр современности, не ограничивается национальнострановыми видами этноспорта, а опирается на принцип интернациональности 434.Независимые аналитики пишут, что ВИК не вызывают большого интереса вмире, однако официальные власти страны уверяют, что многие иностранныетуристы стали узнавать Кыргызстан не по названию, а по Nomad games. Если в2011-2012 годы страны посетили 2,2 млн человек, то в 2016-м число туристовдостигло 4,2 миллиона. А «миллиардные доходы туризма, по большей части,привлечены благодаря Играм кочевников»435.
Конечно, ВИК еще не сталивсемирно узнаваемым брендом Кыргызстана, однако можно прогнозировать ростинтереса к ним на фоне растущего инфо-медийного внимания. По даннымсекретариата ВИК, телетрансляция первых Игр охватила аудиторию в 230 млнчеловек, вторых – 500 млн436. Эти цифры кажутся вполне реалистичными с учетомтого, что в 2014 и 2016 годах ВИК освещали крупнейшие СМИ мира, такие как AlJazeera, Euronews, Deutsche Welle, Russia Today, Reuters, National Geographic,Associated press, Синьхуа и др.Проведение таких мега-событий очень важно для Кыргызстана.
Как формакультурной дипломатии, они способствуют культурному обмену и углублениюмежкультурного сотрудничества, популяризируют национальную культуру.Одновременно, такие мероприятия, как ВИК, открывают для страны возможностидля самопрезентации, способствуют росту популярности и узнаваемости,положительно влияют на рост числа туристов. И, конечно, ВИК при правильномиспользовании их потенциала, могут стать значительным элементом имиджевых ибрендинговых кампаний Кыргызстана, помочь в привлечении внимания каттрактивности и уникальности страны. Это этноспортивное мега-событие такжеМамбеталиев К.У. Уникальность Всемирных игр кочевников // Грамота.
– 2017. – № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. – C.127-129.435Стали ли Игры кочевников брендом Кыргызстана? Радио Азаттык, 05.07.2018.URL: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-nomad-games-brand/29339911.html436О Всемирных играх кочевников. URL: http://www.worldnomadgames.com/ru/page/O-VIK-37/434120может способствовать формированию положительного международного имиджаКыргызстана и внести свой вклад в укрепление его репутации.Говоря о репутации, нужно подчеркнуть, что у Кыргызстана, получившегона Западе название «островка демократии» в Центральной Азии, неплохойрепутационный потенциал уже имеется. На фоне остальных государств региона,Кыргызстаностается«примеромслабостиавторитарнойвласти…присравнительно более высоком уровне политической самоорганизации населения иразвитости институтов гражданского общества»437.
Молодая республика пережиладве революции, которые оказали заметное влияние на ее политическуюстабильностьисоциально-экономическоеположение.Революциисталикатализатором социального активизма и дали толчок развитию гражданскогообщества, в разы увеличилось число НПО, которые активно начали влиять насоциально-политическую жизнь в стране. Однако, стоит отметить, что мненияисследователей относительно роли таких институтов разнятся: одни в них видятконструктивных игроков, другие – угрозу безопасности государства438.В экспертном сообществе Кыргызстана признается активная роль НПО вовнутренней и внешней политике государств.
Отмечается, что если во внутреннемизмерении НПО выступают в качестве дополнительного механизма общественныхотношений, играя активную роль в формировании гражданского общества, то вовнешней политике они используются как инструмент публичной дипломатии и«мягкой силы»439. Неправительственные организации в Кыргызстане большезанимаются социальными, благотворительными и образовательными проектамивнутри страны440, что не делает их полноценным инструментом публичнойЛукьянов Г. Кыргызстан: «остров демократии» перед вызовом эффективного управления. Российский совет помеждународным делам.
2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analyticsandcomments/analytics/kyrgyzstan-ostrov-demokratii-pered-vyzovom-effektivnogo-upravleniya/ (дата обращения:15.12.2017).438Наргиза Мураталиева: Деятельность НПО в Киргизии подрывает ее национальную безопасность[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gorchakovfund.ru/news/13164/439Нурланов Э.
Роль неправительственных организаций в Кыргызской Республике: состояние, этапы развития.Время Востока. 23.11.2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/ rolnepravitelstvennykh-organizatsii-v-kyrgyzskoi-respublike-sostoyanie-etapy-r#8440Краткий обзор гражданского общества в Кыргызской Республике.
[Электронный ресурс]. – Режимдоступа:https://www.adb.org/sites/default/files/publication/29513/csb-kgz-ru.pdf437121дипломатии этой республики во внешнеполитической практике. Однако, занимаясьназванныминаправлениямиснаселениемвнутристраны,особенновприграничных зонах с большим конфликтогенным потенциалом, НПО могут путемпроведения регулярных трансграничных семинаров и тренингов для населенияспособствовать укреплению доверияи снижению напряженности междуКыргызстаном и соседними странами.
В образовательной сфере сотрудничество сНПО тоже может быть использовано в целях публичной дипломатии. Один из трехкампусов Университета Центральной Азии расположен в Кыргызстане, он ужеработает и принимает студентов со всего региона, а также из других государств.Это усилит позиции Кыргызстана, как регионального лидера по числупринимаемых иностранных студентов, которые, если выразиться лексикойпубличной дипломатии, являются стратегическим ресурсом.Как представляется диссертанту, на данный момент обобщать опытКыргызстана из-за недостатка национальных публикаций, посвященных вопросампубличнойдипломатии,былобыпреждевременно.Однакосучетоммеждународного резонанса прошедших в 2016, 2017 и 2018 годов Всемирных игркочевников в Иссык-Кульской области, можно предположить, что ресурсыпубличной дипломатии будут активно включаться и использоваться в деятельностигосударственных и негосударственных структур.Туркменистан, как отмечалось в предыдущей главе, наряду с другиминаправлениямивнешнейполитикирасширяетикультурно-гуманитарноесотрудничество.
Распространение широкой информации о Туркменистане итуркменском народе, проведение мероприятий по ознакомлению с этой странойсчитаются прямой обязанностью туркменской дипломатии. Ашхабад регулярностановится площадкой для международных научно - культурных, спортивныхмероприятий, на которые приглашаются иностранные экспертов и деятеликультуры441. В 2015 году было проведено более 30 международных ярмарок иВ Ашхабаде открылся международный форум «Диалог культур на Великом Шелковом пути»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=9902 (дата обращения: 13.03.2015)441122конференций по самому широкому спектру тематик442. Начиная с 2015 года днитуркменской культуры проходили в Армении, Турции, Хорватии, Японии,Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии, Китае и др.Говоря об акторности Туркменистана в сфере публичной дипломатии,следует отметить, что эта страна до сих пор остается одной из самых закрытых вмире.
По мнению экспертов, Туркменистан времен С.Ниязова у международногосообщества ассоциировался исключительно с негативными образами, связаннымис культом личности, диктаторским стилем правления первого туркменскогопрезидента, его книгой «Рухнама» и повсеместными нарушениями правчеловека443. В таких условиях логично было бы предположить, что вопроснаращивания «мягкой силы» представляется не совсем актуальным, посколькуактивность в этой сфере привлекает внимание не только к государству, но и к егопроблемам444. Однако постниязовский Туркменистан начал проявлять активностьна данном направлении, занимаясь поиском возможных форм сотрудничества,проводя, в частности, в стране международные мероприятия. Новое руководствореспублики начало активно использовать ресурсы публичной дипломатии дляизменения образа Туркменистана в глазах международного бизнес - сообщества иполитических кругов в позитивную сторону. Для этого командой президентаГурбангулы Бердымухамедова применяются механизмы национального брендингас использованием не только элементов богатой культуры Туркменистана, но и егонейтрального статуса 445.НафонепроведенияизоляционистскойполитикиТуркменистаном,возникает логичный вопрос об эффективности его международного имиджбилдинга.
Даже по сравнению с другими странами региона, в которыхмеждународные правозащитные организации находят перманентные признаки442Petra Posega. Turkmenistan- a brand in the making? Modern Diplomacy. June 4, 2015.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moderndiplomacy.eu/2015/06/04/turkmenistan-a-brand-in-the-making/443Omelicheva M.
Eye on the international image: Turkmenistan's nation branding. Nationalism and Identity Constructionin Central Asia: Dimensions, Dynamics, and Directions, ed. M. Omelicheva. LM: Lexington books, 2015. Pp.91-110.444Лебедева М. М., Боришполец К. П., Иванова Н. А., Чепурина М. А. Центральная Азия: Социально-гуманитарноеизмерение.
– М.: Аспект Пресс, 2016. С.95-96.445Omelicheva M. – Указ.соч.123ограничения гражданских, политических прав и свободы СМИ, Туркменистандержится особняком. В рейтинге Freedom House (2018 г.) страна находится в топ-4самыхнесвободныхгосударствмира,авиндексесвободыСМИнеправительственной организации «Репортёры без границ» (фр. Reporters sansfrontières) Туркменистан стабильно входит в тройку стран с самыми худшимипоказателями446. Независимых СМИ в стране нет, а позиционирующие себя кактаковые (в том числе представленные в сети Интернет) издания в основномдублируют официальную, изложенную в контролируемых государством СМИ,повестку дня447.