диссертация (1169491), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Незаметной в ееосуществлении остается роль негосударственных акторов. Отражается это и настепенинаучногоосмысленияфеномена,которая,судяподоступнымнациональным публикациям, остается на невысоком уровне. Приведенныепримеры практических шагов нового руководства страны за последний годпозволяют говорить о том, что Узбекистан пойдет на более активное использованиересурсов публичной дипломатии с привлечением к этой сфере негосударственныхакторов.Анализ становления акторности государств Центральной Азии показывает,что все они так или иначе занимаются деятельностью, которую в международнойУказ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональныхотношений и дружественных связей с зарубежными странами».
Ташкент, 19 мая 2017 года. [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://press-service.uz/ru/lists/view/532461Узбекистан: Важный этап во внешней политике. Официальный сайт МИД Узбекистана.URL: https://mfa.uz/ru/press/news/2017/07/11752/462Пак В. Мир, согласие, единство. Официальная страница Парламента РУ.URL: http://parliament.gov.uz/ru/events/opinion/22699/?sphrase_id=2038752460128практике называют публичной дипломатией.
Характерным для всех являетсястремление к созданию национального бренда, что является частью стратегиикомплексной публичной дипломатии. Однако в зависимости от политическихособенностей, внешнеполитических задач и имеющихся ресурсов активность странрегиона на названном направлении варьируется. Казахстан активно занимаетсяпубличной дипломатией, особенно в ее брендинговом сегменте, одновременноразвиваянаучно-образовательноеизмерение.Активность Кыргызстананенаходится на высоком уровне, несмотря на определенный репутационный ресурс вмеждународной среде, но страна имеет солидный по меркам региона потенциал вобразовательном спектре. Туркменистан остается закрытой страной, а попыткиформированияеепозитивногомеждународногоимиджаограничиваютнеоднозначная внутриполитическая ситуация и отсутствие диалога с зарубежнымистранами на уровне общественных структур.
Узбекистан активно используетресурсысвоегобогатогокультурногонаследиядлябрендинга.Внешнеполитическая стратегия нового руководства, которое заново открылострану для внешнего мира, позволяют прогнозировать наращивание использованияУзбекистаном ресурсов публичной дипломатии.Выводы к главеВ существующей профильной литературе государства Центральной Азиипреимущественно описаны как объекты публичной дипломатии вне-региональныхдержав. Действительно в регионе активно продвигают свою «мягкую силу» разныедержавы.Сопоставимымипопотенциалу,масштабудеятельностиизадействованному инструментарию представляется публичная дипломатия Россиии США.
Россия пока не до конца использует свой потенциал публичнойдипломатии в регионе, американцы же постоянно свое участие наращивают,особенно в информационном пространстве.Из других государств следует отметить растущую активность публичнойдипломатии Китая, а также Ирана и Турции. Все они, хотя и с разным успехом,129используюткультурно-образовательныепрограммы.Турецкаяпубличнаядипломатия в последние годы еще и опирается на программы помощи по линиисодействия развитию.Анализ формирования акторности государств Центральной Азии показывает,что все они, так или иначе, занимаются той работой, которую в международнойпрактике называют публичной дипломатией. В стратегии их публичнойдипломатии особо выделяется элемент бренд-мейкинга.
На разных этапахстановления независимости центральноазиатские страны постоянно занималиськонструированиемсвоегонациональногобренда,де-фактостремясьликвидировать отставание на направлении, на котором ранее существенныхуспехов обычно добивались только страны Запада.В ряде случаев усилия государств Центральной Азии уже принеслипозитивные результаты.
Публичная дипломатия Казахстана обладает не толькосолиднымпотенциалом,ноиопытомпрактическойдеятельности,соответствующим кадровым обеспечением. Достияжения своей публичнойдипломатии Казахстан последовательно стремится конвертировать в ресурснациональнойвнешнейполитики.ПрофильныйпотенциалКыргызстанаформируется благодаря его достаточно положительной репутации на Западе,привлекательностью образования для студентов из региона и его окружения,знаковыми акцентами на развитии традиционных для многих азиатских странвидов спорта.
Шаги по формированию позитивного международного имиджаТуркменистана остаются пока в большей степени мало результативными ввиду«закрытости» этой страны, неоднозначной внутриполитической ситуации иотсутствия диалога с зарубежными странами на уровне общественных структур.Существенно увеличить возможности публичной дипломатии можетУзбекистан, который и так активно использует ресурсы своего богатогокультурногонаследиядляформированияпозитивногомеждународноговосприятия ее партнерами и иностранными гражданами. КонструктивнаявнешнеполитическаястратегияновогоруководстваУзбекистана,которая130предполагает отход от «каримовского» изоляционизма в сторону большейвовлеченностиврегиональныеимеждународныепроцессы,позволяетпрогнозировать наращивание активности узбекской публичной дипломатии вближайшие годы.Такимобразом,представительнымистраныЦентральнойучастникамиАзиимеждународноговыступаютвсеболеевзаимодействиясиспользованием инструментов публичной дипломатии и ее ресурсов.
При этом ониотчасти опираются на иностранный опыт, особенно в том, что касается технологийпродвижения позитивного имиджа государства за его пределами, но во многомстремятся выстроить оригинальный конкурентоспособный бренд на основенациональных традиций и цивилизационных особенностей региона. В то же времястраны Центральной Азии сталкиваются с определенными ограничениями вразвитиисвоейпрофильнойдеятельности,обусловленными,во-первых,недостатком материальных средств; во-вторых, спецификой политическогоразвития и связанного с данным вопросом международной репутации; во-третьих,нехваткой специально подготовленных кадров и, в-четвертых, с абсолютнопреобладающейориентациейнавозможностигосударственныхструктур.Возможности по линии участия во взаимодействии общественных организацийпока используются не достаточно.131ГЛАВА III. ПОТЕНЦИАЛ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК РЕСУРСАРАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВНа первый взгляд, публичная дипломатия представляется инструментомпродвижения сугубо национальных интересов; во многом такая трактовкасправедлива.Однаковнимательныйанализприкладногоизмерениярассматриваемого феномена показывает, что на практике в публичной дипломатииэлементы сотрудничества соседствуют с соперничеством.
Открытая конкурентнаяпубличная дипломатия обычно наблюдается между теми государствами, у которыхимеется конфликт интересов или набор значительных противоречий.Что касается государств центральноазиатского региона, то у них снерегиональными государствами нет серьезных политических конфликтов, а снедавнего времени и между ними наблюдается небывалая «оттепель».
Такиереалии и тенденции делают публичную дипломатию дополнительным ресурсомразвития взаимодействия центральноазиатских государств.Внастоящейсуществующихглавенаработокпроводитсяпотеоретико-концептуальныйпубличнойдипломатиикакразбормеханизмасотрудничества, анализируется аналогичный потенциал публичной в контекстецентральноазиатского региона, дается оценка его значимости в урегулированиивнутрирегиональных конфликтов и выявляются возможности примененияресурсов публичной дипломатии в достижении внешнеполитических задачТаджикистана.3.1.
Концептуальные аспекты анализа публичной дипломатии какмеханизма международного сотрудничества с учетом центральноазиатскойпроблематикиПубличная дипломатия сочетает в себе элементы сотрудничества исоперничества.Концептуально тематика сотрудничества по линии публичной132дипломатии в научной литературе хорошо описана, однако массив знания итеоретико-концептуальных наработок в этом направлении требует определённойсистематизации. Учитывая, что речь идет о роли публичной дипломатии в развитиимеждународного сотрудничества в начале XXI века, то автор исходит из логикидиалоговой модели публично-дипломатической деятельности, поскольку модель вформатемонологавремен «холодной войны» оставляет слишкоммалопространства для сотрудничества.Говоря об односторонности публичной дипломатии, исследователи частоимеют в виду информационное измерение ее деятельности, которым публичнаядипломатия, естественно, не ограничивается.
Однако и в этом сегменте публичнойдипломатии, как отмечает Дж.Най, не стоит рассматривать деятельностьгосударств через призму несовместимости моя информация vs твоя информация.У акторов могут быть общие цели, достижение которых требует выхода за пределыузко-национальных интересов, то есть развитие сотрудничества463. Здесь стоитотметить, что модель соперничества логично характерна для публичнойдипломатии тех государств, которые традиционно являются (гео)политическимиконкурентами или имеют сложные отношения на конкретном этапе историческогоразвития.
Данной тематике (Public diplomacy: Adversarial States) посвящен 17-йвыпуск журнала Public Diplomacy Magazine за 2017 год464, в которых авторыанализируют конкурентную публичную дипломатию разных государств вотношении друг друга на современном этапе.Крайне важным ресурсом продвижения кооперации по линии публичнойдипломатии является развитие контактов на человеческом уровне, например, врамкахобразовательныхобменов465.Опытирезультатыпослевоенногосотрудничества Франции и ФРГ в образовательной сфере и признаниеамериканцами эффективности программ образовательных стажировок для463Nye J. Soft Power and Cultural Diplomacy. Public Diplomacy Magazine, 2010, issue 3, pp.120-124.См.: Adversarial States.
Public Diplomacy Magazine. Issue 17, Winter/Spring 2017.465Snow N. Valuing Exchange of Persons in Public Diplomacy. Routledge Handbook of Public Diplomacy, ed. NancySnow, Philip M. Taylor. NY: Rougledge, 2009. P. 244.464133исследователей США из Советского Союза 466 являются хорошим подтверждениемтого, что элементы сотрудничества в комплексной стратегии публичнойдипломатии присутствовали и во времена «холодной войны».Теоретико-концептуальноеосмыслениесотрудничествавпубличнойдипломатии начинается с определения форм/моделей, особенностей структурныхэлементов последней и ее характеристики на разных этапах практическогоприменения.
Американские ученые Дж.Ковэн и А.Арсенолт выделяют три формыпубличной дипломатии: монолог, диалог и транснациональное сотрудничество.Первую форму они связывают с практикой публичной дипломатии времен«холодной войны», для которой было характерно распространение одностороннихпотоков информации без попыток анализа их восприятия реципиентами.Диалоговая форма является относительно новой и подразумевает общение/обменмнениями между адресатом и адресантом. И, наконец, третья модель –сотрудничество, является долгосрочной по своему исполнению. Она наиболееэффективна, поскольку направлена на создание совместных проектов междуобществами и способна конструировать взаимное позитивное восприятие467.Еще раньше похожую модель публичной дипломатии предложил британскийисследователь и практик Марк Леонард.
Он выделяет три измерения публичнойдипломатии: реактивное, связанное с управлением информационными потоками(news management), проактивное, направленное на стратегические коммуникации(strategic communications) и установление отношений (relational building). Этиизмерения в практической плоскости отличаются по временному критерию – еслив первом речь идет об оперативном реагировании на совершившее событие, то естьо часах, то в случае с установлением отношений требуется не один год 468.Долинский А.В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт // ВестникМГИМО-Университета.
– 2014. – №2. – С. 56-62.467Cowan G., Arsenault A. Moving from Monologue to Dialogue to Collaboration: The Three Layers of Public Diplomacy.The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 2008. Vol.616, no.10, pp. 21-23.468Mark Leonard, Catherine Stead, Conrad Smewing. Public Diplomacy. London: The Foreign Policy Centre, 2002. pp.10-11.466134В своей работе М.Леонард выявляет особенности кооперативной (co-operative)и конкурентной (competitive) публичной дипломатии. Первая, по его мнению,основывается на понимании взаимовыгодного сотрудничества, на консолидацииресурсов и совместных многосторонних программах публичной дипломатии.Конкурентная публичная дипломатия, наоборот, эгоцентрична и направлена назавоевание популярности в глазах зарубежных аудиторий, что часто идет в ущербаттрактивности других государств469.В современной международной практике применение кооперативной формыпубличной дипломатии может способствовать решению многих проблем, в томчисле в сфере безопасности.