диссертация (1169461), страница 24
Текст из файла (страница 24)
– М: Академический проект, 2007. С. 39.204104строить жизнь, исходя из максимизации удовольствия, тогда как предыдущиепоколения советских людей создавали цивилизацию, главной задачей которойбыла минимизация страданий208.Характерно, что, не ставя религиозную идентификацию на лидирующиеместа, россияне, тем не менее, осознают рост собственной религиозности.
Поданным опросов, проведенных в 2007 г. Левада Центром, самому значительномуизменению по сравнению с 2000 г. подверглись ценности, связанные с религией:на вопрос, как изменилось влияние веры в Бога или религиозности на поведениелюдей в России за последние десять лет, 64% респондентов ответили«существенно / несколько усилились»209.Что касается национального состава конфессиональных групп, то данныемониторинга исследовательского центра «Религия в современном обществе»ИКСИ РАН свидетельствуют о том, что, как правило, этническая принадлежностьопределяет конфессиональную, однако, это происходит не всегда.
В православнойгруппе преобладают русские (88,8%), но есть в ней и представители народовмусульманской культуры (около 1%). Соответственно в мусульманской группепредставлены и русские (2%) при преобладании представителей народовмусульманской культуры (94%)210. Поэтому представляется более корректнымговорить о доминантной религиозной традиции того или иного этноса 211. Имеетместо и тенденция отхода представителей того или иного этноса от своейдоминантной религиозной традиции.
В качестве примера можно привестисуществование и деятельность Национальной организации русских мусульман(НОРМ), объединяющая этнических русских, принявших ислам, а такжеорганизацию православных татар212.Кара-Мурза С.Г. Доклад «Глобализация – угроза культуре», прочитанный на Международном ОбщественномФоруме «Диалог цивилизаций», о. Родос, 29 сентября – 2 октября 2004 г.209Ценности и их влияние на поведение [Электронный ресурс] // Левада-центр, Пресс-выпуск от 06.12.2007. –Режим доступа: http://www.levada.ru/06-12-2007/tsennosti-i-ikh-vliyanie-na-povedenie210Там же, с.
24.211Там же, с. 5.212Подробнееорусских мусульманах и православных татарах наэлектронномресурсеhttp://pravoslavtatarlar.narod.ru208105Важнейшимпроявлениемрелигиозностиегиптянвыступаетконфессиональная идентификация, которая является определяющей на данныймомент в общественном сознании как у мусульман, так и у коптов. Согласносоциологическим исследованиям, египтяне идентифицируют себя в первуюочередь как арабов и мусульман и лишь потом уже осознают себя египтянами,жителями ближневосточного региона или через семью213.Не будет большим преувеличением утверждать, что египетское общество,остававшееся консервативным на протяжении многих веков, в наши днииспытывает на себе все «прелести» глокализации. Сегодня египтяне, как и многиедругие представители «традиционных» обществ, являются свидетелями того, как,с одной стороны, расшатываются вековые устои и ослабляется приверженностьобычаям, а с другой – усиливается интерес всех слоев общества к местнымтрадициям и нормам, возрастает их роль и значение в процессах социальнойрегуляции.
В свете сказанного не удивительно, что поиск ответа на вопрос обидентичности является одним из приоритетных направлений современнойегипетской мысли. В этом отношении Египет схож с остальными странами мира,где рост внимания к вопросу об идентификации увеличивается пропорциональновлиянию «глокализационных» процессов.В числе наиболее заметных и влиятельных работ, описывающих египетскуюидентичность, может быть названа книга известного египетского публициста имыслителя Миляда Ханны «Семь столпов египетской идентичности»214, в которойдан подробный анализ идентификаций, проявляющихся в сознании современныхегиптян.
В числе семи позиций, определяющих египетскую идентичность, авторвыделяет четыре «исторических» и три «географических». В скобках заметим, чтонекоторые из приводимых М. Ханной идентификаций латентны, другиепроявляютсебясовершенноотчетливо.Однакоспецификаегипетскойидентичности, по его мнению, состоит в симфонии, образуемой всеми «семьюстолпами», взятыми вместе.213Zogby J. What Arabs Think. Values, Beliefs and Concerns. Zogby International / The Arab Thought Foundation,September 2002. P. 49.214Hanna M.
The Seven Pillars of the Egyptian Identity. – Cairo, General Egyptian Book Organization, 1994. – 200 p.106Миляд Ханна визуализирует четыре исторических идентификации вкачестве «археологических слоев», которые в ходе исторического процессанакладывалисьодиннадругой,постепенноформируя,такимобразом,уникальный египетский характер.Первым столпом египетской идентификации автор называет фараонскийслой или чувство принадлежности к фараонской культуре Древнего Египта,присущее каждому египтянину и наполняющее его гордостью215.Второй столп связан с греко-римским периодом египетской истории.Согласно Ханне, греческое и последовавшее за ним римское завоевание Египта(начиная с 322 г. до н.э.) привело к цивилизационному взаимообмену. Греки иримляне получили от египтян знания астрономии, архитектуры, строительства идругих дисциплин.
Египет же открыл для себя греческую философию через трехвеликих мыслителей: Сократа, Платона и Аристотеля216.Следующие«столпыидентичности»относятсякдвумрелигиям,исповедуемым в Египте. Причем, если два первых исторических слоя относятся ккультурам, более не существующим (так называемым «мертвым цивилизациям»),то два последующих – коптский и исламский – имеют место как неотъемлемаячасть жизни египтян и по сей день217.Известно,чтопериодкоптского(египетского)христианства(монофизитского толка) берет свое начало со времен распространения в Египтехристианства апостолом Марком в I веке н.э.
Правда, ряд исследователейполагают началом коптского периода возникновение в 284 г. так называемого«коптского календаря мучеников». Именно с этого момента ведется отсчетвремени существования «коптской культуры» как самостоятельного культурноготипа218.Четвертый столп – исламский – без преувеличения можно считать сегодняважнейшим для Египта.
Интересно, что ислам, распространявшийся здесь с конца215Ibid., p. 85.Ibid., p. 95.217Ibid., p. 101.218Ibid., p. 101-102.216107VII века, стал религией большинства не сразу – исламизация шла несколько веков,завершившись лишь к XV веку. Однако Миляд Ханна отмечает, что уникальностьЕгипта состоит еще и в том, что он имел связи с исламом с самого возникновенияновой религии. Ссылаясь на историков, автор приводит свидетельства о том, чтосам пророк Мухаммед направлял письма правителю Египта219.Положение о том, что приход мусульман был воспринят египтянами не какзавоевание,аскореекакосвобождениеотвизантийскогогосподства,исследователь выводит из детального анализа исторических материалов: «В 742году копты Египта приветствовали Амра Ибн Аль-Аса (мусульманскийвоеначальник, один из сподвижников пророка Мухаммеда – М.Х.), а Египетвступил в новую эру сосуществования тех, кто остался в лоне православногохристианства, и тех, кто обратился в ислам»220.
Наряду с позитивным настроемместногонаселения,«мирнойиестественнойисламизации»страныспособствовало изначально доброе расположение как самого Амра Ибн Аль-Аса,так и его армии к египтянам. Подтверждение этого факта находим у разныхавторов.Так, профессор Бейрутского университета Анис Аль-Абьяд в статье«Открытие Египта Амром Ибн Аль-Асом, православные греки и копты» пишет:«А того, кто сохранял свою веру, обязывали платить небольшую джизью(подушный налог на немусульман – М.Х.), при этом он [Амр Ибн Аль-Ас]приказал не заставлять платить тех, кто не в состоянии. Еще более важно то, чтово время своего правления Аль-Ас избавил их от преследований, следуя своемуобещанию, данному коптам, когда предпочел предоставить им свободувероисповедания»221.Похожие данные изложены и в работе американского ученого Хелен ЧаплинМерц: «Амр – первый мусульманский правитель Египта – находился подвлиянием учения Пророка, согласно которому мусульмане должны проявлять219Ibid., p.
120.Ханна М. Принятие другого. Из размышлений египтянина. – М.: Центр гуманитарного сотрудничества, 2007. С.55.221Аль-Абъяд А. Асна фатх миср Амр Бен Аль-Ас уаль рум уаль акбат // Аль-Хаят, 12.04.2008220108доброту по отношению к египтянам, так как последние являются родственникамиарабов. В соответствии с исламской традицией, мать Исмаила Агарь былаегиптянкой. Амр разрешил коптам выбирать между обращением в ислам исохранением своей веры в качестве охраняемого народа»222. Российский египтологЕлена Толмачева в свою очередь сообщает: «Следует отметить, что копты никогдане вступали в вооруженное противостояние с новыми властителями, на это у нихбыл целый ряд причин.
Во-первых, арабские правители поначалу проявлялиопределенную веротерпимость. Египтянам никто не запрещал исповедоватьхристианскую веру. Во-вторых, Амр ибн Аль-Ас пригласил монофизитскогопатриарха занять свой престол в Александрии. Это стало хорошим знаком дляегипетских христиан, означавшим конец гонений на их церковь»223.Похоже, имело место предоставление местному населению амана (т.е.безопасности, предоставление которой закреплено в шариате по отношению киноверцам) со стороны войска Амра Ибн Аль-Аса224.Миляд Ханна подчеркивает, что наличие сегодня братских чувств междулюдьми, принадлежащими «к одной стране, но к разным конфессиям», беретначало в первых этапах взаимодействия мусульман и коптов Египта в далекомпрошлом.