диссертация (1169399), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Основы риск-менеджмента. М.: Юрайт, 2011. С. 6.121развитии информационной деятельности. Из него вытекает нескольковыводов о социальной реальности и информационной политике Московскогопатриархата периода начала XXI века. Во-первых, церковные СМИвыпускались автономно, единой системы официальных масс-медиа несуществовало.
Во-вторых, от лица Церкви выступали авторы, которыхцерковноеруководствотаковымиправаминенаделило,однакожурналистами они воспринимались как официальные спикеры.В-третьих,существующиеофициальныецерковныеСМИбылисосредоточены на узком круге лиц, которым интересна внутрицерковнаяспецифика, и не учитывали потребности остальной части православныхверующих, коих было большинство. На эту аудиторию были ориентированыСМИ, выпускаемые «по благословению» или «при поддержке» официальныхструктур Московского патриархата. Например, журнал «Фома», радио игазета «Радонеж», газета «Православная Москва». В связи с тем, что данныеСМИадминистративноневходиливпатриархийные,синодальныеструктуры, возникала угроза их ухода от поддержки официальной позицииЦеркви.В-четвертых, постановление Синода указывает на факт неправильногопониманиянекоторымижурналистами,атакжепотребителямимедиапродуктов информации, исходящей из Церкви.
В эти годы рождаетсяштамп«отметилпредставительЦеркви»,«считаютвЦеркви»,«прокомментировали в Московском патриархате». Такие оговорки делалисьв СМИ даже в том случае, если интервью дал священник, не занимающийникаких церковных должностей. Нередки случаи, когда «мнением Церкви»называли позицию автора, изложенную в статье на церковном медиаресурсе.Чтобы пояснить, кто может выступать от имени Церкви и когда поступившаяв СМИ информация может считаться официальной, Синод подчеркнул:«<официальная> информация может излагаться в форме документов,информационных сообщений или комментариев, данных по благословениюСвященноначалия и доступных в форме текста».Несмотря на обилие практик по управлению общественным мнением,информационная деятельность учреждений или отдельных публичных122граждан чаще всего носит технический характер и лишена регулярнойаналитической составляющей, сосредоточена, в частности, на подготовкемониторингов публикаций и – во время проведения специальных событий –выстраиванииконтактовспрессой.Внеполяизученияостаютсяисследования по измерению влияния на репутацию освещения деятельностив масс-медиа, хотя именно такое изучение информационного пространствавпоследствии могло бы стать базисом информационных стратегий иполитических концепций.Рискологи относят риски деловой этики и репутации к наиболеесложным: их трудно измерить, но без их оценки невозможно правильнорасставить приоритеты в управлении системой.
Причем даже в бизнесе криск-менеджерампредъявляюттребованияпосозданиюконцепций,нацеленных на повышение культуры и информационной грамотности всфереуправления,анетолькоразработкеспециализированныхматематических мер риска. Уже в 2003 году Базельский комитет побанковскому надзору в своем документе «Основные методы управления инадзора за операционными рисками» особо подчеркнул факторы, которыемогут привести к существенным потерям. Сегодня мы их в полной мереотносим к информационному риску: нарушение доверия, злоупотреблениеконфиденциальной информацией.Проблемой репутационного присутствия Церкви в информационномпространстве и возникающие в результате информационные риски церковноемедиа-сообщество озаботилось в 2006 году 227 , когда были озвучены двапринципиальныхжурналистов.тезисаПервыйвтезисотношении–четкоецерковных,обособлениеправославныхотостальногомедиасообщества, с фиксацией границ зон ответственности.
Очерчен кругжурналистов, работающих в религиозных СМИ (свои для своих) ижурналистов, освещающих религию в остальных (светских) СМИ. Второйтезис – качественный, профессиональный уровень церковной медийнойдеятельности. В связи с этим проговаривается идея создания собственных227В рамках II Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Итоговый документ форумабыл одобрен Священным синодом (Журнал №143, п.2 от 26 декабря 2006 года).123учебных программ, которые позволяли бы: а) готовить профессионалов длясебя (своих для своих) и б) быть церковным СМИ конкурентными насветском информационном рынке. В последующее десятилетие эти двавектора получат развитие. Православные журналисты еще больше будутвоспринимать себя прежде всего как часть именно православногокомьюнити, а не профессионального медиасообщества.
В дальнейшем данноеобстоятельство будет расцениваться как проблема, требующая сужения«самоидентичности». В том числе для ее исправления ситуации наобщецерковном уровне будут созданы учебные программы по повышениюквалификации сотрудников епархий, занятых в информационной сфере.Подобные векторы информационной политики Московского патриархатаидут в русле общемировых тенденций, в результате которых репутационныйриск выходит на первый план проблемного сектора работы организации, втом числе и смыслопроводящих институтов. В связи целесообразносформулировать варианты управления информационными рисками.Таблица №141).
Отказ2). СтрахованиеУправление риском вкризисной ситуации3). Контроль4). Смелость(авантюризм)1) Избежать осложнения ситуации можно при отказе от определеннойдеятельности, которая вызывает наибольшее возмущение в информационнойсреде.2) Снижает волну информационного риска страхование, то естьпреждевременное проведение работ с аудиторией и партнерами, открытостьв отношениях с медиа, не позволяющих при обнаружении негативнойинформации кого бы то ни было усомниться в ее достоверности.1243) Время развития информационного риска требует внимания со стороныруководства и в самый критичный момент прямого управления иливнедрения жестких мер контроля за уполномоченными лицами.4) Умение в рискогенных условиях принять на себя основной удар,неожиданно для всех переключить внимание на другое обстоятельство,совершенно не связанное с кризисом.Навыборверногорешениядолжнаповлиятьсоциологическаядиагностика поступившей информации, подготовленная специалистом поуправлению.
В компетенцию такого сотрудника, в частности, входят: политика, методология и инфраструктура управления рисками; регулярные отчеты по управлению рисками (раз в день и раз внеделю); осведомленность в операциях организации, если они связаны срисками; деловые стратегии, – в той степени, в которой они формируютриски; анализ финансовых отчетов, – в той степени, в которой ониформируют риски; отчеты внешних и внутренних аудиторов и связанная с нимивнутренняя переписка; участие во внутрикоммуникационных процессах организации,знакомство с руководством всех ее частей, в том числе филиалов; изучение передовых методик специфики работы и медиаотрасли вцелом.Ограничения степени риска, изучение подверженности риску, разработкааналитических методов возможны при детализированном документированииострой фазы информационного риска.
В связи с этим в период кризисанеобходимо следить за ситуацией по параметрам:a) ежедневная оценка всех позиций;b) подготовка ежедневных полных отчетов для высшего руководствавсеми, кто связан с кризисной темой (пусть даже косвенно);125c) усиление дисциплины внутри организации, не позволяющие вольнойтрактовки поручений руководства;d) использование методов стресс-тестирования, то есть вбрасывания вмедиасреду определенной темы для измерения градуса общественногомнения;e) готовность к участию организации в информационном противоборстве(быстрое реагирование внутри организации, подготовка материаловдля выпуска в информационное пространство) 228.Причем «в организациях со сложной структурой принятия риска» поройэффективная методика управления рисками практически не отделена отэффективной практики корпоративного руководства.
В связи с этимуправление информационными рисками должно строиться на основаниичеткой и согласованной политики управления ими по вертикали: у высшегоруководства должно появиться ясное понимание склонности организации криску и того, посредством чего она связывается с системой ограничений ипоказателей риска229.В Московском патриархате подобные стратегии не прописывались и нерассматривались органами церковного управления. Вместо создания моделиуправления рисками на самом высоком уровне лишь лаконично обозначалисьпроблемы (в частности, угроза единства Русской Православной Церкви в2008 году, связанная с деятельностью тогдашнего епископа Диомида(Дзюбана)230и раскольничьими настроениями на Украине) и давалисьблагопожеланияпопреодолениюинформационныхрисков.Так,Архиерейский Собор счел «важным элементом укрепления церковногоединства» создание единого информационного пространства Церкви.«Многочисленные труженики в этой области православного свидетельства ипросвещения призываются к максимальной координации усилий, котораяособенно необходима при наличии множества информационных центров и228При формулировании инструментария информационного кризис-менеджмента автором использовалисьбизнес-модели, поскольку в банковской системе накоплен наиболее прогрессивный опыт управления.
См.:Круи М., Галай Д., Марк Р. Основы риск-менеджмента. С. 106-107, 117-118.229См.: Круи М., Галай Д., Марк Р. Основы риск-менеджмента. С. 122.230Священный синод снял с него епископский сан 6 октября 2008 года (журнал №90).126инициатив,подчасразделенныхрасстояниямиигосударственнымиграницами», – сказано в решении231.В то же время с 2000 по 2008 годы Церковь вошла в информационноепространство как активный участник отстаивания гражданских прав и свободдля своей паствы. Нежелание повторения ситуации притеснения верующихлюдей,наличествовавшейвсоветскомгосударствевXXвеке,неприемлемость поражения в правах тех, кто связан с Церковью, позволяливести успешный диалог по данной проблематике с государственнымивластямистран,входящимивзонуканоническойответственностиМосковского патриархата и добиваться освещения церковной позиции вСМИ.Таким образом, за первые годы XXI века произошел качественный скачоквинформационнойсфереЦеркви.Православныежурналистысамоидентифицировались, и этот процесс был воспринят руководствомМосковского патриархата положительно.
Внутри ниши церковных СМИначаливыкристаллизовыватьсяте,ктоработалсофициальнымипредставителями Церкви, кто был им оппозиционен, кто выдерживалнезависимую, но лояльную священноначалию линию, и, наконец, те, ктотрудился в СМИ, инициированными самими церковными структурами.Происходит потребность в консолидации усилий всех православныхжурналистовиинформационногостановитсянаправленияочевиднойвнеобходимостьсамостоятельныйблоквыделенияцерковногослужения.За 1990 – 2008 годы качественно изменилось отношение духовенства имирян к информации и медиа-работе.