диссертация (1169284), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Decision -/СP.20 [Electronic resource] Advance unedited version . 2014 –43 р. – Mode of access:http://unfccc.int/files/meetings/lima_dec_2014/application/pdf/auv_cop20_lima_call_for_climate_action.pdf (датаобращения: 30.09.2014)158На Конференции в Лиме были разработаны черновой переговорныйтекст нового соглашения, который станет основой для будущих переговоровв Париже и обмене информацией о планах действий в период после 2020года.
Текст, который получил название «Элементы чернового переговорноготекста», прилагается к решению РКИК в Лиме и содержит 103 параграфа на39 страницах. Почти каждый параграф текста содержит несколько опций поего модификации, вплоть до опции по полного исключения данногопараграфа. В итоговом варианте чернового соглашения страны убирали всеспорные моменты, по которым не было согласия на конференции.При анализе данного переговорного текста можно было сделать выводо возможном будущем соглашении по климату:Соглашениебудет рамочнымисодержатьтолькопринципыдеятельности.Соглашение будет иметь юридическую силу, применимую ко всемстранам. Порядок вступления в силу может включать двойной подход:по числу ратифицированных стран и по доле глобальных выбросов, закоторый страны ответственны в какой то определѐнный год.Соглашение будет досрочным (в черновом документе предложены 4даты – 2030, 2040, 2050 и даже 2100) с первым периодом объявленныхвкладов в 10 лет или двумя периодами длительностью 5 лет (всегоимеется 10 различных опций).Соглашение будет дополнено решениями РКИК о выработке правил,таких как мониторинг, отчѐтность и верификация (MRV).
Эта системадолжна стать системой соблюдения нового соглашения.Также данное соглашение может быть дополнено информационнымидокументами, которые не вошли в само соглашение и решения РКИК(Добровольная информация о вкладах стран по финансам и, вероятно,по адаптации. Формат может быть совершенно разный, включая,например, письма в Секретариат РКИК от национальных должностныхлиц, уполномоченных предоставлять подобную информацию).159Вкладыстранповыбросампарниковыхгазовтакжемогутсодержаться в информационных документах или специальном Реестре,если они не будут включены в само соглашение.
(7 опций дляместонахождения вкладов/обязательств/действий стран).Во время конференции в Лиме 27 стран объявили о своих взносах вЗеленый климатический фонд, в том числе пять развивающихся стран: Перу,Колумбия, Мексика, Южная Корея и Монголия. Взносы являютсяфундаментом Зеленого климатического фонда для выделения средств нанеотложные меры. В то же время долгосрочное финансирование остаетсяодним из наиболее спорных вопросов.На КС20 в Лиме впервые были презентованы страновые отчеты посокращению выбросов от 17-ти развитых стран мира, подвергшиесямногосторонней оценке.В целом результаты Климатического саммита в Лиме неоднозначны.Часть делегатов выражают удовлетворение по поводу проделанной работы, ачасть – экологические активисты и неправительственные организации –говорят о слабости основного текста и характера обязательств посокращению выбросов.
Переговоры ООН по изменению климата в Лимепоказали, что страны по-прежнему имеют очень разные взгляды поключевым вопросам, а большинство решений по этим вопросам должно бытьпринято менее чем за один год.3.4.7. Основные противоречия между странами в выработке новогоклиматического соглашения160Дляподписаниядействительноработающегомеждународногосоглашения, которое придвинет международное сообщество к общей цели,необходимо решить ряд серьѐзных проблем, которые являются в основесвоейпроблемамисоциально-экономическихмежгосударственныхпротиворечий.В середине второго десятилетия XXI века климатические ситуация вмире и климатические политики стран существенно отличаются от того, чтобыло, например, на момент подписания Киотского протокола.
Сегодня сталачетко видна высокая уязвимость к изменениямклимата более 100развивающихся стран. Их экономические потери зависят от крупнейших, номенее уязвимых стран.Крупнейшие страны, в свою очередь, как развитые, так иразвивающиеся (Китай, Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, ЮАР и др.)совершенно не спешат снижать свои выбросы парниковых газов быстрее. Уданных стран есть важные причинына это. Во-первых, нет достаточноточных расчетов потерь для экономик ведущих стран от не недостаточнобыстрых действий по снижению выбросов (для наиболее уязвимых странтакие оценки есть389).Во-вторых, огромный временной промежуток, между действиями,направленными на борьбу с проблемой изменения климата, и результатомэтих действий.
Действия по снижению выбросов в ближайшие десять летникак не повлияют на изменения климата в первой половине XXI века.Действуем сейчас мы на благо наших потомков. Принимая во вниманиеглавенство экономической политики в крупнейших странах, как развитых,так и развивающихся, действия направленные на решение проблемыизменения климата носят для этих стран достаточно второстепенныйхарактер.389IPCC, Fifth Assessment Report, Climate Change, 2013-2014, vol. 1-3.
[Electronic resource] /UNEP2014. The Adaptation Gap Report 2014. United Nations Environment Programme (UNEP), Nairobi, 88 pp. – Modeof access :http://www.unep.org/climatechange/adaptation/gapreport2014/portals/50270/pdf/AGR_FULL_REPORT.pdf161При выработке нового соглашение крайне необходимо, чтобы оносоответствовало нынешней экономической ситуации в мире.
Недопустимосуществующее деление стран по Приложению 1 Конвенции. Такую позициюподдерживают развитые страны, включая Россию, слабые и уязвимыестраны. Против пересмотрения бинарного деления стран выступаютСаудовскаяАравияидругиеарабскиестраны,КитайиИндия.Промежуточную позицию занимают Бразилия, Сингапур, Южная Корея.Важнойпроблемойявляются разногласиястран относительночисленных объемов выбросов. Например, в настоящее время Китай, Индия,арабские страны и ряд других развивающихся стран выступают противглобальных численных параметров в виде объемов выбросов.
Однако именноза счет выбросов в этих странах сегодня идет рост глобальных эмиссий.Поэтому указание на темпы снижения глобальных выбросов или наконкретную дату, когда они должны начать снижаться, будет означатьпринятие коллективного обязательства, прежде всего, Китаем и Индией. Кэтому они сегодня не готовы и пока не знают, как сильно ограничитьвыбросы без существенных потерь для экономического роста. Поэтому этистраны пока предпочитают воздерживаться от любых количественныхориентиров, выраженных в тоннах СО2-экв.
и/или в сроках прохожденияпика глобальных выбросов. Они готовы принимать национальные цели ввиде снижения удельных выбросов на единицу ВВП, но не более того.С другой стороны, в большинстве развитых стран выбросы ужеснижаются (внедрение новых технологий опережает рост ВВП, который вэтихстранахоченьневелик).Уразвитыхстранестьсценарии«низкоуглеродного» развития экономики до 2030 и 2050 г., которые ведут кснижению выбросов на 80% и даже более. Однако одних усилий развитыхстран недостаточно, в отличие от начала 1990-х годов (времени созданияРКИК ООН), теперь их вклад в ежегодные глобальные выбросы – не 70%, а40%, а вклад развитых стран в рост выбросов – нулевой.
В будущем вкладразвитых стран в ежегодные выбросы может снизиться до 20-30%. Кроме162того, для реализации планов снижения выбросов в развитых странах нужнывнешние условия, включающие низкоуглеродное развитие развивающихсястран, прежде всего, Китая и Индии. Поэтому развитые страны настаиваютна скоординированных действиях всех стран с равным юридическимстатусом действий.Совершенно иная ситуация в более чем в 100 наиболее уязвимых инаименее развитых странах: относительно небольших развивающихсястранахАфрики,АзиииЛатинскойАмерики,малыхостровныхгосударствах.
Ход изменения климата и его прогнозы, в частности Пятыйдоклад МГЭИК, наглядно показывают, что ситуация очень негативна именнодля этих стран. Поэтому они выступают за радикальное и немедленноеснижение глобальных выбросов парниковых газов, причем большинство изних выступает за решительные действия, ведущие к ограничению ростатемпературы на уровне 1,50С.Большинство споров в процессе выработки текста нового соглашениявызывают параметры климатического финансирования. Развивающиесястраны, особенно более уязвимые, стремятся по максиму получитьподдержку.
Они хотели бы точно понимать по каким каналам, в видегосударственных или частных средств, как гаранты или кредиты, наснижение выбросов или адаптацию и другие виды деятельности, под какимконтролем, каким группам стран или фондам. Эти вопросы и представляютосновные споры на переговорах сейчас и именно по ним надо договорится вновом соглашении.С одной стороны, получатели средств хотели бы, чтобы это былигосударственные средства в виде крупных и долгосрочных гарантов наадаптацию, и лучше всего, если внешний контроль над расходованиемсредств будет минимальным.
Часть стран с крупными выбросами, такимикак Индия, Бразилия, Индонезия, Филиппины, ЮАР заинтересованы вмасштабных проектах, отвечающих планам их экономического развития. Всеполучатели средств считаю важным максимально использовать созданный163под эгидой РКИК Зеленого климатического фонда, организации котораяаналогична Глобальному экологическому фонду, однако ориентирована наклиматическое финансирование именно развивающихся стран.С другой стороны, страны-доноры настаивают, что большие суммывозможнытолько при привлечении частного бизнеса, который готоввкладывать средства в промышленные энергетические проектах в странахреципиентах.
Страны- доноры настаивают, что только так можно достигнутьзаявленную цель в 100 мрлд. долларов в года в 2020 году.В этом противостояние с одной стороны находятсяобязательные идобровольные доноры: страны ОЭСР, Россия и др., а с другой стороныстраны получатели средств: более 100 слабых и уязвимых стран Африки,Азии и Америки; Индия, Индонезия, Филиппины и др. Такие страны, какБразилия, Китай, Мексика, ЮАР занимают промежуточную позицию.С 30 ноября по 12 декабря в Париже прошла 21-я конференция,проводимая в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР21).Главнойцельконференциибылоподписаниемеждународногосоглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты науровне ниже 2 °C, применимого ко всем странам. Ожидается, что данноесоглашение, которое должно привести к снижению выбросов парниковыхгазов и адаптации компаний к изменениям климата, настоящим и будущим,вступит в силу в 2020 году Оно призвано найти баланс между потребностямии возможностями каждой страны.