Диссертация (1169258), страница 54
Текст из файла (страница 54)
P. 546 – 547.582Blakkisrud H., Kolstø P. Op. cit. P. 187.579580235отношения с ведущими субъектами крупного бизнеса, в основе которых былалогика симбиоза с теми структурами, чьи политические амбиции невыходили за определённые рамки. На рубеже 2000-х – 2010-х гг. ослаблениеполитического влияния и отставки президентов сопровождались усилениемвлияния крупного бизнеса, что в 2015 – 2016 гг. привело к установлениюполновластия структур В. Плахотнюка в Молдавии и В.А. Гушана иИ.М. Казмалы – в Приднестровье.К этому времени специфика социально-экономических процессовПриднестровья в сравнении с Молдавией продолжала размываться. С конца2000-х гг. развал промышленности затронул в том числе предприятияфлагманы, пережившие промышленный спад 1990-е гг.: ММЗ, «Тиротекс»,«Молдавизолит» и др., которые стали работать с перебоями.
Объёмпромышленного производства в ПМР в 2015 г. составлял 9,1 млрдприднестровских рублей (около 0,8 млрд долл.), в то время как в Молдавии –45,7 млрд молдавских леев (около 2,4 млрд долл.).583 Таким образом, доляПриднестровья в промышленном производстве в пределах территориибывшей Молдавской ССР снизилась к 2015 г.
до 25 %, в населении – до 14 %.Размыванию специфики Приднестровья способствовала и растущаяинтеграция в молдавский рынок: доля Молдавии в экспорте ПМР в 2012 –2016 гг. выросла с 36 % до 46 %, доля России снизилась с 22 % до 9 %.584 Нов отличие от Молдавии, данный процесс не имел политических последствийв виде ослабления связей с Россией. Этому способствовала и зависимостьПриднестровья от России в других сферах социально-экономическогоразвития, масштаб и динамика усиления которой были сопоставимыми сзависимостью Молдавии от ЕС и западных структур. Так, поставки газа вПМР фактически осуществлялись бесплатно, в результате чего газовый долгСтатистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики… С.
23; Данные Национальногобюро статистики Молдавии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statistica.md/public/files/serii_de_timp/industrie/principalii_indicatori/14.4.xls (Дата доступа: 03.12.2007) Расчёт в долларах СШАпроизведён по официальному средневзвешенному курсу за 2015 г. центральных банков Молдавии и ПМР.584Там же. С. 173.583236в 2015 г. превышал 5,2 млрд долл.585 Прямые дотации из России в 2014 г.составляли 10 % расходной части республиканского бюджета (около 30 млндолл.), в том числе на дополнительные выплаты всем пенсионерамПриднестровья независимо от гражданства; одновременно реализовывалисьсоциальные инфраструктурные программы на сумму 90 млн долл.586 ДолгРоссии в сумме 60 млн долл. за период 1992 – 1994 гг.
признавался, но необслуживался, что фиксировалось в бюджете республики.587В данных условиях действия России в сфере экономическихотношений имели значительный потенциал воздействия на политическиепроцессы,чтопроявилосьвпериодусиленияпротиворечийсИ.Н. Смирновым на рубеже 2000-х – 2010-х гг., когда материальная помощьстала распределяться через Верховный совет, были озвучены сомнения вцелевом расходовании средств и возбуждено уголовное дело против сынапрезидента ПМР. Таким образом, Россия до поражения А.В. Каминского навыборах 2011 г., оказавшего сдерживающее влияние на методы её политики вотношении Приднестровья, столь же активно пыталась воздействовать навнутриполитическую борьбу в ПМР, как ЕС – в Молдавии.Кризисное положение дел в социально-экономической сфере оказалозначительное влияние на электоральные процессы на обоих берегах Днестра,но наиболее активно это проявилось в различные периоды: в Молдавии – в1990-е гг.
– начале 2000-х гг., в Приднестровье – в 2010-е гг. Данныеразличия можно объяснить, среди прочего, широкой распространённостью вПриднестровьеубеждения,чтоэкономическийпотенциалрегионапревышает молдавский. Изначально оно облегчало задачи политическойконсолидации, но когда в 2000-е гг.
усилилось понимание, что масштаб ихарактер проблем в экономике в целом не имеют принципиальных отличийот Молдавии, возникли предпосылки для успешного использованияГолунов И., Артемьев А. Расследование РБК: на чьи деньги живёт Донбасс. // Ежедневная деловая газетаРБК. – 15.06.2015.586Боярский А. Республика советского разлива. // Коммерсантъ-Деньги. – 07.04.2014. № 13.587Закон № 287-З-V от 27.12.2013 г. «О республиканском бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и2016 годов». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=p%2Ff7X6LdiB34fMxaGNtXiA%3D%3D (Дата доступа: 03.12.2017)585237социально-экономической тематики в оппозиционных целях. Крайне сильноепадение личной популярности Е.В. Шевчука за период его президентствабыло вызвано в первую очередь неопрадавшимися надеждами на улучшениеуровня жизни, которые связывались со сменой власти. В условияхконцентрации всей полноты власти в руках «Шерифа» аналогичныйсценарий представляет потенциальную угрозу и для нового руководстваПМР, в особенности в связи с ухудшением внешнеполитической ивнешнеэкономической обстановки вследствие украинского кризиса.Институциональное устройство политических систем Молдавии иПриднестровьявосновномхарактеризовалосьразличиями.Формаправления, имевшая однотипные корни, эволюционировала в 1990-е – начале2000-х гг. в различных направлениях, причём этапы данной эволюциипроисходили почти синхронно.
Главной отправной точкой данного процессабыли противоположные последствия острой фазы военного конфликта в1992 г.: при формальном сохранении прежнего конституционного строявлияние президентской власти в Кишинёве существенно ослабло, а вТирасполе – возросло. Сложившаяся после лета 1992 г. политическаяпрактика получила государственно-правовое оформление с принятием новыхконституций соответственно в 1994 г.
и 1995 г., установивших формуправлениясмешанноготипа,котораявМолдавиивосновномхарактеризовалась как полупрезидентская, а в Приднестровье определяласьИ.Н. Смирновым как парламентско-президентская.588 Следующий этап тожепроизошёл одновременно и в одинаковой правовой форме: по итогамизменений, внесённых парламентами в конституции в 2000 г., в Молдавиибыла провозглашена парламентская республика, в Приднестровьепрезидентская.Но,несмотрянапротивопоставлениеданных–формправления, политическая практика в 2000-е гг.
в Молдавии и Приднестровьебыла схожей и у В. Воронина было даже больше реального влияния, чем уИ.Н. Смирнова, с учётом контроля за парламентом и правящей партией.588Смирнов И.Н. Жить на нашей земле… С. 96.238В 2010-е гг., в условиях усиления борьбы за власть на обоих берегахДнестра, президентская власть ослабла, но в Молдавии данный процесс былочевидным, в то время как Приднестровье даже с введением поста премьерминистраиколлегиальногоправительстваформальносохранилосьопределение формы правления как президентской. В Молдавии по вопросу оформе правления преобладала сугубо ситуативная логика поведения ведущихполитических сил при активном использовании квазиправовых методов, в товремякаквПМРполитическаяборьбаструктурироваласьвокругпротивостояния президента с Верховным советом, которые в целом невторгались в сферу полномочий друг друга: в случае президента –вынужденно, в случае парламента – добровольно.
Поэтому выхолащиваниереального влияния высших органов государственной власти в пользукрупного капитала, делавшее вопрос о формальном разграничении ихполномочий второстепенным, было в Молдавии более ярко выраженным,чем в Приднестровье, где частично сохранился не соответствующийдействительности образ высших органов власти как главных центровпринятия решений: в частности, образ сильной президентской власти.
В товремя как В. Плахотнюк избрал публичную тактику поведения, афишируяфактический контроль над государственными институтами, владельцы«Шерифа» продолжали действовать непублично, предпринимая усилия посохранению привычной для общества системы разделения полномочий.Правила формирования высших органов власти в Молдавии иПриднестровье существенно различались: в ПМР на протяжении всей еёистории сохранялись прямые выборы президента и мажоритарная системапри незначительной роли партий (до середины 2000-х гг.), в то время как вМолдавии на протяжении большей части рассматриваемого периодапрезидент избирался парламентом (2000 – 2016 гг.), парламент формировалсяисключительно по партийным спискам (1994 – 2017 гг.), а партии игралиключевую роль в политической системе. Особенностью Приднестровья досередины 2000-х гг.
было также частое проведение референдумов и съездов239депутатов всех уровней, но впоследствии данная практика прекратилась.Сохранение прямых президентских выборов и мажоритарной системы, а досередины 2000-х гг. также ограничение развития партийной жизни былоцеленаправленной политикой И.Н. Смирнова, считавшего, что в такихусловияхосложняетсяусилениеполитическоговлиянияоппозиции.«Обновление» с середины 2000-х гг. до начала 2010-х гг.
предлагало перейтик избранию части депутатов по партийным спискам, но поскольку имелоустойчивое преобладание в Верховном совете и без данной реформы, то витоге ограничилось исключением из конституции положений о выборах помажоритарной системе.589 Это дало парламентскому большинству болееширокиевозможностидляситуативныхдействийсучётомчастоменяющейся политической конъюнктуры.Партийное развитие Приднестровья имело уникальный характер,потому что при фактическом наличии единственной влиятельной партии онапозиционировала себя как оппозиционная на протяжении большей частисуществования. Если в политической системе Молдавии сменилосьнесколько «партий власти» (АДПМ, ПКРМ, ДПМ) при крайне активноймежпартийной борьбе, то в Приднестровье только «Обновление» имелоресурсы для успешной реализации масштабных предвыборных задач, но до2016 г. не контролировало должность президента и поэтому не было«партией власти».