Диссертация (1169258), страница 23
Текст из файла (страница 23)
// Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. – № 43. С. 41, 50.[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk__43._aprel_2014_g./problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/kharitonova.pdf (Дата доступа: 13.03.2015)25698урегулировании кризисов, в особенности, ввиду возможного участияРеспубликиМолдовавгражданскихивоенныхоперацияхпоурегулированию кризисов, проводимых ЕС».257 Функция контроля засоблюдением соглашения возлагалась на наднациональный орган – советассоциации, состоящий из членов Совета ЕС, Еврокомиссии и правительстваМолдавии.Этоторганбылнаделёнправомприниматьрешения,обязательные для исполнения сторонами, и рассматривать любые вопросыдвусторонних отношений.258 Данные положения ограничивали возможностьМолдавии принимать самостоятельные решения во внешней политике, атакже шли вразрез с принципом нейтралитета, закреплённым в конституции.Символично, что в договоре не было упоминаний о молдавском языке;использовалось только название «румынский язык».259Соглашение об ассоциации с ЕС не учитывало интересов России.Главным поводом для обеспокоенности России были внешнеэкономическиериски, связанные с одновременным участием Молдавии в двух зонахсвободной торговли – СНГ и ЕС.260 Помимо этого, существовали опасения,связанные с защитой прав русскоязычного населения, последствиямисоглашения для Приднестровья, форматом сотрудничества в энергетике.Власти Молдавии не провели содержательных переговоров с Россией поэтим темам, ограничившись заявлениями, декларативного характера.261Усилению влияния Запада и Румынии способствовала долгосрочнаясистемная работа по поддержке широкого спектра неправительственныхорганизаций (НПО).
С румынской стороны основным координатором этойработы был Департамент по связям с румынской диаспорой при МИД,ежегодно финансировавший десятки проектов, в том числе влиятельныеAcord de asociere între Republica Moldova, pe de o parte, şi Uniunea Europeană şi Comunitatea Europeană aEnergiei Atomice şi statele membre ale acestora, pe de altă parte.
(Bruxelles, 27 iunie 2014). / MAEIE al RM. P. 14,16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.md/img/docs/Acordul-de-Asociere-RM-UE.pdf(Дата доступа: 23.04.2015)258Ibid. P. 581 – 583.259Ibid. P. 615.260Мухаметшин Ф.М. В защиту Русского мира.
О некоторых аспектах защиты прав российскихсоотечественников в Молдавии в свете последних событий. // Свободная мысль. – 2014. – № 4. С. 5 – 6.261См., например: UE – Moldova. Acordul de asociere. “Ghidul Acordului de Asociere”. – Chişinău: MAEIE alRM, 2013. P. 28 – 29.25799СМИ:информагентство“Unimedia”,газету“Timpuldedimineaţa”,радиостанцию “Vocea Basarabiei”, еженедельник “Literatura şi Artă“ и др.262Цельюпроектовтакогородабыларумынизацияобразовательного,культурного, информационного пространства Молдавии.263 С 1990-х гг.Румыния также проводила политику паспортизации населения Молдавии,обеспечивоблегчённыевозможностиполучениягражданства.Онопредоставлялось по запросу всем лицам, проживавшим в Бессарабии до1940 г., и их потомкам.264 Одновременно осуществлялась поддержка ведущихНПО Молдавии со стороны ряда западных структур: Агентства США помеждународному развитию (USAID), Национального фонда демократии(NED), Фонда Сороса и Института открытого общества (OSI), АгентстваШвеции по развитию международного сотрудничества (SIDA) и др.
ДействияРоссии по поддержке молдавских НПО кардинально уступали по масштабу,системности и разностороннему подходу политике Румынии, США и ЕС.Характернойчертоймолдавскойполитикис2000-х гг.былазависимость главных политических сил страны от реакции ЕС на их действияво внутренней политике, в том числе формирование правящих коалиций,изменениезаконодательства,методыборьбыпротивполитическихоппонентов. ЕС не принимал мер в ответ на грубые методы давления наоппозицию с 2009 г.: закрытие телеканала “NIT”, попытку запрета партийнойсимволики ПКРМ, нарушения на муниципальных выборах 2011 г.
ипарламентских выборах 2014 г., политизацию и выход за пределыполномочийКонституционногосуда,дискриминационноеизменениезаконодательства, регистрацию партий-клонов для участия в выборах и др.Отсутствие серьёзной реакции на данные действия со стороны ЕСProiecte aprobate. / Departamentul politici pentru români de pretutindeni, [mai 2014]. // [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.dprp.gov.ro/wp-content/uploads/2014/05/Rezultate-reevaluare-aprobate.pdf (Датадоступа: 04.05.2015)263Ciobu E. Apariția și dezvoltarea statului Republica Moldova: probleme și perspective ale identității.
// Revistamoldovenească de drept internațional și relații internaționale. – 2011. – № 4. P. 133.264Iordachi C. Dual Citizenship and Policies Toward Kin Minoritites in East-Central Europe: A ComparisonBetween Hungary, Romania and the Republic of Moldova. // The Hungarian Status Law Syndrome: Nation Buildingand/or Minority Protection. / Ed. by Z. Kántor, B.
Majtényi, O. Ieda et al. – Sapporo: Hokkaido University, SlavicResearch Center. P. 248.262100сформировало у лидеров центристских партий ощущение вседозволенности вотношениях с левой оппозицией.Усилилсятакжеразрывмеждуожиданияминаселенияивнешнеполитическими приоритетами правительства и правящих партий.Вначале рост влияния ЕС в Молдавии после 2003 г. сопровождалсяусилением поддержки курса на европейскую интеграцию, достигшей пика вноябре 2007 г. По опросу, 76 % населения проголосовало бы за вступление вЕС на референдуме и 8 % – против. К марту 2015 г. уровень поддержкиевропейской интеграции упал до 40 %, против вступления в ЕС выступало42 % населения.
За вступление в Таможенный союз выступало 58 %населения, 26 % были против.265 При необходимости однозначного ответабольшинство населения считало главным стратегическим партнёром Россию,а не ЕС (52 % против 21 % в апреле 2008 г., 57 % против 24 % в мае 2012 г.,50 % против 32 % в марте 2015 г.). Несоответствие ожиданий населенияреальному положению дел способствовало росту противоречий в обществе,накоплению конфликтного потенциала.
Одним из следствий была победа напрезидентских выборах 2016 г. оппозиционного кандидата И. Додона,выступавшего с пророссийских позиций.В отношениях с Молдавией ЕС с конца 2000-х гг. опирался насотрудничество с центристскими партиями. В отличие от правых партий,ориентированных на Румынию, и левых партий, имевших пророссийскиесимпатии, центристы не имели чётких приоритетов и ориентировалисьисключительно на баланс сил. До существенного усиления влияния ЕС врегионе ведущие политики-центристы в 1990-е гг. часто позиционировалисебя в качестве друзей России.
В условиях роста влияния ЕС в 2000-е гг.поддержкаевропейскойинтеграции,еврооптимизмсталиосновойполитической риторики центристов, выполняя у них функцию политическойидеологии. Иногда центристы предпринимали попытки балансированияBarometrul de opinie publică. – Martie 2015. / Institutul de politici publice.
P. 97. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ipp.md/public/files/Barometru/BOP_04.2015_anexa.pdf (Дата доступа: 27.04.2015)265101между Россией и ЕС, особенно в предвыборный период (Д. Брагиш в 2000 г.,С. Урекян в 2005 г., М. Лупу в 2010 г.), но они были временными и не имелисущественных последствий.Фланговые партии, как и центристы, заявляли о поддержке курса наевропейскую интеграцию, но с другой мотивацией. Правые рассматриваливступление в ЕС как шаг на пути объединения с Румынией. По мнению ихоппонентов, лозунги в поддержку ЕС использовались для прикрытияреальной цели – ликвидации молдавской государственности.
266 Некоторые изидеологов унионизма ставили вопрос ещё более жёстко, заявляя, чтообъединение с Румынией – это путь к интеграции с ЕС267, а не наоборот.Использование лозунга о вступлении в ЕС «смягчало» идеи унионизма ввосприятии западных политиков и общественности. Этим можно былообъяснить, в частности, победу униониста Д. Киртоакэ на выборах мэраКишинёва в 2007 г. Вступление Румынии в ЕС также дало унионистамвозможность использовать в предвыборных целях собирательный образ ЕС, атакже стремление части граждан к эмиграции в Западную Европу черезРумынию.Левые силы Молдавии в своих внешнеполитических приоритетахисходили из оценки баланса сил в отношениях между ЕС и Россией. Ихпророссийские симпатии имели глубокие культурные корни, но в реальнойполитике характеризовали, как правило, лишь образ мыслей, а не действий.Так, премьер-министр от ПКРМ В. Тарлев заявил спустя несколько лет послеотставки: «Наши духовные коды лежат в евразийском пространстве.Молдаване как нация относятся к этой цивилизации, развивались и могутразвиваться лишь в этой системе координат.
[…] В Европе мы можем бытьлишь колонией Румынии, разговаривать на румынском языке, отказаться отРоман А., Назария С. Молдавское государство в системе международных отношений. // Проблемыуправления. – 2008. – № 1 (26). С. 54.267Dungaciu D. “Basarabia e Romania?” – dileme identitare şi (geo)politice în Republica Moldova. – Chişinău:Cartier, 2011. P.
455.266102своей молдавской идентичности».268 На практике же в период егонахождения у власти произошло утверждение ориентации Молдавии на ЕС.Левые силы принимали в расчёт, что противодействие со стороны ЕСможет заблокировать им доступ к власти, в то время как у России нетаналогичных рычагов влияния. В целом действия ПКРМ в отношениях сРоссией и ЕС с начала 2000-х гг. можно сравнить с политикойВ.Ф. Януковича на Украине: использование пророссийской риторики вотсутствие конкретных шагов по реализации предвыборных обещаний.С 2014 г. значительное влияние на внешнеполитическое положениеМолдавии имел украинский кризис. Превращение Украины во враждебноеРоссии государство минимизировало потенциал российского влияния вМолдавии.
США открыто заявили о стремлении ослабить его. В законе «Оподдержке свободы Украины», принятом в декабре 2014 г., особое внимание,помимо Украины, уделялось Грузии и Молдавии: подтверждалось намерениенарастить теле- и радиовещание США в этих странах, в том числе нарумынском языке, «для противодействия российской пропаганде». 269ВусловияхукраинскогокризисаМолдавиястолкнуласьссущественными военно-политическими рисками. В этой связи некоторыефакты вызывают особое беспокойство.
В апреле 2015 г. бывший президентРумынииТ. Бэсескунеисключилвозможности«принудительногообъединения» Румынии и Молдавии, поскольку «добровольное объединениетребует времени, требует изменения менталитета, требует обучениянаселения».270 Впоследствии он заявил, что «две страны объединятсядобровольно или принудительно: добровольно – приблизительно через 20лет, принудительно – возможно, и завтра».271 Что имелось в виду подИнтервью с В.
Тарлевым. // Odnako.org. – 04.12.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.odnako.org/blogs/soyuznaya-moldova-eks-premer-vasiliy-tarlev-o-moldavskoy-nezavisimosti-ievraziyskom-prostranstve-1/ (Дата доступа: 29.08.2014)269Ukraine Support Freedom Act of 2014, H.R. 5859 (December 18, 2014). [Электронный ресурс]. Режимдоступа: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2828/text (Дата доступа: 18.02.2015)270TVR. – 03.04.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stiri.tvr.ro/traian-basescu--cea-mai-scurtacale-de-integrare-europeana-pentru--moldova-e-unirea-cu-romania_58742.html (Дата доступа: 30.04.2015)271Florea D. Băsescu: Este o speculaţie teoria potrivit căreia aş vrea cetăţenia moldovenească pentru a candida laChişinău.