диссертация (1169254), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Автор выделяет85Симонян Р.Х. Оккупационная доктрина в странах Балтии: содержательный и правовой аспекты / Р.Х.Симонян // Государство и право. – 2011. – №11. – С.106-114.31наиболее существенные внешнеполитические тенденции, а также, отмечаясходства географической направленности и содержательного наполнениявнешнеполитических стратегий, делает ряд обобщений, касающиеся общихчерт внешнеполитической практики Латвии, Литвы и Эстонии, показываятакже и то особенное, что присуще их внешней политике.В третьем параграфе «Латвия, Литва и Эстония в ЕС и НАТО»анализируются практические шаги стран Балтии по реализации приоритетовчленства в ЕС и НАТО.
За исследуемый период страны Балтии сталиобразцовыми участниками этих структур.В разделе, посвящѐнном членству Латвии, Литвы и Эстонии в ЕС, особоеместо уделено стремлению стран Балтии обрести «инфраструктурнуюнезависимость» (в сфере энергетики и транспорта) от России. Это направлениеих внешней политики актуализировалось после вступления в ЕС и НАТО и,можно сказать, по сути, стало своеобразной заменой прежней целиевроатлантической интеграции. Хотя существующие опасения энергетическогошантажа со стороны России вряд ли корректно с экономической ипрактической точек зрения считать обоснованными, энергетическая тематикане только позволяет прибалтийским лидерам иметь политические дивиденды засчѐт еѐ политизации применительно к отношениям с Россией, но также иреализовывать (или искать возможности для реализации) вполне конкретныеинфраструктурные проекты в энергетической сфере (создание терминалов СПГ,строительствоВисагинскойАЭСит.д.).Аналогичнаситуацияивтранспортной сфере: реализация проекта «Rail Baltic/Rail Baltic-2» не имеетобоснования экономической эффективности и окупаемости, однако, скореевсего, будет осуществлена при поддержке ЕС в первую очередь во имяполитическойцеливыходаизобщегосРоссиейжелезнодорожногопространства с широкой колеѐй и вхождения в единое европейскоежелезнодорожное пространство.32Особенность интеграции стран Балтии в ЕС и НАТО состоит в том, что онаносит в большей мере «евроатлантический», чем сугубо «европейский»характер.
Наиболее явно это проявляется в вопросах безопасности и обороны. ВОПБО ЕС они видят конкурента трансатлантическому союзу НАТО, опасаясь,чтоуглублениеинтеграциивэтойсфереможетпоколебатьрольСевероатлантического альянса как «краеугольного камня» их безопасности.Если ЕС рассматривается в странах Балтии как гарант экономическойстабильности, то НАТО – как гарант безопасности. При этом членство вСевероатлантическомальянсеприбалтийскиегосударствастремятсяиспользовать для максимизации таких гарантий, с одной стороны, активномодернизируя свои вооруженные силы и инфраструктуру, с другой стороны, засчет получения дополнительных гарантий безопасности со стороны НАТО(план «Орел-защитник») и размещения дополнительной инфраструктурыальянса (создание центров передового опыта, увеличение контингента НАТО вусловиях «украинского кризиса»).Четвѐртый параграф «Региональное измерение внешней политики Латвии,Литвы и Эстонии» посвящѐн региональным направлениям внешней политикистранБалтиисучѐтомиходновременновосточноевропейскойисевероевропейской (или общебалтийской) идентичности.
Если в историческомсмыслеЛатвия,ЛитваиЭстонияимеютвцеломблизкуюкпостсоциалистическим странам Восточной Европы судьбу, которая и сейчаспродолжает определять ряд направлений их внешней политики (за счетсамопозиционирования как «специалистов» по постсоветскому пространству),то в культурно-ценностном смысле они, безусловно, ближе к Балтийскомурегиону – как в узком (прибалтийская интеграция), так и в более широкомсмысле (формирование общебалтийской, «ганзейской» идентичности). Причѐм,если самоидентификация жителей Литвы и Латвии в целом содержит в себетакже восточноевропейские черты, эстонцы в основном идентифицируют себя сСеверной Европой (и даже Скандинавией). В то же время широкое присутствие33североевропейскогокапиталавэкономикахвсехтрехстрансоздаетэкономическую основу для их тесного сотрудничества с северными соседями.В целом можно говорить о своеобразной региональной «специализации»прибалтийских государств: Латвия сохраняет наибольшую приверженностьидее собственно «прибалтийской» интеграции («Балтийского пути»); Литванаиболееактивнодействуетнапостсоветскомпространстве;Эстониястремится к усилению своей роли в процессах североевропейской интеграции иориентирует свою политику в регионе на взаимодействие с севернымисоседями (в первую очередь с Финляндией).Третья глава «„Восточная― политика Латвии, Литвы и Эстонии в 2004-2012годах» посвящена восточному направлению внешней политики Латвии, Литвыи Эстонии в исследуемый период, влиянию их геоэкономического положенияна возможную корректировку внешнеполитической стратегии.
Автор исходитиз того, что без нормального, неконфронтационного сотрудничества странБалтии с восточными партнѐрами их внешняя политика обречена нанеполноценность и идеологизированность. Более того, это лишает возможностирасширятьэкономическоесотрудничествосестественнымиторговымипартнѐрами (Россия, Белоруссия, Казахстан), а значит, качественно уменьшаетресурсную базу в условиях необходимости преодоления последствий мировогофинансово-экономического кризиса, а также общего кризиса отношенийРоссия-Запад.
В этом контексте автором также предпринимается попыткаоценить перспективы отношений России и стран Балтии. Композиционно глававключает в себя три параграфа.В первом параграфе «Общественно-политический консенсус по вопросамвнешней политики. Эволюция общественной поддержки в условиях мировогофинансово-экономического кризиса» анализируется вопрос наличия/отсутствиявприбалтийскихобществахивпартийнойсредеподдержкивнешнеполитического курса.
Экономический кризис обострил межпартийныепротиворечия и ослабил общественную поддержку проводимого внутри- и34внешнеполитического курсов в странах Балтии (Литве, Латвии, Эстонии). Приэтом, если в Литве о наличии партийного консенсуса говорить с определѐннойдолей условности представляется возможным, то в Латвии и Эстониивнешнеполитическаястратегия,осложняемаянерешѐнностьювнутриполитических национальных и языковых проблем, является предметомстолкновения позиций правящей правоконсервативной коалиции и социалдемократической оппозиции. Тем самым к 2013 году в странах Балтииобозначилась тенденция к ведению широкой общественной дискуссии онеобходимости диверсификации внешнеполитического курса и прагматизацииотношений на восточном направлении (в первую очередь с Россией).Развитию отношений стран Балтии и России в контексте указаннойдинамики общественных настроений посвящѐн второй параграф «Российскоенаправление внешней политики Латвии, Литвы и Эстонии».
Это направление вдокументах внешнеполитического планирования прибалтийских государствтрадиционно в постсоветский период ставится на одно из последних мест, в товремя как политическая и экономическая реальность как двустороннегодиалога, так и отношений России с Латвией, Литвой и Эстонией в контексте ихчленства в ЕС и НАТО демонстрирует первостепенную значимость отношенийс восточным соседом, или – шире – российского фактора во внутренней ивнешней политике этих стран.Отношения России и стран Балтии рассматриваются в рамках четырѐхпроблемных областей – военно-стратегической (вопросы безопасности),политической, культурно-идеологической, экономической (сюда включена ипроблематика энергетического диалога).
В заключение автор предлагает оценкуперспектив разрешения или смягчения остроты основных конфликтогенныхвопросов в двусторонних отношениях России и прибалтийских государств;отмечает, что ключевую роль в этом могли бы сыграть геоэкономическиефакторы,определяющиевозможностьвзаимовыгодногоучастияв35долгосрочныхмеждународных(трансконтинентальных)транспортно-логистических проектах.В третьем параграфе «Экономическое измерение «восточной» политикиЛатвии, Литвы и Эстонии» рассматривается восточноазиатское направлениевнешней политики стран Балтии, актуальность которого в исследуемый периодрастѐт в связи с ростом в 2000-е гг. интереса азиатских государств (в первуюочередь Китая и Казахстана) к развитию сотрудничества и изучениювозможностейдлясозданиясовместныхэкономическихпроектоввтранспортно-логистической сфере с Латвией, Литвой и Эстонией.
СтраныБалтии, как и Российская Федерация, демонстрируют заинтересованность втом, чтобы воспользоваться транзитными возможностями, которые даѐт имгеоэкономическоеположение.Приэтомуспешнаяреализациятакихтрансконтинентальных евразийских проектов невозможна без участия России, азначит, требует активного и прагматичного диалога между участниками – тоесть Россией и странами Балтии. Такой подход способен не только создатьусловия для привлечения инвестиций в экономики всех государств, но и статьпредпосылкой для экономического восстановления в посткризисный период, а,кроме того, – для улучшения отношений России с Латвией, Литвой и Эстонией.В заключении обобщены результаты проведенного исследования.Апробация работыПоложения и выводы диссертации прошли апробацию в рамках ряданаучных и научно-практических мероприятий – VII Конвента Российскойассоциации международных исследований (28-29 сентября 2012 года), XXIIЭкономического форума в Крынице (Польша, Крыница-Здруй, 4-6 сентября2012 года), IX Международной научно-практической конференции студентов иаспирантов«Россия-СНГ-ВосточнаяЕвропа:состояние,проблемыиперспективы» (Москва, 25 апреля 2011 г.), в процессе участия в совместномнаучном проекте МГИМО-РСМД «Новая Восточная Европа: возможности дляРоссии» и подготовки аналитических материалов для МИД России в качестве36сотрудника Центра североевропейских и балтийских исследований ИМИМГИМО (У) МИД России, а также были отражены в публикациях общимобъѐмом около 10 п.л.
Материалы исследования были также использованы приподготовке курсов лекций на кафедре истории и политики стран Европы иАмерикиМГИМО(У)МИДРоссии«ВнешняяполитикаЛитвы»,«Политическая система Литвы», «Страны Центральной, Юго-ВосточнойЕвропы и Балтии после вступления в Европейский союз».37Глава I. Исторические и институциональные предпосылки формированиясовременных внешнеполитических концепций и приоритетов Латвии,Литвы и Эстонии.Глава посвящена историческому экскурсу, который даст возможностьпроследить истоки процессов и явлений, формирующих концептуальныеосновыиособенностипрактическойреализациисовременныхвнешнеполитических курсов Латвии, Литвы и Эстонии. Кроме того, в нейтакже рассматривается историческая ретроспектива политики стран Балтии намировой арене и современная международно-политическая среда, делаютсявыводыопреемственностинекоторыхаспектоввнешнеполитическихприоритетов и их реализации в различные исторические эпохи.