диссертация (1169200), страница 2
Текст из файла (страница 2)
«Запад» и «не-Запад»: прошлое, настоящее... будущее?. – М.: ИЛАРАН, 2015. – С. 26 – 27.47тем трёхкомпонентная структура комиссии сохранилась, поэтому комплекссвязей, обязательств и контактов, установленных между североамериканским,европейским и азиатско-тихоокеанским сегментами в Трёхсторонней комиссии, исегодня укладывается в понятие «трилатерализм7».УчитываямотивациюорганизаторовТрёхстороннейкомиссии,ихстремление принять участие в некоем общем процессе, направленном наповышениеуправляемостимеждународныхотношений,представляетсявозможным говорить о комиссии как о некоем элементе «системы глобальногоуправления».
В монографии под редакцией академиков РАН В.Г. Барановского иН.И. Ивановой, посвящённой глобальному управлению, эта система определяетсякак «совокупность институтов, принципов, политических и правовых норм,поведенческих стандартов, которыми определяется регулирование по проблемамтранснационального и глобального характера8».Хронологическиерамкинастоящегоисследованияохватываютдвадцатитрёхлетний период деятельности Трёхсторонней комиссии, наступившийпосле окончания холодной войны. За это время на международной аренепроизошли большие, фундаментальные трансформации – как в отношениях полинии США – Западная Европа – Япония, так и в других регионах мира. Сисчезновением идеологического противника, который на протяжении десятилетийопределял внешнеполитический курс стран Запада, баланс в международныхотношениях сместился.
Выбранный период позволяет рассмотреть эти измененияв полной мере.В исследовательской литературе трёхсторонние отношения нередко обобщаютсятермином «трилатерализм». См.: Ullman R. Trilateralism: "Partnership" for What? // ForeignAffairs.–October,1976.–Vol.55,No.1.[text]URL:https://www.foreignaffairs.com/articles/japan/1976-10-01/trilateralism-partnership-what(датаобращения: 04.08.2018).8Глобальное управление: возможности и риски / Отв.
ред. — В. Г. Барановский, Н. И.Иванова. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – С. 778Отправной точкой исследования был выбран 1992 год, ознаменовавшийраспад социалистического лагеря, конец холодной войны, а вместе с тем и начало«расцвета»глобальногоуправления.Впоследующиегодыогромнуюпопулярность приобрели идеи глобализации, всё чаще стали звучать призывыповысить глобальную управляемость, улучшить координацию между акторамимеждународных отношений. Однако уже к 2015 г. стало ясно, что полностьюизбавиться от непредвиденных кризисов, которые то и дело потрясали мир, припомощи существующих инструментов международному сообществу не удалось.И тогда – полагаем возможным обозначить этот рубеж именно 2015-м годом – ксистеме глобального управления стало возникать всё больше претензий икритики.
У многих западных игроков появилось ощущение, что глобальноеуправление буквально «перестало работать», и особенно оно усилилось в связи срешением Великобритании покинуть Европейский союз, с ростом влиянияправых националистических сил в Европе, с изменениями во внешней политике,произошедшими после американских выборов 2015 г.Материалы Трёхсторонней комиссии, опубликованные с 1992 по 2015 гг., вполной мере охватывают этот интересный – прежде всего, с научной точки зрения– период международных отношений.
При этом в настоящем исследованиисодержатся и отсылки к более ранним периодам работы комиссии, что позволяетпроследить предысторию некоторых вопросов, освещавшихся на площадкахкомиссии в постбиполярный период, больше узнать о становлении комиссии ипланах её организаторов.Источникииинформационнаябазаисследования.Настоящееисследование опирается на весьма широкую базу источников – прежде всего, надокументы,опубликованныенепосредственноТрёхстороннейкомиссией,мемуары и интервью её экспертов. Так, о замыслах организаторов Трёхсторонней9комиссии многое известно из воспоминаний самого Д.
Рокфеллера9, который смомента основания комиссии и до своих последних дней принимал деятельноеучастие в её развитии, оказывал колоссальную финансовую и личную поддержкуэтой инициативе.Центральное место среди использованных источников занимают докладырабочих групп10 Трёхсторонней комиссии, выходившие с разной регулярностью,но тем не менее всегда становившиеся большим событием в интеллектуальнойжизниЗапада.Каждыйопубликованныйдокладпредставляетсобойобстоятельное исследование того или иного аспекта международных отношенийи,какправило,содержитдолгосрочныерекомендации,адресованныеправительствам промышленно развитых стран.
В период с 1992–2015 гг. вышлодвадцать семь таких докладов. Поскольку многие из упомянутых документов внастоящей работе рассматриваются впервые, в Приложении к настоящемуисследованию представлен перечень этих материалов, а также краткий обзор ихсодержания.Данное исследование было дополнено и неофициальными материалами,касающимися деятельности комиссии, в том числе корреспонденцией между еёчленами,аналитическимиисполнительногокомитетазаписками,предназначеннымиТрёхстороннейкомиссии,длядругимичленовценнымидокументами «внутреннего пользования». Доступ к этим материалам по запросуавтора был предоставлен Архивным центром семьи Рокфеллеров.
Вместе с теммногие архивные материалы по деятельности комиссии, которые, например,содержат личные данные её экспертов, информацию об их частной жизни ипрофессиональной деятельности в настоящий момент по-прежнему недоступендля исследователей.Рокфеллер Д. Банкир в ХХ веке. Мемуары. – М.: Международные отношения, 2003. –281 с.10Полное название «Task Force Reports to the Trilateral Commission», применяетсяаббревиатура «TFR».910Втораягруппаисследования,документыисточников,включаетпромышленнолежащихвнешнеполитическиеразвитыхстран,восноведиссертационногостратегии,концептуальныеамногосторонниетакжедоговорённости, разработанные в различных форматах, например, в ООН, ОЭСР,«Группе семи/восьми», «Группе двадцати».Благодаря широкой базе источников исследование охватывает сразунесколько «измерений» международных отношений: страновое, региональное иглобальное.
На страновом уровне рассматривается роль Трёхсторонней комиссииво внешней политике каждой из представленных в ней государств, анализируется,как результаты её деятельности соотносятся с концептуальными документами иреальным наполнением внешнеполитического курса промышленно развитыхгосударств. Региональный уровень раскрывает соотношение рекомендаций,выработанных в рамках Трёхсторонней комиссии, и региональных процессов – вЕвропе, Северной Америке, АТР. В свою очередь, изучение взаимоотношенийтрёх центров капиталистического мира позволяет рассмотреть эти связи вконтексте системы глобального управления.Степеньразработанностипроблемы.Отметим,чтодеятельностьТрёхсторонней комиссии, как и в целом история взаимодействия по линии США –Япония – Западная Европа, в научной литературе не получила подробногоосвещения.
Одна из возможных тому причин заключается в отсутствииформализованных связей в данном формате и одновременно колоссальном объёмеисточников и информации, относящихся к трёхсторонним отношениям. Поэтомунекоторые документы, такие как большинство докладов рабочих группТрёхсторонней комиссии, материалы, полученные из архивов семьи Рокфеллера,в настоящей работе впервые попадают в исследовательское поле.Вместе с тем попытки осветить деятельность Трёхсторонней комиссиипредпринимались и раньше. На заре её существования профессор Стэнфордскогоуниверситет Э. Саттон совместно с исследователем П. Вудом посвятили немало11усилий изучению места Трёхсторонней комиссии во внутренней политике США,уделяя особое внимание взаимосвязям её членов с администрацией Дж.
Картера,вопросам финансирования комиссии. В их трудах11, основанных, в частности, наинтервью членов комиссии, рассматривается стратегия комиссии по вопросамреформирования системы налогообложения в США, по сельскохозяйственнойпроблематике. При этом некоторые тезисы, изложенные в работах Саттона иВуда,претендуютна«разоблачительный»характеринеотличаютсяобъективностью.
Так, их основной посыл заключается в критике технократии –чрезмерно активной, по мнению авторов, роли экспертного сообщества вамериканской внутренней политике. И тем не менее уникальность источников,которые легли в основу исследований Саттона и Вуда (интервью, беседы с еёучастниками), безусловно, заслуживает внимания каждого, кто интересуетсяисторией Трёхсторонней комиссии.Отдельно отметим, что в научной литературе не в полной мере отраженыподходы Трёхсторонней комиссии к анализу ситуации на международной арене,тоестьвнешнеполитическоенемногочисленных«измерение»специализированныхеёдеятельности.исследованийпоСредиТрёхстороннейкомиссии следует выделить книгу под редакцией политолога Х. Склар,вышедшую в 1980 г.12 – работа впервые обращает внимание на то, чтоТрёхсторонняя комиссия располагает реальными ресурсами, чтобы оказыватьвлияние на глобальную повестку дня, проводить в жизнь масштабные, смелыеэкспертные инициативы.