автореферат (1169157), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Бек), когда солидарностьв обществе возникает как способ защиты от опасности глобальных катастроф.Общество представляет собой особого рода реальность, включенную вуниверсальный природный порядок, оно подобно квантовому миру, можно сказать,что общество – это квантовая копия мира. В квантовой системе все объекты связаны сокружающим миром нелокальными связями в результате любого когда-либопроизошедшего взаимодействия. Возникшие когда-либо связи являются столь42Метер ван К.М.
Методология социологии / Пер.с англ. //Международный журнал социальных наук. – 1994. – №3(6). – С.25-38.43Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // Социологические исследования. –2012. – № 5. – С. 19-29.29существенными, что могут радикально изменять саму систему.
«Век информации»принесглобальные«эпидемии»аномии.Благодарямасштабномуразвитиюэлектронных коммуникаций, происходит становление «информационной аномии»,которая выходит за рамки всего того, что до сих пор являлось нормой. Это сложныйпроцесс, который влечет за собой непредсказуемые эффекты.Параграф 1.2 «Атрибуты информационного общества». В данном параграфеобозначены ключевые характеристики информационного общества и причинноследственная связь между развитием «информационной аномии» и бурным ростомтехнологий в информационной сфере.
Информационное общество рассматриваетсякак особый феномен, новый тип общества. Ключевыми элементами его развитияявляются: фундаментальная значимость информации (самостоятельная сущность);коммуникация (механизм передачи информации, основа существования общества каксистемы); информационные технологии (развитие способов передачи информации);индустрия производства информационного продукта (информационная политика);общедоступность,полнота,прозрачность,достоверностьинформации(залогпреодоления «информационной энтропии», устойчивого развития общества).Ключевая взаимосвязь между производством информационной аномии иновыми информационными технологиями заключается в том, что количественно икачественно расширились способы обработки информации, коммуникативныйпроцесс трансформируется. Информационная аномия только в информационномобществеполучиластольмасштабноеи«мгновенное»распространение.Информационная аномия – продукт информационного общества.В параграфе 1.3 «Эвристический потенциал в исследованиях аномии»рассмотрена концепция аномии, обозначены подходы к определению причинпроисхожденияопределеннойформыаномии(социальной,личностной,информационной и др.), которые образуют многостороннюю мозаику теоретическихобъяснений и интерпретаций феномена аномии в социологии.
На основаниипредложенного критерия мера дифференциации («вес аномии», «длина вектора»)произведена классификация работ по аномии на определенные группы (классическая,векторная, интегральная, мета-группа), обозначены ключевые признаки каждой изгрупп. Мета-группа – это работы, обладающие значительным эвристическимпотенциалом для расширения концепции и определения новых форм аномии.
Условноработы, которые «разрывают границы нормы» в рамках социологической теории,30обозначены как «аномия теории» (акторно-сетевая теория (ANT), концепциямобильности Дж. Урри). Объединяющим началом «аномии теории» является то, чтобазовые для социологии понятия, которые берутся за «точку отсчета», подвергаютсядеструкции, и пока сложно спрогнозировать, получат ли они в будущем статус нормыили будут критически осмыслены и отвергнуты социологическим сообществом.Другой потенциально возможной формой аномии предлагается рассматривать«аномию дискурса».
В качестве примера рассмотрена работа А. Хиршмана «Риторикареакции: извращение, тщетность, опасность» 44 . В данной работе он фактическиописываетаномичныепроявлениявполитическомдискурсе.Исследовательпредпринимает поиск причин дискурсивных искажений в процессе политическойкоммуникации, описывает причинно-следственные связи между разрушениемкультурно-ценностной системы норм и правил и реакцией общества на навязываемыеимперативы аргументации. Информационная аномия является sui generis факторомпоявления и распространения других форм аномии.В главе 2 «Моделирование процесса политической коммуникации»представлен анализ основных теорий, концепций, моделей в области коммуникации, вчастности, в политической коммуникации, которые имеют ключевое значение дляпостроения альтернативной авторской модели политической коммуникации.В параграфе 2.1 «Теоретико-методологические подходы к исследованиюполитической коммуникации» подчеркивается, что генерирование идей в областитеории информации и кибернетики создало импульс для производства научных идей вобласти социальных наук, фактически был задан вектор на теоретический синтез –обобщение всеобщих природных, социальных и технических коммуникационныхсвязей.
В современном информационном обществе мы сталкиваемся с новымипарадоксами коммуникации, которые подчас ускользают от объяснения и связаны состановлением реалий сложности. Проблемы коммуникации имеют два вектора:технический и социальный. В области технической коммуникации они практическирешены, чего нельзя сказать о политической коммуникации.Н. Винер одним из первых теоретиков обратил внимание ученых наисследование внешних факторов, которые влияют на протекание коммуникации, инеобходимостьтщательногоизучения«политическойтехники»манипуляциимассовым сознанием, управления коммуникацией.
Он предупреждал о грозящей44Хиршман А. О. Риторика реакции: извращение, тщетность, опасность / Пер. с англ. М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высш.шк. экономики, 2010. — 207 с.31обществу социальной опасности: средства связи становятся оружием в рукахполитиков, искажения информации создают возможность производить новые способыпропаганды. Ю. Хабермас обратил внимание на «аномические» черты распадаобщественныхсистем,которыевозникаютврезультате«систематическинарушаемой», искажаемой речевой коммуникации, когда консенсус не достигнут.
Ужесамой коммуникации свойственна патология, и она приобретает различные формы вконкретном обществе, в конкретный период времени. Он обозначил новый векторизучения: поиск причин нарушений коммуникации, прежде всего, в публичнойполитике.В целом развитие научной мысли в области теории коммуникации шло от идеикоммуникациикакхарактерномсвойствелюбойсистемы(технической,биологической, социальной) к идее коммуникации как неотъемлемого фактораразвития и функционирования системы в целом.Параграф 2.2 «Модели политической коммуникации». Процесс коммуникациинагляднее всего может быть представлен в виде теоретических и прикладныхмоделей.
Моделирование, с одной стороны, отражает реальные коммуникативныепроцессы, с другой стороны, является методологическим приемом, который позволяетисследовать эти процессы в политической сфере конкретного общества. Предикатомдлявсехпоследующихмоделейполитическойкоммуникациивнаучно-исследовательской традиции считается модель Г.
Лассуэлла, в которой акцент сделанна эффект коммуникации и на функции пропаганды. В дальнейшем моделисовершенствовались, усложнялись, вводились дополнительные компоненты: условияпротекания коммуникации, источники информации, специфика аудитории. В моделяхмакроуровняизучениявниманиеакцентируетсянатенденцияхразвитиякоммуникационных процессов в двухсторонней коммуникации «власть-общество»через каналы СМИ. Это информационно-кибернетическая модель К.
Дойча иX. Арендт; системная модельД. Истон; структурно-функциональная модельГ. Алмонда и Д. Пауэлла и др. На микроуровне акцент сделан на исследованиерезультата информационного воздействия в процессе политической коммуникации:политическиеустановки,мнения,электоральноеповедение,политическаясоциализация акторов. Это модели П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Х. Годе,П. Бурдье, Дж. Гербнера, и др.
Концепции и созданные на их базе моделиполитической коммуникации определяют два вектора: «эра максимальных эффектов»32(всемогущества СМИ) и идея ограниченного влияния СМИ («минимальныхэффектов»).Особое значение для создания авторской модели политической коммуникацииимеет идея производства «симулятивной реальности», высказанная Ж. Бодрийяром.Во-первых, потому что в качестве базового императива он выдвигает идеюК.
Шеннона: информация есть энтропия. Во-вторых, формулирует и обосновываетидею симулякров в процессе политической коммуникации. В-третьих, фактически онописывает аномию коммуникации, утверждая, что создателями симулятивнойреальности являются все участники коммуникации, что в итоге ведет к нарушениюкогерентности системы.В параграфе 2.3 «Современные исследовательские тренды модификациипроцессаполитическойкоммуникации»отмечается,чтопроцессаномичнойкоммуникации и результат информационной аномии в той или иной степени отраженв исследованиях, несмотря на то, что сам феномен информационной аномии необозначен. В современных исследованиях политической коммуникации ведется поискпричин нарушения согласованности, разрушения взаимодействия между участникамикоммуникации,эффектовинформационнымпроцессом,информационногоусловий,воздействия,способовиформуправленияполитическоговзаимодействия, изучается влияние как традиционных медиа, так и сетевых, а такженовая форма сетевой коммуникации – массовые самокоммуникации.