диссертация (1169155), страница 73
Текст из файла (страница 73)
И в нём нет достаточно места длясомнений, колебаний. Упоминается и концепция М. Вебера о чиновниках как особойсоциальной группе, влияющей на политиков, на политические решения (что такжеразвивал Р. Арон). Выяснилось, что небольшие группы технократов, занимающиеопределённые позиции в госаппарате, а также представители местных властей, простоне могут не влиять на правительство и общество в целом. Т.е. происходит«политизация функций» чиновников.
Это проявляется и в дипломатической работе.Такимобразом,в(специализированной,современнуюобладающейэпохузнаниямииразвитойтехнократическойкомпетенциями)бюрократии,политические решения принимаются в результате процесса их обсуждения, и разной,конечно, степени согласования между политиками и этой бюрократией. В т.ч.
самабюрократия выдвигает политические инициативы, а не просто исполняет поручения649.Подобно тому, как сами формы получения и обработки информации влияют на еёсодержание, новые политические решения обуславливаются уже существующимзаконодательством,балансомсилидаженеформальныхобычаев.Поэтомуспециалисты, в рассматриваемом случае – дипломаты, постоянно занимающиесякаким-либо направлением или проблемой, конечно, более компетентны и поэтому немогут не привлекаться к формированию новых решений, чтобы они были максимальноэффективны, а не подвергались немедленному и обоснованному оспариванию.Социологи прямо указали, что профильный департамент МИД в таких случаяхвыступает не просто координатором, согласующим действия различных министерств иведомств, но и своего рода «гарантом рациональных действий государства» как648649Piotet F., Loriol M., Delfolie D.
Op.cit. P. 498.Ibid. P. 499-507.257такового650. Интересно, что одним из методов модерации авторы называют инерциюработы служб или бюрократические проволочки, в т.ч. в период финансовоэкономических трудностей (а он теперь длится чуть ли не постоянно) можно увязатьновую инициативу с финансированием, что практически делает её невыполнимой(поскольку выделение дополнительных средств, как правило, не поощряется).Наблюдение за работой советников посольств и дипломатов в центральном аппаратеМИД привело социологов к выводам, что эти сотрудники постоянно находятся всостоянии колоссальной когнитивной перегрузки (сверхчастые прерывания деятельности(звонки, встречи, сообщения), в т.ч.
не имеющие отношения к работе, частая смена задач,частобезоформленияконечногорезультата).Однако,частосамостоятельноинициированная смена деятельности. Например, во время утреннего чтения ДТ сотрудниксам внезапно может перейти к работе над справкой или отчётом и, не закончив, начатьсмотреть в Интернете какую-то информацию, при этом одним глазом следя за постоянновключённым в кабинете телевизором (чаще с выключенным звуком), а затем вернуться кчтению ДТ.
Только написание ДТ, как правило, происходит с наименьшим отвлечениемна другие дела. С точки зрения социологии обычного труда это – сильнейшая егофрагментация, которая выглядит как растрата сил. Социологи приводят следующиеобъяснения такому стилю работы: во-первых, стремление не отстать от новостей,приводящее к эффекту «приклеености» к монитору из-за боязни что-то пропустить.
Чемвыше ранг сотрудника, тем чаще он может поручить эту «бдительную» работу кому-то изподчинённых. Во-вторых, учёные предположили, что такая работа с информацией можетслужить средством борьбы с ежедневной рутиной и скукой и сохранить на целыйдлинный рабочий день ритм быстрой работы. Наконец, последнее объяснение – такаяформа фрагментации деятельности может в итоге облегчить интеграцию дипломатоминформации из очень разных источников каким-то общим его видением651.Однако, следует прокомментировать это наблюдение: поскольку речь идёт о работес информацией, то это наблюдателю кажется, что виды деятельности разные. На самомделе дело одно – обработка информации.
Просто используются её разные источники иносителя. Не важно, что было в начале (телеграмма побудила написать справку или онасодержала нужный элемент для уже задуманной справки), но каждый контакт синформацией (ДТ, сайтом, справкой, собственной памятью) совершается субъектом,обладающим в своей психике уже широкой, пёстрой, но структурированной картиноймира (в нашем случае – международных отношений). Поэтому каждый новый элемент650651Ibid.
P. 509.Ibid. P. 376, 378.258классифицируется и помещается в неё или инициирует создание нового элемента илиновых связей между ними или направляет посмотреть соответствующие источники(сайты, справки) и т.п. Поэтому никакой фрагментарности нет. Наоборот, можно говоритьо высокой концентрированности на очень широкой гамме вопросов, своего родаэнциклопедичности (ограниченной, конечно, служебными и шире – дипломатическимирамками).
Причём дипломат, таким образом, абстрагируется от формы носителя,источника (хотя классифицирует и его по степени доверия и проверяемости) исосредотачивается на содержании, т.е. информации, приведённой к одному знаменателю(конечно, с некоторой точки зрения, согласно теме, досье, над которым он работает).Однако в любом случае постоянный контакт с новостями приводит к уменьшению, ав пределе – к отсутствию, времени на анализ, размышление над получаемой информацией,заставляет действовать срочным порядком. Т.е. можно заключить, что скорость подачиинформации и её прочтения общественным мнением высока, вследствие чего и властивынуждены реагировать с такой же скоростью.
При том, что речь идёт о разных процессах– узнал, зафиксировал или онлайн выложил в медиапространство событие или процесс –это деятельность по фиксации происходящего. Реакция властей – это деятельность попереработке информации – оценке ей и предложении действий (или объяснениебездействия). Но тогда дипломаты сталкиваются с дилеммой: или пытаться сообщитьинформацию, не имея достаточно времени на её обработку, или потратить время, дольшенад ней поработать, рискуя, что политики не будут ждать и решение будет принято наоснове других элементов. Интересно, что авторы видят выход в предвидении,прогнозировании возможных событий, чтобы иметь уже готовые заготовки ответов на нихили время для их осмысления, что уже названо в литературе «активным ожиданием»652.Дипломатические архивыВ качестве ещё одного практического примера вышеописанных процессов следуетзатронутьвопрос, что происходитс дипломатическойинформациейпосле еёиспользования, огромное количество которой находится в дипломатических архивах.Любой архив имеет несколько целей.
Это и расширение очень ограниченной человеческойфизиологическойпамяти,ихранениеаргументов,доказательств,фактов,договорённостей, и их использование в качестве образцов, прецедентов для созданияновых, и опыт, который можно почерпнуть из текстов и других артефактов. По меренакопления документов появляется возможность исследования не только их отдельныхэкземпляров, но и их множеств, совокупностей, а также их связей и зависимостей между65293.Neumann I.
B. To be a Diplomat // International Studies Perspectives, 2005, Volume 6, Issue 1. February. Р.72–259ними. Французская служба дипломатических архивов кроме всего этого демонстрируетстремление наряду или даже вместо науки вырабатывать или хотя бы помогатьвырабатывать методологию самой дипломатической деятельности, а также и исследоватьмеждународные отношения. В этом нуждаются дипломаты, находящиеся на оперативнойработе. Но сами они, в силу занятости другими задачами, нехватки времени икомпетенций, не могут производить такие методологию и знания. В лучшем случае речьможет идти о случайных, редких, индивидуальных удачах, в связи с чем, появляютсявыдающиеся руководители МИД, переговорщики, аналитики, «золотые перья».
Однако ив этом случае, речь идёт только о конкретных событиях, документах, дипломатическихпобедах и удачах. Исследование же этой практики, её обобщение и формулирование втеорию, которую затем можно отформатировать в практическое, экспертное знание иметодологию – это, конечно, работа не оперативного сотрудника.Согласно информации, размещённой французами на сайте Совета Европы, архивнаяслужба их МИД прошла в своей истории три этапа. Первый начался в 1671 г. сорганизации архива Госсекретарём по иностранным делам, третий – в 1907 г., когдадипломатическиеархивыстановятсясамостоятельнымиотобщегосударственныхархивов, а внутри самого МИД – от политического департамента, и их роль смещается отпреимущественно хранилища к обеспечению текущих управленческих, юридических,кадровых задач.
Сегодня это Управление МИД, возглавляемое дипломатом, сотрудникикоторого занимаются сохранением исторического наследия и научными исследованиямидокументов. Профессор СьянсПо (Париж) и член Комиссии по изданию документов М.Ваисс считает дипломатические архивы исходной информацией не только дляисторических или аналитических исследований, но и «сырьём» международныхотношений вообще653. В целом, можно выделить две основные цели этой работы.
Вопервых, поиск и предъявление аргументации своей позиции. Наибольший эффектприносит обнародование секретных документов, что особенно было характерно дляпериода до Второй мировой войны. С 1960-х годов главным смыслом публикацийотдельных документов и, как правило, сборников, стало освещение своей позиции висторической перспективе. Во-вторых, это поиск аналогий событий в прошлом инастоящем, которые могли бы быть полезны для изучения и понимания современныхсобытий.Схематично информационный процесс в современной французской дипслужбесостоит из следующих элементов:Инфраструктура:653См.: Vaïsse M. Op.cit.260-Заказчик информации (политическое руководство)-Исполнители (дипломаты)-Источники(политики,дипломаты,общественность,наука,госаппарат–посредством личных контактов, текстов, наблюдения;)Информация:Первичная информация (беседа или документ), вторичная (запись беседы или анализдокумента), третичная (справка – выводы и предложения).Темы информации:-Политические и иные официальные позиции, концепции, планы (в т.ч.
толькоготовящиеся и/или добываемые неформально)-Данные политического и социологического контекста – общая ситуация в стране,правящемслое,госаппарате,общественноммнении;общественно-политическиеконцепции, направления деятельности, статистика)-Данные не политического и социологического контекста – статистика по самомуширокому кругу областей жизнедеятельности человека и общества (ресурсы природные,людские, экономические, военные, научно-образовательные и проч.; процессы, интересы,цели, планы)-Качества личностей, социальных и политических групп, народа.-Информация,подготовленнаяпоинициативеисполнителей(дипломатов),потенциально интересная заказчику («всё»)-Информация, подготовленная исходя из собственных интересов исполнителей ислужбы в целом (субъективное видение своей страны, страны пребывания иихотношений в зависимости от происхождения, образования, опыта практической работы,локалитиса, личной психологии, семейной ситуации и проч.)Коммуникация:Компетенции исполнителей (смотреть и видеть, анализ и синтез)Понимание (языки, терминология, ценности)Общение (психология (внимание, терпение, мотивация), способность аргументация)Обратная связь (влияние на заказчика)Новые практические задачи:-тактические: поиск научно-технической информации, помощь в экспорте иинвестициях, привлечение в страну и на службу талантливой молодёжи (соответственно,иностранной и французской);-стратегическая: выживание посредством не только обороны, но влияния навнешнюю среду.261Выводы Главы 3.-Внедрение электронных средств информации и коммуникации в общественнуюжизнь и международные отношения вызвало существенные изменения в социальнополитической среде и процессах в ней.