диссертация (1169155), страница 56
Текст из файла (страница 56)
Т.е. координациидипслужбы с военными, причём на вторых, обслуживающих ролях. Для повышениябезопасности дипломатов предполагалось расширение использования техники, преждевсего, информационной и информационных же технологий – интернета и мобильнойсвязи для, во-первых, для виртуальной, т.е. дистанционной информационной работыдипломатов с гражданами и организациями страны пребывания посредством сайтов,онлайн общения и проч.; и, во-вторых, для удалённой от посольства, консульствасамостоятельной индивидуальной работы, находясь на постоянной связи с руководством итакими же коллегами.
При каждом подходящем случае, американские официальные лицане забывают напоминать всем своим партнёрам о своём видении международных500501Ibid.Ibid. Р.51-52.197отношений, своего лидирующего места в них и соответствующей внешней политике.Главный приоритет которой – сохранение своей экономической мощи, как заявил,например, госсекретарь Дж. Керри, выступая в Тихоокеанском совете по международнойполитике. По его словам, с первого дня на посту госсекретаря США он «не устаетподчеркивать, что внешняя политика – это экономическая политика, а экономическаяполитика – это внешняя политика». И, конечно, при этом вооруженные силы США«оснащены лучше всех, являются самыми боеспособными и многофункциональными»502.Французские же аналитики и политики в целом отдают себе отчёт о таком характеремеждународных отношений, в т.ч.
и отношений со своим партнёром по НАТО. Понимают,что новые подходы и «силы» могут применяться не только к «развивающимся странам»,об информационной политике в отношении которых уже неоднократно писалось503. Чтоусловием выживания является не только приспосабливаемость в виде, в первую очередь,следования общей политике Вашингтона (который сегодня определяет демократичностьвсех стран по собственной шкале демократии), но также – по мере сил и возможностей –превентивные меры. И в предыдущем – биполярном состоянии системы международныхотношений, и в возможном, хотя пока только гипотетическом, будущем – дву- илимногополярном её состоянии (например, в случае действительно глобального усиленияКитая и выработки соответствующей внешней политики), Франция не была, и не будетсамостоятельным полюсом силы, сравнимым с её положением, в частности, вколониальную эпоху. Её совокупный потенциал позволяет ей только в некоторыхвопросах действовать по своему усмотрению, в главном же полностью подчиняясьгораздо более сильному игроку.
Тем более, что теперь, когда СССР больше нет, осталсябогатый исторический опыт и историческая память о том, что именно между западнымидержавами начинались и велись самые масштабные войны в современной истории,включая две мировые ХХ столетия.Среди актуальных проблем С.А. Кравченко выделяет приближение к «порогусобственно человеческих возможностей рефлексии быстротечных событий, чтобыпринимать по ним адекватные, рациональные, а главное, с гуманными целями решения». Врезультате, «определённая часть общества не справляется с увеличивающейся скоростьюперемен, не успевает рефлексировать относительно ненамеренных последствий изменений, могут возникать принципиально новые социальные катаклизмы, причина ко502Качалин А.
Керри: при разрешении конфликтов США не забывают о главном - своей экономическоймощи.ТАСС, 13.04.2016 [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3198616 (датаобращения: 13.04.2016).503См., например: Литвак Н.В. О некоторых аспектах информационной борьбы …; Панфилова Т.В.Конфликтология в поисках рецептов по урегулированию межкультурного взаимодействия //Конфликтология. – 2012. – №3.198торых – временной дисхроноз». Социолог предполагает одним из важнейших возможныхрисков появление «новых маргинальных групп, а, возможно, и новых опасных классов»,представители которых «в силу своих физических и интеллектуальных способностей несмогутвообщеадаптироватьсякскоростимодернизации,кусложняющейсясоциокультурной динамике…»504. Все эти факторы и риски дипломатам необходимоучитывать при изучении и оценке ситуации в той или иной стране. Но к этому следуетдобавить также риск появления целых подобных государств и транснациональныхорганизаций, некоторые из которых уже стали реальностью: первые – балансируя награни превращения в страны-«изгои», вторые – в частности, на Ближнем востоке, подпредлогом возврата к традиционным ценностям, организуя целые трансгосударственныепространства, управляемые террористическими методами.Вторым после США фактором, оказывающим наиболее сильное влияние навнешнюю политику и дипслужбу сегодня является европейская интеграция в рамкахЕвропейского Союза505.
С одной стороны, казалось бы, это означает для дипломатовработу в ещё одной международной организации, что ввиду уже многолетнего опыта вООН, да и в европейских институтах не должно представлять большой проблемы. Однакооказалось, что в Европе на сей раз взят и исполняется курс на действительное созданиенаднациональных структур с элементами «сверхгосударства» или нового государства. Т.е.теперь всё чаще возникают не только трудности, но и необходимость учитывать исогласовывать свою позицию и действия с остальными – 28-ю (!) членами ЕС.
А ведь,например, у Франции есть давние исторические, традиционные, в целом ряде случаевособые связи с целым рядом государств. Теперь же эти отношения поставлены взависимость от позиции стран, которых даже и не существовало тогда, когда такиеотношения закладывались. Это касается и связей с Россией. Ещё одним этапом этогопроцесса стало учреждение уже непосредственно европейской дипломатической службы.Как будет строиться сотрудничество этого нового центрального института и «старых»,национальных МИД, конечно, покажет практическое осуществление этого плана –провалится ли он, будет ли найден баланс или национальные дипведомства мутируют вподобия республиканских МИД эпохи СССР. Первый же (с 1 декабря 2009 г.)руководитель европейской дипслужбы – Верховный представитель Европейского союзапо иностранным делам и политике безопасности (и автоматически – вице-президентЕвропейской комиссии, исполнительного органа ЕС) британка К.
Эштон подвергаласьпостоянной критике со стороны всех стран-членов Евросоюза, а двенадцать из них504Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий...Конечно, ООН и НАТО также важны. Но они постепенно уступают место в повестке дня руководстваминистерства и страны.505199выражали особое неудовольствие тем, как глава дипломатии ЕС выстраивает работу506.Нынешний (с 1 ноября 2014 г.) руководитель европейской дипломатии Ф.
Могерини –представительница Италии. Между тем, Европейская служба по внешней деятельности507представляет собой фактически стандартное министерство иностранных дел с большимколичеством территориальных и функциональных департаментов, со 140 разного видапредставительствами в различных странах, регионах и при международных организацияхс общим штатом свыше 3 тыс. чел.Сегодня дипломаты оказались перед лицом новой реальности, отличной и отдвусторонних, и от многосторонних отношений, с которыми им приходилось иметь делодо сих пор. Каждая европейская страна помимо прочего вынуждена вести длительные иутомительные переговоры по существу с почти тридцатью странами Евросоюза, многиеиз которых находятся к тому же под американским влиянием.
Кроме того, как показываетпрактика деятельности европейских структур – они (в первую очередь Еврокомиссия, нотакже Суд Европейского союза) всё более управляют, издавая по всё более широкомукругу вопросов универсальные, обязательные для всех директивы. В самом Евросоюзеуже можно говорить о тенденции смены фокуса деятельности дипломатов с двусторонних(между членами Евросоюза, особенно «старыми») на многосторонние межевропейскиеотношения.
Пока же Франции удаётся отстаивать свой язык в качестве официального ирабочего языка Европейского союза. На основании решений при его создании 508, на всехзаседаниях французские дипломаты всегда говорят по-французски, независимо от того,есть ли переводчики или нет, следят, чтобы все официальные документы принималисьобязательно при наличии аутентичного текста на французском, как того требуетрегламент ЕС в отношении официальных языков. Европейский фактор имеет и ещё одноизмерение: одновременно с евроинтеграцией усиливается и другой процесс–регионализации Европы, о котором речь пойдёт в параграфе о культурной дипломатии.Растущее, особенно с 1990-х годов, количество таких участников международныхотношений, как НПО, вызывает разные оценки и прогнозы. Их можно свести к тем, чтоони всё более конкурируют с государствами, или что ничего нового не происходит.Сторонники первой точки зрения давно концентрируют внимание на том обстоятельстве,что НПО становится всё больше, а государственных органов и чиновников остаётсястолько же.