Диссертация (1168756), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Они, по выражениюсамого автора, кричат в мир [93, S. 562].Происходящая катастрофа подготавливается постепенно. В рамках трехпредставленныхдрамдаетсядостаточнобольшойисторическийсрез:изображается жизнь четырех поколений – от Миллиардера до его правнукаМиллиардера-рабочего. За это время жизнь людей и сами люди не только неменяются в лучшую сторону и ни на шаг не приближаются к обновлению, но ещебольше теряют всякую индивидуальность, превращаясь в полуабстрактныефигуры.
Последний взрыв становится логическим завершением начавшегосянамного раньше процесса внутреннего омертвения человека. Эпиграфом ко второйчасти трилогии служит цитата, взятая из пьесы «Коралл»: «MILLIARDÄR: Aber dietiefste Wahrheit, die findet immer nur ein einzelner. Dann ist sie so ungeheuer, daß sieohnmächtig zu jeder Wirkung wird!»193 [39, S. 9] В этих словах заложен глубокийсмысл и, как кажется, разгадка поражения «нового человека». Несмотря наубежденность экспрессионистов в том, что перемены назрели и достаточно лишьподтолкнуть людей к спасению, чтобы началось всеобщее преображение,реальность оборачивается гораздо более сложной и трагичной.
Даже «новыйчеловек» оказывается не в состоянии что-либо изменить.МИЛЛИАРДЕР: Но глубочайшую истину – ее всегда находит только единственный. И тогдаона так огромна, что становится совершенно бессильной действовать! [8, с. 79]1931333.2. Утопия и идеальная модель преображения как искусственныеконструкты в драматургии экспрессионизма: Г. Кайзер «Ад – Путь – Земля»,Э. Барлах «Найденыш», П.
Цех «Братание»Понятие утопии, описывающей идеальное общество, было тесно связано сфилософско-художественными взглядами экспрессионизма и с его общеймессианской направленностью. Важную роль в формировании экспрессионистскойидеологии играли идеи христианства, пацифизма, толстовства, а также революции,социализма и анархизма, подчеркивает А. А. Стрельникова [321]. В данном разделенашей работы будут рассмотрены драмы, представляющие собой, своего рода,идеальные модели обновления: «Ад – Путь – Земля» Г. Кайзера, «Найденыш» Э.Барлаха и уже анализировавшаяся в другом контексте в разделе 2.2. драма П. Цеха«Братание».
Сюда же можно по праву отнести пьесу Й. Р. Бехера «Рабочие.Крестьяне. Солдаты. Прорыв народа к Богу». Она разбирается нами в следующемразделе лишь по причине того, что сравнительный анализ с другой драмой Й. Р.Бехера «Рабочие, крестьяне, солдаты. Набросок революционной драмы борьбы»позволяет сделать важные выводы относительно изменений, происходящих всоциально-политических воззрениях драматургов-экспрессионистов.Здесь следует также упомянуть драмы Э. Толлера «Преображение» и Л.Рубинера «Без насилия». Быстрота перемены поведения героев, внемлющихпризывам «новых людей», сближает эти работы с пьесами Г.
Кайзера «Ад – Путь –Земля» и Й. Р. Бехера «Рабочие. Крестьяне. Солдаты. Прорыв народа к Богу».Важное отличие драм Э. Толлера и Л. Рубинера заключается в том, чтоизображение событий заканчиваются в тот момент, когда общество находится всамом начале пути к преображению. Таким образом, картина идеального обществакак будто остается за кадром.
Более важным оказывается всеохватывающий порывк мечте. Пьеса Э. Барлаха «Найденыш» также не описывает жизнь людей послесвершившегося обновления, однако само преображение происходит настолькостремительно и неожиданно, что получает характер чуда в его христианскомпонимании. В драмах Э. Толлера и Л. Рубинера всеобщее преображение еще не134столько совершается, сколько планируется. Герои лишь выражают своюготовность идти вслед за «новым человеком» и устраивать новую жизнь на земле.Один из героев драмы Г. Кайзера «Граждане Кале» Жан д’Эр отмечает: «Aberder Weg ist oft wichtiger als die Ankunft – und schwieriger zugleich»194 [38, S.
548]. Этислова находят отражение в пьесе «Ад – Путь – Земля». Однако здесь главный геройСтранник все же добивается своей цели: объединения людей в общину, где всеравны и счастливы. Видение становится реальностью, пишет Г. Кайзер в своемсочинении «Грядущий человек или поэзия и энергия» [89, S. 553]. При этомпрограмма действий отсутствует и в этой драме, а поступками «нового человека»больше руководит интуиция.
Он пытается пробудить в окружающих чувство виныи ответственности: «Aus aller Schuld an alle tilgt ihr alle Schuld […]»195 [43, S. 142].Герой стремится объединить всех не только в едином порыве к преображению, нои создать или оживить неразрывную, родственную, кровную связь между людьми,ведь тогда и сама борьба покажется более легкой, а путь менее тернистым.Говоря об этой драме, А.
Арнольд подчеркивал, что «новый человек»воплощает в ней образ идеального христианина [140, S. 121, 123]. Однако наравнес христианскими идеалами в драме находит место и стремление к социальнымизменениям. В первую очередь, указанием на это служит изображение общины, гдевсе равны, и каждый является незаменимой частью единого организма.
При этомотдельно взятые личности приобретают между собой поразительное сходство.Герои как будто теряют всякую индивидуальность, и без того весьма призрачнуюв экспрессионистских драмах, и превращаются в единый поток, в однороднуюмассу, где все заведомо счастливы, хотя еще и ощущают неуверенность в своихсилах, расплывчатость и шаткость новой реальности. Подтверждением этогослужит привычная надежда на лидера, указующего направление и цель общегодвижения.Отголоски сюжета «Ад – Путь – Земля» нетрудно заметить в отрывкенезаконченной драмы Г. Кайзера «Обновление» (Die Erneuerung).
Процесс194195Путь подчас важнее прибытия и одновременно труднее [7, с. 272].Через вину всех перед всеми уничтожаете вы всякую вину […] [4, c. 246-247]135преображения изображен здесь больше с этической, чем с социальной точкизрения, недаром Б. Брехт называл эту работу оргией этики [190, S. 147]. «Новогочеловека» в ней также характеризуют любовь к ближним, чувство ответственностиза них, он испытывает глубокое раскаяние в своих и одновременно в чужихпоступках.
В отрывке демонстрируется отказ от любых сковывающих границ ирамок. Главный герой пытается обратиться сразу ко всем людям. Он подвергаетсяаресту, жертвует собой ради окружающих, но таким образом подает им пример иуказывает путь к спасению. Его преступление приводит ко всеобщемупреображению.Герой драмы «Ад – Путь – Земля» также посвящает себя служениючеловечеству.
Он намеренно совершает преступление и получает заслуженноенаказание, становясь при этом образцом для подражания. Действия обоихпротагонистов вызывают глубокую реакцию: люди, до сих пор считавшие себяневиновными, начинают каяться.
В итоге грешный человек приходит к истинномуи искреннему покаянию. На фоне всего этого создание идеальных условий жизнина земле представляется достижимой реальностью. Однако этому предшествуетдолгий и нелегкий путь, на что в драме «Ад – Путь – Земля» указывает уже самоимя главного героя.Сравнивая драму с трилогией «Коралл» – «Газ» – «Газ (Вторая часть)», Г. П.Кнапп отмечал, что «новый человек» в образе Странника стал конкретизациеймифической идеи в идеальном пространстве. Поэтому усилия героя не привели кпровалу и катастрофе в отличие от попыток, предпринимаемых в реальныхобщественных и исторических условиях, изображенных в трилогии [190, S.
147].Подобное наблюдение представляется весьма верным и обоснованным. Дляподтверждения его правоты перечислим некоторые особенности пьесы «Ад – Путь– Земля».В первую очередь, внимание привлекает сама фигура Странника. Геройпоявляется как будто из ниоткуда. Его ничего не связывает ни с городом, в которомон оказывается, ни с людьми, его населяющими. Сам он сначала выглядитдостаточно неприглядно: сутулый мешковатый человек с неловкими движениями136[43, S. 93].
Однако руководимый идеей на пути к достижению своей высокой целиСтранник будто преображается: теперь это сильный, быстрый, ловкий, уверенныйв себе предводитель. Он вполне осознает свое отличие от окружающих и признаетособую миссию, возложенную на него. «[…] verdorrt muß ich ewig die gläserne Wandverstellen!! […] Menschen schuldlos! – – […] ich muß noch Vorkehrungen treffen – –die allen dienen! – – weil sonst Menschen schmelzen – – und morden Menschen!!»196[43, S.
109, 110] Герой еще сам переживает внутреннюю и внешнюютрансформацию, но уже знает, в каком направлении должен двигаться. Емупредстоит принести себя в жертву во имя всеобщего благополучия, стать первым«новым человеком» и повести за собой других. Энергия Странника постепеннопередается всем горожанам. Впоследствии, выстраиваясь в колонны, изнеженныеи совсем не подготовленные к физическим упражнениям и нагрузкам люди бодромаршируют, устремляясь к светлому будущему, совершают настоящий прорыв.Действия протагониста становятся для них первым толчком к потрясению [43, S.139].Всеобщее преображение подготавливается обновлением каждого отдельновзятого человека.
Создается впечатление, что герои в драме сами принимаютрешение, однако при более детальном рассмотрении подобный вывод уже непредставляется столь бесспорным. В первой части пьесы Странник приходит кбогатой даме Лили и призывает ее отказаться от покупки дорогих украшений,пожертвовав часть денег ради спасения попавшего в беду человека: «Kaufen sie einePerle nicht – – die ein Menschenleben bezahlt!!»197 [43, S. 99] Чтобы заставитьдевушку очнуться от материальной лихорадки Странник доносит на Лили вполицию. Угроза ареста должна пробудить ее: «Die Sinne werden ihr mächtig – ihrfällt ein […] sie mußte einem Jemand das Leben retten. Es wird einschießen in sieglanzvoll – die Erkenntnis macht sie glühn – und aus ihren Händen ringt sich spendende[…] cожженный, все же должен я заслонять собою стеклянную стену!! […] Люди без вины![…] мне нужно еще найти такие меры, которые всем помогут! – потому что иначе люди плавятся– и убивают людей! [4, с. 217, 218]197Не покупайте одной жемчужины – которою оплачивается человеческая жизнь!!! [4, c.
208]196137Hilfe […]»198 [43, S. 103]. Так и происходит, однако можно ли считать вполнедобровольным жестом поступок человека, преследуемого полицией.Действия Странника постепенно начинают приобретать все большеевлияние. Лили оказывается в числе первых изменившихся героев. За ней следуетЮвелир, заботившийся ранее лишь о процветании своего дела. Странниксовершает на него нападение, после чего герой теряет не только былуюпредприимчивость, но и всякий интерес к драгоценностям. Подобное поведениетакже трудно назвать абсолютно естественным и непроизвольным.Тем временем изменения продолжаются. Адвокат, не желавший браться засомнительные не обещающие ему успеха процессы, сдается под напором героя ипосвящает все свое время делу Странника.