Главная » Просмотр файлов » Диссертация

Диссертация (1168736), страница 13

Файл №1168736 Диссертация (Пространственно-аудиальный код английского романа-антиутопии (на материале романов У. Голдинга «Повелитель мух», Дж. Оруэлла «1984», О. Хаксли «Дивный новый мир») 13 страницаДиссертация (1168736) страница 132020-03-25СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 13)

121]).Во время ареста, когда Уинстон и Джулия понимают, что они обречены насмерть, время утрачивает для героя ценность. Он отмечает, что для 21.00августовским вечером в комнате слишком светло, полагает, что, должно быть,спутал вечер с утром, но эта мысль кажется ему лишенной интереса (“it was notinteresting” [14, с.267]). Равнодушие героя к времени коррелирует с ситуациейареста, время для него исчезло.Примечательно, что два предмета с пространственной семантикой (коралли дневник) противопоставлены по геометрической форме (круг и квадрат), нообъединены мотивом бумаги, поскольку коралл, как догадывается Уинстон,представляет собой бумажное пресс-папье (“paperweight”[14, с.16],) что связываетего с бумажным же дневником.

Объединяющей эти два предмета является такжесемантика выхода из антиутопического пространства в онейрическое.Однако семантика дневника усложняется тем, что первая записьУинстона насыщена мотивами смерти и агрессии: герой описывает страшнуюсмерть беженцев посередине моря, отмечает отрубленную детскую руку в воде.Уинстон при этом употребляет оксюморонное сочетание “a wonderful shot of achild’s arm”[14, с.14], смерть ребенка для него лишена ужаса. Неслучайно Уинстонговорит Джулии, что они уже не люди (“we are not human”[14, с.14]).

Следовательно,первой пространство бумаги дневника заполнила запись, манифестирующаявнутреннюю общность Уинстона с Партией, а сам дневник стал пространственноаудиальной точкой перехода в пространство агрессии и смерти (лодка в открытом60море, взрыв бомбы) и Партии (Уинстон записывает, как секция партийцев вкинотеатре зааплодировала в момент показа бомбежки). Звук аплодисментов (“a lotof applause”[14, с.14]) является единственным звуком в первой записи Уинстона.Взрыв бомбы лишь визуализируется как вспышка (“flash”), но звуком несопровождается. Так формируется пространственно-аудиальный код «пространствоПартии – беззвучие», доминирующий в финале анализируемого романа.Вернемся к образу дневника. С дневника начинает для Уинстона своесуществование прошлое, дневник открывает для него онейрическое пространстводетских воспоминаний, они начинаются лишь после первой записи.

Уинстонначинает осознавать будущее, заглядывать в него, именно поэтому ему важноостаться живым как можно дольше. Вводя тему времени, дневник открывает иключевую для романа тему жизни-в-смерти. “Now he had recognized himself as a deadman it became important to stay alive as long as possible” [14, с.16] — данной синтагмойв текст вводится антиномичный образ жизни-в-смерти, жизни, содержащей смерть,образ, подключающий, в том числе, аллюзивный пласт отсылкой к поэме С.Кольриджа «Старый мореход». Написав призыв «Долой Старшего Брата», Уинстонсоздает для себя экзистенциальную пограничную ситуацию и именно поэтому онначинает обостренно ценить свою жизнь.

Модус его бытия отныне представляетсобойжизнь-в-смерти. До мыслепреступления герой был лишен полноценнойжизни. Неслучайно Уинстон видит в сидящем возле него партийце манекен (этотобраз перекликается с мертвенностью лица Джека в романе У. Голдинга«Повелитель мух», таким образом формулируется общая для антиутопий темаискусственности, подмены истинного бытия ложным).2.2. Топос комнаты 101 и кафе «Каштан» как центры антиутопическогопространстваВ образе коралла в стекле просматривается барочная традиция с ее тягой кэмблематичностии иллюзорности [108]. Данная тема находит выражение и в61центральном пространственном образе романа, локусе леса. Параллельно с темамиподлинного и ложного бытия эксплицируется тема жизни и смерти.

Данная темаявляется одной из ключевых в романе. Какотмечает С. Г. Шишкина, уточняязначение термина, «какотопия», «какос» по-гречески еще и «мертвый», то естьтермин «какотопия» может употребляться в значении «мертвое место» [116].В Комнате 101, самом страшном пространстве романа, где происходитнравственная гибель Уинстона,наличествует колороним «зеленый», которыйустанавливает отсылку к локусу леса и является точкой пересечения пространствасвободы и пространства тотального подавления. Комната 101 представляет собойхтонически маркированное пространство, что эксплицируется в размещении еёглубоко под землей (“as deep down as it was possible to go” [14, с.337]).Топонимическая и психологическая пространственности в данномэпизодепостроены по принципу контраста.

Уинстон находится в замкнутойлокации, он обездвижен, но он визуализирует себя как находящегося посредипустынной равнины (“in the middle of a great empty plain <...> all sounds came to himout of immense distances” [14, с.339]). Примечательно, что звуки не отсутствуют, онилишь доносятся до персонажа издалека. Уинстон окажется в беззвучном мире лишьв финале романа после того, как предаст Джулию.

Пространственно-аудиальный код«Комната 101— отдаленные звуки» служит средством развертывания мотиваразрушения личности. Пока Уинстон не совершает окончательного предательства,он живет в подлинном мире, который все еще наполнен звуками.Пространственный и психологический планы совмещаются в предательствеУинстоном Джулии, этот акт объективируется первым как перемещение впространстве, падение в звездную глубину (“he had fallen through the floor<...> intothe gulfs between the stars” [14, с.342]).

В сознании персонажа происходитпарадоксальное смещение верха и низа. Совершается коллапс его вселенной, верх(звезды) и низ(Уинстонглубокопод землей)совмещаются. Так происходитразрушение пространственного континуума, коррелирующее с нравственнойгибелью персонажа. Топос Комнаты 101 становится пространством катарсиса, новывернутого наизнанку. Глобальность происходящего подчеркивается образом62расширяющейся в сознании Уинстона Вселенной. В Комнате 101 восстанавливаетсяцелостность тоталитарного мира, нарушенная Уинстоном.Вынесенный в ударную позицию последней фразы эпизода звукообраз —металлический щелчок (“metallic click” [14, с.

342]— соположенс центральным длявсего текста боем часов. Данный звукообраз, кроме того, соотносится с образомметалла, являющимсяобразной доминантой антиутопического пространства втексте. Так, железный голос сообщает Уинстону и Джулии, что они мертвы (“you arethe dead”, repeated the iron voice”[14, с.264]). Вышеназванный металлическийщелчок, маркирующий окончание эпизода в Комнате 101, также сигнализирует одуховной гибели персонажа.

Объединяющим оба металлических звукообразастановится мотив смерти, один из центральных мотивов исследуемого романа.В финальном эпизоде романа и топосе кафе данный мотив получаетполную актуализацию. Топос кафе представляет собой место, лишенное подлинногобытия, насыщенное семантикой смерти, что реализуется в исследуемом эпизодеполисемантичными образами.Молчание маркирует сидящих за столом партийцев, молчание окружаетУинстона, официанты безмолвны; какая бы то ни была коммуникациямеждуУинстоном и миром живых невозможна, потому что все избегают обреченного насмерть Смита. В тексте анализируемого романа молчание насыщается семантикойсмерти, как и романах «Дивный новый мир» О.

Хаксли и «Повелитель мух» У.Голдинга, которые будут рассмотрены в главах 3 и 4. Так, в кабинете О’Брайена,когда хозяинвыключаеттелекран, повисает смертельная тишина (“deadlysilence”[14, с.98]). Звук телекрана, насыщенный семантикой агрессии, способныйпричинять физическую боль, сменяется молчанием, заключающим в себе сему«смерть». Формируетсяобразкабинетакакхтоническогопространства,иподготавливается финальный образ молчащего Уинстона как нравственно мертвогочеловека.Образ Уинстона в финальном эпизоде предельно статичен, он вступает воппозицию с формируемым предшествующим текстом образом Уинстона какпостоянно находящегося в динамике.

С первой сцены герой перемещается,63преодолевает препятствия (порог дома, подъем по лестнице, осложненный слабымфизическим состоянием персонажа). Полная физическая иммобильность Уинстонав финальном эпизоде моделирует образ мертвеца, а также семантически сближаетлокус кафе и комнату 101, в которой Уинстон также находится в состояниинеподвижности. Под влиянием как локального, так и глобального контекстаактуализируется пространственная семантика предлога “under”, которыйвсочетании с фразой “lie you, lie we” моделирует образ нижнего мира, мира мертвых.Примечательно расположение микролокуса столика Уинстона в углу. Какпишет М.Н. Панкратова, угол является символом уединения, ухода от реальной,жизни в ограниченный мир губительных мечтаний и умозаключений [86, с. 98].Примечательно, что микролокус углового столика заставляет Уинстона отказатьсяот идеи последовать за уходящей Джулией (Уинстон мысленно видит свой столик ииспытывает ностальгию [14, с.

349]). Следовательно, Уинстон выбирает микролокусстолика, и таким образом пространство кафе «Каштан» вытесняет остаткипривязанности к Джулии, а по мере развертывания эпизода оно вытесняет ионейрическое пространство, детские воспоминания Уинстона.Кафе «Каштан» является не только хтоническим пространством, данныйтопос становится пространственным знаком, кодирующим в свернутом виде всеантиутопические пространства романа.

В нем представлены следующие константыантиутопии:пассивность, безмолвие, неподвижность, отсутствие контакта сокружающими, иллюзорность, ложь. Последние две константы актуализируютсяна уровне аудиального наполнения:льющаяся с телекрана ложь, оловоподобнаямузыка. В звукообразе присутствует вкрапление комнаты 101 и отсылка к ситуацииареста Уинстона и Джулии, так как во всех этих моментах аудиальным наполнениембыл металлический щелчок. Сводки с фронтов, разворачивая тему войны, такжесемантизируют смерть (приводятся данные о количестве убитых во времясражения).В локусе кафе присутствует фитоморфная проекция локуса леса.

Данноевключение представлено наличием клевера в подаваемом Уинстону джине. Клеверв джине является знакомпищевого кода, присутствующего в романе в ряде64эпизодов. Пищевые знаки, как правило, являются сигналами точек перехода вонейрическое пространство. Так, запах кофе воспринимается Уинстоном какоткрывающаяся в прошлое дверь (“…smell of roasting coffee, he was back in the halfforgotten world of his childhood” [14, с.

103]). Примечательно, что воспоминанияобрываются звуком хлопнувшей двери (“a door banged” [14, с.103]), отрезающимУинстона от прошлого. Пространственно-аудиальный образ захлопывающейсядвери кодирует враждебность окружающей героя действительности и оппозицию«мир Партии — мир детства Уинстона».Звукообраз“bang” притягиваетдополнительные смыслы в глобальном контексте романа. Уинстон мечтает о том,как однажды ярость вырвется из него (“<…>bang! would go the batteries of hishatred” [14, с. 335]).

Звук выстрела передается той же лексемой (“ <…> bang! wouldgo the bullet”), объединяющей метафизический и физический уровни произведения.Вкус шоколада, центральный знак пищевого кода произведения, являетсяканалом для выхода Уинстона в эмоционально заряженное для него пространство —локус комнаты, где он жил с матерью и сестрой, семантическая сверхнагруженностькоторого будет рассмотрена в следующем параграфе. Шоколад кодирует такжецентральнуютемувсегопроизведения—предпочтениесебядругому,предательство. Этот образ кодирует в свернутом виде как маленького Уинстона(детство, разлуку с матерью, чувство вины перед сестрой), так и взрослого(тяготение к прошлому, способность осознать свое неумение испытыватьчеловеческие чувства –“we are not human” [14, с. 245]).В пространстве кафе пищевой код перестает кодировать непищевыесмыслы.Этозначимоеотсутствиеглубинногосмыслапищевогознакасигнализирует о произошедшей с Уинстоном перемене.

Онейрическое пространствоисчезает для него, каналы связи перекрыты.Топос кафе сближается семантически не только с топосом леса, но такжеи с локусом парка, местом последней встречи Уинстона и Джулии. Локус парканасыщен символикой смерти, а эпизод последней встречи персонажей построен попринципу контраста с первой встречей в лесу. Описание парка (“vile, biting day inMarch, when the earth was like iron and all the grass seemed dead <…> a few crocuses65which had pushed themselves up to be dismembered by the wind” [14, с.

348]) вступаетв оппозицию описанию леса (“dappled light and shade <…> ground was misty withbluebells…pools of light” [14, с. 144]). Залитая озерами солнечного света земля иземлякакжелезо.Колокольчикиирасчлененныеветромкрокусы.Таквыстраиваются оппозиции «золото лучей — железо», «цветы — трупы». Тема жизни,с которой коннотативно связаны первые элементы оппозиций снимается темойсмерти. Семантика смерти также актуализируется в синтагме “the grass seemeddead” [14, с. 346]. Образный глагол “dismember” углубляет темуразрушения инасилия. Образ леса как многомерный образ свободы и гармонии сменяется образоммертвого и расчлененного парка. Связь между локусами леса и парка и локусомкафе осуществляется через номинацию «каштан», подключающую общий для всехтрех локусов фитоморфный компонент — дерево.Синтаксическая единица “vile, biting day” (эпизод встречи в парке)устанавливает диалог с фигурирующей в открывающем текст романа абзацесинтаксической единицей “vile wind”[14, с.

Характеристики

Список файлов диссертации

Пространственно-аудиальный код английского романа-антиутопии (на материале романов У. Голдинга «Повелитель мух», Дж. Оруэлла «1984», О
Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6549
Авторов
на СтудИзбе
300
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее