Диссертация (1168481), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Хакер переводит данный термин как “retainer”, т.е. «прислужник» [Hucker, 1985,535]. Согласно Го Жосюю, Ван Шиюань занимал должность помощника начальникаобласти, ведавшего судебными делами туйгуань 推官, предположительно, то же самое,что и цунши.301В трактате Лю Даочуня сказано бу и цзяо (布衣交), досл. «общаться [с тем, кто носит]холщовые одежды». Данное выражение указывает на дружбу между носителемофициальной должности и неслужилым человеком.300173порекомендовал своего нового родственника на должность прислужника вхраме императорских предков Таймяо чжайлан – это была самая низкая издолжностей, на которую могли претендовать пользователи «тени».
Она непредполагала никаких реальных функций, но открывала двери в карьеругосударственных служащих. Когда У Цзунъаню исполнилось семнадцать лет,Ван Суй поручил ему расписать стены в святилище Лаоцзымяо в горахБэйманшань. Впоследствии У Цзунъюаня не только состоялся как успешныймастер фигуративной живописи, но и смог построить карьеру чиновника,дослужившись до должности ассистента Отдела природопользования Юйбуюаньвайлан (см. §2.1–2.2).В эпоху Северная Сун также была распространена практика, когдахудожники и ученые жили на материальном содержании у своихпокровителей302. Каллиграф и мастер архитектурной живописи Го Чжуншу впериод своих странствий и скитаний пользовался гостеприимством своегознакомого, генерала Го Цунъи (909–971). Чиновник часто приглашалхудожника в горную беседку рядом со своей резиденцией в регионе Ци (совр.пров.
Шэньси). Там Го Чжуншу мог свободно заниматься творчеством. Пословам Го Жосюя, каждый раз, когда Го Чжуншу гостил у генерала, передним «расстилали шелк, по двум сторонам ставили кисти и тушь; проходилонескольку лун – вдруг в состоянии хмельного вдохновения [он] писалкартину. Он мог изобразить только в одном углу далекие горы и нескольковершин, но господин Го [все равно] любил ее как драгоценность» [Записки оживописи… , 1978, с. 63]. Во второй половине XI в. большим покровителемхудожников был сановник Тун Ши. Согласно каталогу Сюаньхэ хуапу, он«любил коллекционировать картины, и в одно время прославленные мастераИ Юаньцзи, Го Си, Цуй Бай и Цуй Цзюэ часто проживали у [него] дома,302Данная форма покровительства была особенно популярна среди богатых купцов XIX в.в Янчжоу.
Постоянными гостями и жителями резиденций янчжоуских купцов былилитераторы, поэты, каллиграфы и художники. Подробнее см.: [Hsü, 2001, p. 72–76, 80–81].174чтобы снабжать себя необходимым» 303 . Анализ источников показал, чтопокровительство влиятельного лица помогало художнику решить насущныевопросы крова и пропитания и получить доступ к карьере чиновника.Перейдем, наконец, к вопросу о статусе художника в городской культуре ипостараемся ответить на вопросы, как художник относился к живописномутворчеству и как он позиционировал себя в отношениях с заказчиком.3.4 Взаимоотношение художника и заказчикаАнализ отношений творца с заказчиком подводит нас ближе кпроблеме статуса художника в городской культуре.
Как следует из анализа впараграфах 3.2–3.3, произведения живописи современных художниковвысоко ценились в среде знаков и коллекционеров искусства. Не углубляясьванализкритериевпроизведенияоценкивиртуозныхживописи,художниковдостаточноценилизаотметить,высокийчтоуровеньтехнического исполнения. Работы современных художников были предметомколлекционирования – их хранили как «редкостные сокровища» (чжэнь-вань珍玩), «редкие», «величайшие драгоценности» (чжэнь-бао 珍寶, чжи-бао 至寶 ).Трудхудожника-виртуозавысокооплачивался–наработыпрославленных мастеров были готовы обменять нефрит и золото (вбуквальном или переносном смысле). Благодаря расширению кругавлиятельных коллекционеров и заказчиков в эпоху Северная Сун (см. §3.2),талантливые художники имели возможность зарабатывать своим ремеслом иповысить престиж своей профессии в целом.
Мастера, заслужившиерепутацию среди знатоков и коллекционеров, могли позволить себе большуютворческую свободу. Они могли позволить себе более избирательновыбирать покупателя своих произведений, самостоятельно определятьсодержание работ или подходящий момент для их выполнения. Из303Сюаньхэ хуапу (цз. 12): “ <…> 雅好藏畫,一時名手如易元吉、郭熙、崔白、崔愨輩,往往資給于家,以供其所需。” [Cюаньхэ хуапу, 2000].175источников следует, что художники охотно писали для представителейобразованной интеллигенции, многие из которых были искушеннымизнатоками искусства, способными оценить мастерство живописца подостоинству. Вместе с тем отношение художников к богатым и влиятельнымзаказчикам было неоднозначным.
Известно немало примеров, когдапрофессиональные живописцы относились к клиентам пренебрежительно,затягивали с выполнением заказа или вовсе отказывались рисовать попросьбе частного лица 304 . Согласно Лю Даочуню, сычуаньский художникЧжао Чан приобрел такую популярность среди коллекционеров, что могпозволить себе не писать по заказу: «Местные чиновники наперебой[пытались] приобрести его рисунки, [однако] Чан не хотел легко[расставаться] с ними, поэтому обладатели [его работ ценили] их, какредкостное сокровище» (см. прил.
1, № 82). Приобретя славу в Кайфэне, онвернулся в Сычуань уже известным художником и в престарелом возрастевыкупил все свои работы, имевшиеся на местных рынках. Мастерфигуративной живописи У Цзунъань, по словам Лю Даочуня, не часто писалдля других: «Хотя знатные люди и прославленные сановники каждый деньприходили к его воротам, упрашивая его утрудить себя, [он] никогда несоглашался» (см. прил. 1, № 6). Владелец столичной чайной лавки по имениГао десять лет отправлял именную карточку У Цзунъюаню с просьбойнаписать для него свиток с изображением Бодхисаттвы. Художниксогласился, но откладывал работу три года, а когда закончил свиток,обнаружил, что купец уже скончался. Вместе с тем известно, что УЦзунъюань подарил свой рисунок «Бодхисаттва, отгоняющая беды»министру Чжан Шисюню на юбилей.
Сановник повесил свиток в своейрезиденции и очень дорожил им. Принципиальностью в выборе заказчиков304Исследователи сунской культуры, к сожалению, не располагают документами, вкоторых бы описывались условия договоренности между заказчиком и художников.Примеры переписки и заверенных соглашений между этими сторонами можно найти вистории западноевропейского искусства. См.: [Baxandall, 1988, p. 3–4, 6].176также отличался художник Департамента живописи Гао Кэмин. Когда кто-тоиз властных и влиятельных мужей выпрашивал у него рисунки, онотказывался продавать их под предлогом, что не может выполнить заказ.Богатый купец из Хуайхая по имени Чэнь Юн однажды готов был заплатитьГао Кэмину сто тысяч монет за свиток «Весеннее пробуждение дракона изспячки», однако художник ответил, что плохо знаком с купцом и отказалсяпродавать свою работу.
При этом Гао Кэмин охотно раздавал свои работыприятелям. По словам Лю Даочуня, «если кто-то из друзей хотел посмотреть[рисунки Гао Кэмина], он с радостью давал ему [свою работу]. Средихудожников только Кэмин любил справедливость, забывал о выгоде и имелуступчивый характер» (см.
прил. 1, № 43). Данные эпизоды свидетельствуюто том, что прославленные мастера, работавшие в Кайфэне, высоко ценилисвой труд и были более независимыми в выборе заказчика, чем придворныеживописцы.Иначе относились к живописному творчеству художники из средыобразованной элиты. Ярким примером служит биография Ли Чэна,прославившегося в пейзажной живописи. Как было отмечено в параграфе 1.2,он происходил из знатного аристократического рода, члены которого былипотомками правящей дома империи Тан (618–907). По словам Дэн Чуня, ЛиЧэн несколько раз участвовал в государственных экзаменах на должностьчиновника, но не смог преуспеть в них [Дэн Чун, 2004, с.
410; Bush, Shih,2012, p. 133] 305. В возрасте около тридцати-сорока лет он приехал в Кайфэнпо приглашению своего земляка Ван Пу 王朴. Последний занимал высокие305Существуют и другие трактовки биографии Ли Чэна. Согласно К.Ф. Самосюк, «Ли Чэнпроисходил из знатной семьи ученых-конфуцианцев, сдал государственные экзаменына степень цзиньши <…>, занимал высокий пост при дворе императора, был награждензолотой печатью на пурпурном шнуре» [Самосюк, 1978, с.
32]. Согласно Н.А.Виноградовой, Ли Чэн вошел «в состав реорганизованной Сунской династиейАкадемии живописи», т. е. служил придворным художником в Департаменте живописивместе с профессиональными живописцами [Малая история искусств… , 1979, с. 99].Наш анализ опровергает данное замечание.177должностипридвореПозднейЧжоу(951–960)ибылнамеренпорекомендовать Ли Чэна на службу, однако, когда Ли Чэн приехал встолицу, Ван Пу скоропостижно скончался.
После неудачной попыткиустроиться на службу Ли Чэн спустя некоторое время покинул столицу ипрожил последние несколько лет своей жизни на содержании управляющегообластью Чэнчжоу Вэй Жуна (905–973), который был большим ценителемего искусства [Ли Юйминь, 2000, с. 61]. Согласно разным биографическимисточникам, Ли Чэн скончался в одной из местных питейных лавок отпьянства в возрасте сорока девяти лет [Ван Бичжи, 2006, с.