Диссертация (1155485), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Однако в этом случае сторона,применявшая кровную месть, обязывалась представить доказательстваправомерности осуществления расправы над убийцей. Если потерпевшаясторона обращалась к содействию органов власти, убийцу выдавали в рукимстителей, предложив последним взять «цену крови». Скрывавшегосяубийцу органы власти разыскивали и предоставляли все средства канлы,самому отправившемуся для розыска кровника.В Имамате, по сведениям А. И. Руновского, была одна особенностьканлы (лицо, по отношению которого осуществляется кровная месть) ‒ онмог бежать за пределы Имамата на равнинную часть Дагестана.
Вместе стем следует признать весьма радикальным изменением, ограничивающимРуновский А. И. Кодекс Шамиля // Военный сборник. СПб., 1862. Т. 23. С. 343−344.См.: Рамазанов А. Х. Шамиль. Исторический портрет. Махачкала, 1990. 96 с.;Рамазанов Х. Х. Колониальная политика царизма в Дагестане в первой половине XIXвека. Махачкала, 1996. 40 с.; Его же.
Эпоха Шамиля. Махачкала, 2004. 342 с.24524698произвол частных лиц, обязательное соединение мести с судом, так какотсутствие предварительного решения требовало после осуществлениякровной мести санкции суда. Отчетливо проявилось стремление полностьюпридатьпубличныйхарактермести,наказаниезапреступлениепревращалось из частного дела виновной и потерпевшей сторон в предметпубличного вмешательства. Выполнение этой задачи, несмотря на еекрайнюю актуальность, в тех условиях было невозможно ввиду глубокоукоренившихся воззрений народа о справедливости самосуда как средствазащиты личных прав.
В целом установления, регулировавшие кровнуюместь,несомненно,носилипрогрессивныйхарактерисыгралинемаловажную роль в ослаблении принципа кровной мести.Имамом Шамилем был запрещен адат, согласно которому, еслимужчина прикасался к руке либо к лицу посторонней женщины, то такаяженщина считалась опозоренной. Для мужчин, совершивших подобныедействия, назначалось наказание в виде тюремного заключения сроком натри месяца либо денежный штраф. Таким образом, статус женщины сталболее защищенным и огражденным от недостойного поведения мужчины. Всвоих воспоминаниях секретарь Шамиля Гаджи-Али писал, что благодаряразличным мерам, которые предпринимались в то время Шамилем,происходило слияние общества в один народ, прекращались враждебныемежродовые отношения и народ был готов к исполнению всех приказовимама247.Низам Шамиля оказал заметное влияние на развитие основных понятийуголовного права. Отличительной особенностью уголовно-правовых нормнизама по сравнению с существовавшими в предшествующий периоднормамиявляласьотносительночеткаядифференциацияпонятияпреступления как противоправного деяния, запрещенного низамами подстрахомуголовнойкары.УстановленияШамиля,врядеслучаевсформулированные на достаточно высоком технико-юридическом уровне,247См.: Магомедов Р.
М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992. С. 45.99нередкораскрывалихарактеристепеньобщественнойопасностисоответствующих преступных деяний.Нормы низама были составлены по определенной логическойструктуре и в большинстве из них можно различить все три элемента ‒гипотезу, диспозицию и санкцию.Если раньше под преступлением большей частью понимался вред,причиненный частному лицу, то теперь преступление – это вред,причиненный обществу и государству.У горцев не было понимания преступления как деяния, направленногопротив публичных интересов и деятельности публичных органов власти иуправления. Преступления против публичной власти Имамата считалисьочень серьезными.
Посягательства против правящей верхушки в видевосстаний и других действий, реально опасных для интересов общества,обычно вызывали репрессии.ВНизамеШамиляболеепоследовательноиглубже,чемвпредшествующий период, проводится воззрение на преступление как надействие, причиняющее материальный, физический или моральный вред нетолько частному лицу, но роду, обществу в целом, интересам публичнойвласти.Исключительно важная роль, которая придавалась Шамилем прочностипубличной власти и строжайшему выполнению населением ее предписаний,обусловилаустановлениезначительноболееразвитойсистемыпреступлений против публичных интересов.
Расширился круг действий,признаваемыхпреступными,атакжеподверглосьсущественномупересмотру содержание ранее известных видов преступления.Руководствуясьмыслью,чтодляуспешноговедениявойнынеобходимо устранить из горского быта все, что ослабляет воинский духнарода, Шамиль своим низамом «Запрещения» отнес к числу преступленийкурение и нюхание табака, игру на музыкальных инструментах, танцы. Этидеяния в шариате не были запрещены в категорической форме. Однако не100было единого мнения по данному вопросу и у авторитетных духовных лиц.Также запрещались всякая роскошь и спиртные напитки248.Телесныеипозорящиенаказанияприменялиськлицам,предававшимся музыке, танцам и песням. Строго наказывалось пьянство.Как отмечал Н.
А. Смирнов, если по шариату пьянство наказывалось 40палочными ударами, то по законам Имамата за этот же порок назначалосьтакое количество ударов, что наказание нередко приводило к смертельномуисходу249. В своих показаниях прапорщик Орбелиани, находившийся вплену у горцев, утверждал, что за употребление вина и водки или другихкрепких напитков положено было лишать жизни250.Шамиль применял строгие наказания за отклонения от установленногоим спартанского режима. За нюхание табака виновному посредствомбечевки, продетой через ноздри, подвешивали табакерку, за курение —трубку. Помимо этого виновные подвергались кратковременному арестуили палочным ударам.В период правления Шамиля преступлением считалось быть холостым,так как шариат вменял в обязанность жениться. Шамиль строго следил заисполнением сего указания.
Когда юноша или девушка достигали зрелоговозраста (по шариату 12−15 лет), они обязаны были немедленно вступать вбрак, в противном случае подвергались тюремному заключению и сверхтого обязаны были уплатить штраф251.По некоторым преступлениям вина детей распространялась и народителей. Так, «…в селе Дарго была утоплена одна женщина за развратноеповедениесвоейдочериипоследняянеосталасьбезнаказанной,подверглась еще более строжайшему наказанию, по крайней мере, вСм.: Массэ А. Ислам. Очерк истории.
М., 1963. С. 137.См.: Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI–XIX вв. М., 1958. С. 118.250Центральный государственный военно-исторический архив. Ф. 846. Оп. 16. Т. 2. Д.6478. Показания подпоручиков князя Орбелиани и Ананова и рядового Загорского,бывших в 1842 г. в плену у Шамиля. Л. 160.251Там же. Л. 160.248249101понимании туземцев, она была умерщвлена особой казнью»252.Весьма опасным преступлением, посягающим на публичные интересы,считалось фальшивомонетничество.
За изготовление фальшивых русскихмонет Шамиль поначалу ограничивался конфискацией у виновных орудий иразличных приспособлений, запретив эти действия под страхом строгогонаказания. Так как мера искоренения фальшивомонетничества оказаласьмалоэффективной, Шамиль издал специальный низам «Фальшивая монета»,в котором за изготовление фальшивых монет устанавливалась смертнаяказнь.А. И.
Руновский писал: «Помимо ответственности непосредственновиновника, Шамиль, отбирая фальшивую монету, уничтожал ее, возлагалудовлетворение жалобщиков на тех, от кого они получали монеты,независимо от того, что и те могли быть обмануты»253.В письме от 27 марта 1857 г. к наибу с требованием наказатьфальшивомонетчиковпреступления,Шамиль,рассматриваетподчеркиваяопасностьфальшивомонетничествоэтогокаквидамятежиобязывает наиба уничтожить все инструменты и формы.
Поскольку с началаКрымской войны (1853−1856 гг.) смертная казнь в Имамате была отмененапо всем делам, за исключением шпионажа, Шамиль требовал прекратитьдеятельностьфальшивомонетчиковподугрозойчленовредительныхнаказаний254.В Низаме Шамиля упоминаются и воинские преступления. В«Положении о наибах» и низаме о наказаниях, коим подвергаются сотенныеначальники, десятские и рядовые, принятых в 1847 г., содержится описаниевоинских правонарушений, совершение которых не требовало меруголовного наказания.Центральный государственный военно-исторический архив. Ф. 846.
Оп. 16. Т. 2. Д.6478. Показания подпоручиков князя Орбелиани и Ананова и рядового Загорского,бывших в 1842 г. в плену у Шамиля. Л. 160.253Руновский А. И. Кодекс Шамиля. Т. 23. С. 379.254См.: Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50-е годы XIX века (ДГСВК).Сборник документов. Махачкала, 1959. С. 665.252102Как самое тягчайшее преступление, караемое смертной казнью иконфискацией имущества, рассматривалась измена существующей власти.По форме изменнических действий предусматривалась ответственность зашпионаж и побег к неприятелю.
Называя изменников проклятыми людьми,Шамиль утверждал: «Им лучше находиться в земле, чем на ней». В Чечне,кроме самого изменника, несли ответственность двое поручителей, скоторых взыскивалось по 50 рублей серебром с каждого255.Наряду с действиями против установленных порядков несениявоинской службы в названных выше актах регламентации подверглись инекоторые должностные преступления.В основу системы воинских преступлений были положены требованиябезусловного выполнения приказаний имама или его поверенного,соблюдения строжайшей дисциплины и беспрекословного подчинения послужбе нижестоящих вышестоящим.За неповиновение старшему мера наказания зависела от конкретныхобстоятельств.