Диссертация (1155485), страница 19
Текст из файла (страница 19)
По адатам Даргинского округа238 штраф увеличивается в 2раза во всех правонарушениях, когда порча имущества произошла в мечети,на мельнице, гумне или пашне. Человек, обвиненный в порче чужойсобственности, возмещал хозяину ущерб, а кроме того, выплачивал в пользусельской общины штраф в виде одного быка. Такой же штраф взимался заумышленную потраву239.В Дагестане обычным последствием воровства являлось возвращениепохищенного или его стоимости, поэтому неизбежно заключение, чтоотношение адата к вору ничем не отличалось от того положения, как тот жеобычай относился к неисправному должнику. По адатам даргинскихобществ, северных и южных округов Дагестана должник должен уплатитьСм.: Ковалевский М.
М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. С. 301.Адаты Даргинского округа / под ред. И. Я. Сандрыгайло. Тифлис, 1899. АдатыДагестанской области и Закатальского округа. Судоустройство и судопроизводство вчастях Кавказского края военно-народного управления. С.
67.239В одном только Каракайтаге зашедшая в сад скотина резалась и поступала в пищувсего общества.23723893лишь занятую им сумму. Большинство дагестанских адатов говорят оличной ответственности относительно воровства, поджога. В отдельныхобществах прослеживаются следы более древнего воззрения, по которомупотерпевшийвправебылждатьвозмещениясвоихубытковотродственников лица, причинившего их.Следует отметить, что для тухумной организации Дагестана былахарактерна круговая ответственность родственников, такое положениедлилось на протяжении долгого времени, вплоть до конца XIX в.
ВКаракайтагекруговаяответственностьродственниковвслучаяхпреступления против имущества была занесена в постановления уцмияРустем-хана. Родственникам предоставлялось право убить представителясвоего рода, совершившего преступление. Но в случае, если виновныйоставался в живых, то ответственность за все его проступки полностьюперекладывалась на родственников240. Круговая порука родственников вовсех случаях нарушения чужого имущественного интереса известнаобычному праву и других кавказских народностей.Изучая древнегерманское право, Г. В.
Мальцев пишет: «В конфликте,как правило, затрагивались не просто личные интересы индивидов,считавших себя пострадавшими от действий другой стороны, но делокасалось родовой чести – понятия с абстрактным и объективнымсодержанием, которое в условиях язычества и культа предков не могло неиметь сакрального значения»241.Проводя аналогию с традиционнымправом дагестанского общества, можно отметить сходство в характереответственности за конфликт: оскорбляется весь род пострадавшего, чем иобъясняется круговая порука, которая была повсеместно распространена.Таким образом, можно сделать выводы:− основные виды преступлений в традиционном обществе Дагестана вначале XIX в.:240241против личности – убийство, поранение, тайноеСм.: Ковалевский М. М.
Закон и обычай на Кавказе. Т. 2.Мальцев Г. В. Культурные традиции права. М., 2016. С. 150.94детоубийство,причинениесмертичеловекуживотным(субъектомпреступления выступал хозяин животного), драка; против собственности –кража, грабеж, поджог; противонравственные − изнасилование женщины,иные посягательства на честь женщины;− самыми распространенными видами наказаний в традиционномобществе Дагестана в начале XIX в. являлись: изгнание из тухума, села;система композиций (штрафы); конфискация имущества;‒ не проводилось различия по степени ответственности между некоторымивидами преступлений: воровством, грабежом, мошенничеством;‒ квалифицировались составы преступления: кража в святом месте иливнутри своего тухума;‒ главной целью разрешения уголовно-правового конфликта быловозмещениевреда,выражающеесявоплатештрафа,конфискацииимущества;‒параллельнососуществовалиличнаяответственностьлицазасовершенное преступление и как пережиток прошлого ‒ круговаяответственность;‒ был повсеместно распространен институт кровной мести.
Поводами длякровомщения могли служить любые преступления, даже незначительныепроявления нарушения общественного строя, жизненного уклада.2.2. Особенности регулирования конфликтов в уголовно-правовойсфере в период Имамата Шамиля (1829−1859 гг.)Власть в Имамате носила жесткий характер, это отразилось и насоставах преступлений и наказаниях за них.Сильнее всего влияние шариата на обычное право горцев Дагестанастало сказываться в период правления Шамиля, который активно этомусодействовал. Но все же создать общество, в котором отношениярегулировались бы мусульманским правом, было невозможно.
Обычное95право глубоко проникло в систему общественных отношений, хотя ислам вДагестане и занял сильные позиции. Даже имам Шамиль ироничноутверждал: «Скорее горец отступится от ислама, нежели от своего обычая,хотя бы это был обычай ходить без рубахи»242. Горцы продолжали судиться ирешать спорные вопросы по адатам.
За шариатом оставались гражданскоправовые и семейные дела243.Наказания за различные преступления горцы приводили в исполнениепублично, так делалось до и во время Кавказской войны. Эти действияносили назидательный характер, являясь способом предотвращения новыхконфликтов уголовно-правового характера. Имам Шамиль часто применялнаказания «чернением лица». Этот вид наказания заключался в том, чтовиновника обмазывали сажей и демонстративно водили по селу, чтобы надним потешались, вызывая тем самым чувство неловкости и стыда унарушителя.
Эта мера наказания вызывала назидательный эффект длявиновного и всех окружающих. Учитывая высоконравственные устоигорцев, трудно представить душевное состояние наказуемого.Такая мера наказания отсутствует в шариате, что свидетельствует о том,что в Имамате сохранялись отголоски адатных положений. Также в Имаматеповсеместноприменялисьнаказания«бечеванием».Согласноэтомунаказанию краденую вещь, если позволяли ее размеры, нанизывали набечевку-нить. В целях назидания другим виновному вдевали бечевку вноздрю на какое-то определенное время. Обычно такие наказанияосуществлялись публично и демонстративно в присутствии огромногоколичества людей, например после пятничного намаза, при массовомскоплении людей.Решения о виновности или невиновности в основном выносилипредставители духовенства.
Муллы, кадии провозглашали вердикты даже вЦит. по: Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХVII – начале ХIХ в.М., 1988. С. 155.243См.: Там же. С. 155.24296случаях рассмотрения спорного дела по адату.Придавая большое значение ограничению кровной мести, уносившеймного жизней, Шамиль принял постановления, устанавливающие строгоопределенные правила кровомщения, соблюдение которых было поставленопод контроль органов власти.Законодательные нормы Шамиля прежде всего сузили круг дел,допускавших кровную месть, она могла применяться только в случаяхубийства.
Все остальные преступления, вызывавшие раньше кровную месть,преследовались властью Имамата Шамиля в судебном порядке. Такимобразом, происходило усиление публичной власти.Альтернативойкровнойместисталоденежноевозмещениеродственникам убитого ‒ «цена крови». Шамиль неоднократно склонялродственниковубитогококончаниювраждызасоответствующеевозмещение с убийцы и его родственников.
Размер возмещения установитьне удалось. По свидетельству А. Руновского, «цена крови» была одинаковадля любого пола, возраста и звания244. В случае, если убийца не соглашалсяили не имел возможности уплатить «цену крови», его передавали в рукимстителя, который лишал его жизни. Закон не допускал каких-либоисключений из этого правила.Согласно предписаниям Шамиля, отдельные виды убийств невызывали кровной мести или преследования со стороны государственнойвласти.
Так, в низаме «Драка» было установлено, что «в случае смерти,причиненной во время драки человеку, пришедшему для этого в чужой дом(вообще в чужое владение), хозяин его освобождается от всякой ответственности. И если родственники убитого начнут мстить за его кровь, то самиони обратятся в убийц, подлежащих преследованию закона и мщениюродственников убитого ими человека.
Равным образом, если в драке будетубит хозяин дома или кто-либо из домашних, тогда убийца долженподвергнуться мщению родственников убитого даже при содействии прави244См.: Руновский А. И. Записки о Шамиле пристава при военнопленном. СПб., 1860. С. 17.97тельства,есливстретитсявтомнадобность»245.Такимобразом,предусматривалась некоторая защита и гарантия для лиц, в чьи жилищапроникали посторонние люди с целью драки.В тех случаях, когда право кровомщения принадлежало малолетним(по шариату до 14 лет), Шамиль строго обязывал их воспитателей внушитьмалолетним желание окончить дело миролюбиво.
Ответчики также должныбыли приложить все усилия в этом направлении, а для того, чтобы они неуклонились от ответственности, был установлен бдительный надзор органоввласти Имамата.Как свидетельствуют источники, в период правления Шамиля резкосократилось число случаев кровной мести и соответственно увеличилоськоличество дел, закончившихся примирением за условную плату246.Несмотря на усилившуюся роль органов публичной власти в контроле ирегулировании кровной мести, родственники убитого имели право мститьубийце или получить с него плату за убийство без участия государственнойвласти, которую в центре осуществляли имам и диван-хана, а в наибствах ‒наибы, в аулах ‒ кадии и муфтии.