Диссертация (1155485), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Далгат написалспециальное письмо наместнику Михаилу Николаевичу, в котором просилЗакон от 15 июня 1912 г. «О местном суде» // Полное собрание законодательстваРоссийской империи. Собр. 3-е. Т. 32. Отд. 1-е. Закон № 37328.177См.: Немытина М. В. Суд в России: вторая половина XIX − начало XX вв. :монография. Саратов, 1999. С. 241.17666приостановить проведение реформы, а именно отложить введение русскихписарей, так как среди местного населения практически нет подходящих лиц.Писари тоже выражали недовольство, им было сложно находиться в области,не зная местных языков, а местное население, даже судьи и старшины, незнало русского языка. В силу этого М. Далгат проявил инициативу,предложивввестиприДагестанскомнародномсудекурсыпродолжительностью в три года.
Целью таких курсов была подготовкаписарей, обучение их русскому и арабскому языкам. После этого можнобыло бы приступить к переводу всех судебных решений и других актов,хранившихся в архиве окружных управлений, с арабского на русский язык178.И все же это начинание к лету 1914 г. было отменено.Единственное преобразование, проведенное в этой области, – отменазависимых отношений поселян к бекам, которые сохранялись в ряде округов,и введение института мировых посредников.
Лишь 7 июля 1913 г.ГосударственнаядумапринялаЗакон«Опрекращенииотношенийзависимых поселян и беков Дагестанской области и Закатальского округа икешкелевладельцам и об учреждении в сих местностях установления покрестьянским делам»179 после многолетних крестьянских протестов ивыступлений, перешедших в конце XIX – начале ХХ в. в открытые волнения.Отношение российских военных властей Дагестана к обычному правуменялосьнеоднократно.ВпериодвластвованияЕрмоловаиегопоследователей оно было крайне негативным. В 1840 г. были совершеныпопытки замены адата и шариата имперским уголовным законодательством.Общероссийские гражданские суды были введены в г. Дербенте, с.
Кайтаге,с. Табасаране. Однако местное население продолжало тайно судиться поадатам. Исключение составлял г. Дербент, где с 1806 г. существовалоСм.: Рукописный фонд. Ф. 1. Оп. 1. Д. 109. Л. 16 −16 а.О прекращении отношений зависимых поселян и беков Дагестанской области иЗакатальского округа и кешкелевладельцам и об утверждении в сил местностяхустановления по крестьянским делам от 7 июля 1913 г. // Полное собраниезаконодательства Российской империи. Собр. 3-е.
Т. 33. Отд. 1-е. № 39734.17817967комендантское управление. В Положении об управлении Дагестанскойобластью устанавливалось, что местное население управляется «понародным обычаям и особым постановлениям», а суд осуществляется поднаблюдением местной военной власти по адату, в некоторых случаях пошариату и по особым постановлениям, постепенно вводимым согласноопыту и потребностям180.Компетенции окружных словесных судов подлежали все гражданскиеиски и тяжбы, причем те из них, которые не превышали 200 рублей,разрешались окончательно, а высшую сумму с правом апелляции – дела оворовстве, грабежах, ссорах, драках, увозе женщин, убийствах и насилиях;по несогласию между мужем и женой, родителями и детьми; порелигиозным делам181.Н.
М. Корнева выделяет 4 типа местной юстиции, к одному из которыхотносится Дагестан в составе Северного Кавказа. Автор отмечает, что вЗакаспийской области мировые судьи назначались от правительства. Судприсяжных на Кавказе так и не был введен182.В конце 1912 г. сенатор Н. М. Рейнке представил в Министерствоюстиции «Проект основных положений о новом устройстве судебной частидля горского населения областей Кубанской, Терской, Карсской, Батумской,Дагестанской и округа Закатальского». Н. М. Рейнке, тщательно изучившийсостояние судоустройства в Кавказском крае, в связи с введением новыхсудебных учреждений писал: «Основная точка зрения закона на горские инародные суды, как на учреждения временные, определенно выражена в ст.761 законов судопроизводства гражданского, в которой отмечается, чтогорскиесудысохраняютсявременно,взависимостиотуспехаСм.: Проект Положения об управлении Дагестанской областью // Акты, собранныеКавказской археографической комиссией.
Т. 12. С. 434.181См.: Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанскогонаучного центра РАН. Д. 2508. Записка о преобразовании военно-народного управленияКавказского края. Л. 17.182См.: Корнева Н. М. Политика самодержавия в области судоустройства исудопроизводства (1881−1905 гг.) : дис. ... канд.
ист. наук: 07.00.02. Л., 1990. С. 59–60.18068гражданственности. Поэтому в местностях, занимаемых горским населением,определение времени введения мировых учреждений, на одинаковыхоснованиях с занятыми русским населением местностями, представленоусмотрению наместника»183.По мнению Н.
М. Рейнке, действовавшая на тот момент судебнаясистема была недостаточно организована. Нечетко была определенаподсудность,недостаточнопрописанпорядоксудопроизводства.Упредседателей судов зачастую отсутствовали юридические навыки.Сенатор Н. М. Рейнке предлагал упразднить систему «народных судов»и передать все дела в ведомство мировых судей и общих судов, действующихв Кавказском крае, чтобы при этом все гражданские споры первоначальноразбирались с согласия сторон особым «третейским присутствием» во главе смировым судьей в составе двух депутатов по выбору населения и ссодержанием за его счет184. В официальной газете «Дагестанские областныеведомости» в статье «Еще о горских судах» подчеркивалось, что введение«Проекта основных положений о новом устройстве судебной части длягорского населения областей Кубанской, Терской, Карсской, Батумской,Дагестанской и округа Закатальского», предложенного Н.
Рейнке, «надопризнать неудачным», так как вся жизнь горцев регламентируется адатом «вовсех ее многочисленных проявлениях» и горцы как народ «традиционный иконсервативный <...> долго еще будет отвращаться от всего, что выходит изкруга привычных ему условий жизни»185.По убеждению Н. Рейнке,введение российских уголовных законов будет происходит совсем непросто,так как эти законы во многих случаях противоречат адатам. Необходимо неупразднять адатные суды, а «лишь устранить» их недостатки и составитьподробные и точные инструкции о порядке производства дел.Против такой позиции властей резко выступила газета «ЗаряРейнке Н.
М. Горские и народные суды Кавказского края // Журнал Министерстваюстиции. СПб., 1912. № 2. С. 49.184Там же. С. 9.185Дагестанские областные ведомости. 17 августа 1914.18369Дагестана». В статье, опубликованной в феврале 1912 г., отмечалось, что,если предоставить горцам «элементарные условия гражданского бытия» –правосудиевместоадминистративногоусмотрения,школы,земство,неподкупную администрацию – и уничтожить зависимые отношения сбеками, возникшие при «попустительстве и благосклонном содействиирусскойвласти», тогда обычай кровной местии другие адатныепротиворечия с российским уголовным правом исчезнут сами по себе186.Обсуждение проекта сенатора Н.
Рейнке состоялось на специальномсовещании, проведенном в столице Терской области г. Владикавказе в январе1913 г. по инициативе кавказских депутатов IV Государственной думыМ. Далгата и М. Караулова187.Участники совещания высказались за введение суда присяжных, заподнятие образовательного ценза судебных переводчиков и увеличение ихсодержания, а также за законодательное закрепление по ряду гражданскихдел «некоторых институтов обычного права», установление в судебномпроцессе права применения обычая и допустимости свидетельских показанийпо присяге. Члены совещания выступили против создания третейскихприсутствий и вмешательства мировых судей в шариатские дела, аголосовали за установление для кадиев вышестоящей инстанции «духовныхправлений» и изъятие из шариатского процесса наследственных дел.
Былорешено, что судебная реформа возможна только после введения земскогосамоуправления188.Таким образом, судебная реформа 1864 г. так и не была распространенана Дагестан в полной мере. Здесь действовал Устав о наказаниях, налагаемыхЗаря Дагестана: еженедельная общественно-политическая и литературная газета / ред.изд. С. И. Габиев. СПб., 1912−1913. № 8.187См.: Шапиев С.
М., Исмаилов М. А. Земская реформа в Дагестане: особенности иосновные этапы // Гражданин. Выборы. Власть. 2014. № 3. С. 110−123.188См.: Шапиев С. М., Исмаилов М. А. Указ. соч. С. 110−123.18670мировыми судьями189. В Дагестане отсутствовала достаточная подготовканаселения к восприятию правовых принципов, положенных в основуСудебных уставов. Вопрос о порядке обжалования и пересмотра приговоровоставался в Дагестане не урегулированным.Жалобы на решения и приговоры судов первой инстанции приносилисьв окружные суды (созданные в Дагестане и служившие вышестоящейинстанциейдлясельскихсудов),которымичастовыносилисьнеокончательные решения. Дагестанский народный суд выносил постановления, представляемые на рассмотрение военного губернатора области.Каждое решение этого суда могло быть обжаловано.Апелляционные жалобы на решения приговоров, которые должен былрассмотреть военный губернатор, в большинстве своем попадали наусмотрение чиновника канцелярии: «Юридическая санкция приговоровпринадлежит начальнику области, а кому она принадлежит фактически, −писал Н.
М. Рейнке, − знает всякий туземец, которому приходилосьапеллировать на приговоры горского суда»190.По признанию лица, рассматривающего жалобы, поступающие на имяначальника области, дела разрешались «как Бог на душу положит»191.В сентябре 1915 г. произошла смена высшего кавказского начальства.По причине болезни в отставку подал граф И. И.
Воронцов-Дашков. 1916 год вистории «военно-народного» управления в Дагестане оказался последнимгодом. В начале ХХ в. в отношении управления Кавказом в целом иДагестаном в частности были предприняты попытки изменить прежнююсистему. И. И. Воронцов-Дашков заявил, что эта система совершенно неотвечает ни общим государственным задачам, ни потребностям населения.Предполагалосьввестиорганыземскогосамоуправления,которыеУстав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года. С. 386−419 //Российское законодательство Х–ХХ веков : в 9 т. Т.
8: Судебная реформа / под общ. ред.О. И. Чистякова. М.,1991.190Рейнке Н. М. Указ. соч. С. 31.191Там же. С. 31.18971избирались бы населением и заботились о его нуждах.Деятельность народных судов отделялась от судебной системы России.Это было вызвано постоянным прямым контролем военной администрациейнад народными судами.Областной суд являлся составной частью судебной системы России,которая до реформы 1864 г.