Диссертация (1155485), страница 12
Текст из файла (страница 12)
генералу Головину было приказанорешать дела на основе местных обычаев150.Были предприняты первые попытки подчинения российским законамжителей Кайтага, Табасарана и магала151 Улусского, вызвавшие всеобщеенеудовольствие, переросшее в восстание всех дагестанских горцев152.Конечно, российская имперская власть не обошла вниманием ишариат, так как было очевидно, насколько серьезно народ следовалмусульманскомуправу,поэтомусчиталанеобходимымблизкоеознакомление с нормами шариата. Горское управление предлагало перевестинарусскийязыкположенияшариата,которымивтовремяруководствовались на Кавказе.
Для этого было предписано привлечь лиц,хорошо владеющих русским и арабским языками, или начать сотрудничествоЛеонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северногои Восточного Кавказа. Вып. 1. С. 23.150См.: Там же.
С. 20−21.151Магал − мелкая административная единица, состоящая из нескольких селений.152Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северногои Восточного Кавказа. Вып. 1. С. 24.14956с Казанским университетом, где преподавались восточные языки153.
Новаяадминистрация, удивляясь некоторым адатам, после вхождения Дагестана всостав Российской империи заявила, что с «теми понятиями, с темиобычаями, какие прежде руководили горцами и строили уклад их жизнидомашней и общественной, оставаться при русском подданстве нельзя:наступила пора волей-неволей во многом переиначиваться»154.Новая администрация вела политику внедрения российских законов вДагестан мудро, не применяя радикальных методов насаждения новых длягорского населения норм, сохраняя привычные для них положения адата ишариата и учитывая предшествующий малоуспешный опыт первых попытокподчинения российским законам жителей некоторых округов. Такимобразом, имперская власть сохраняла обычное право, но с расчетомпостепенно его видоизменить, надеясь в дальнейшем вытеснить полностьюадат.Составление общего свода сведений об адатах, собранных в отдельныхобластях, было поручено в 1845 г.капитану М.
М. Ольшевскому.Обобщение всех данных заняло два года. От местной власти былизатребованы дополнительные данные по программе, которую составилМ. М. Ольшевский. Это касалось вопросов о количестве калыма и размерештрафа за различные преступления.Таким образом, благодаря инициативе и настойчивости лиц, стоявшихво главе горского управления Кавказом, на протяжении 40-х годов XIX в.был собран целый пакет описаний адатов горских племен Кавказа.
Ксожалению, местное управление не успело решить основной задачи –составить достаточно полный свод сведений об адатах, который был быверным изображением сущности так называемого адата и мог бывпоследствии служить руководством начальству155.См.: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному правуСеверного и Восточного Кавказа. Вып. 1. С. 27.154Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868.
С. 4.155См.: Леонтович Ф. И. Кавказ. Адаты горских народов. Нальчик, 2010. Вып. 4. С. 3815357Во многих источниках заметно стремление имперской администрациипредпринять меры к «ограничению и ослаблению действия шариата»156.Такой подход и такое отношение оправдано, если оглянуться наисторию взаимоотношений Дагестана и Российской империи в первойполовине XIX в., особенно в период Имамата Шамиля. Учитывая авторитетдуховенства,егопредставителипривлекалиськрегулированиюобщественных отношений, – как писал С. Эсадзе, – «только в случаяхразрешения духовных вопросов»157.Ф. И. Леонтович полагал, что имперское правительство во многихделах становилось на сторону адата и таким образом стремилось вытеснитьшариат158.О соотношении адата и шариата писал и В.
А. Потто. По его мнению,возможность сближения адата с имперскими законами более вероятна. Этообъяснялось тем, что адат − разнообразный, бытовой закон, к тому женефиксированный, и в силу этого подвергался изменениям по приговорамобществ. А шариат − писаный организованный закон, устанавливающийединые правила для мусульман, которые чужды иноверцам. Далее авторподчеркивал, что уголовные дела решались по адату лишь в областивыявления виновного и установления смягчающих обстоятельств дляподсудимого159.При запрещении новой властью старых обычаев, например кровноймести, горцы выражали, как правило, недовольство. Для них обычай кровноймести был давней традицией. «Горцы смотрят на решения по убийствам какна нечто незаконченное и временное (по адату не свершившаяся месть хужеСм.: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией.
Т. 12. С. 1287; БержеА. П. Чечня и чеченцы // Кавказский календарь на 1860 г. Тифлис, 1859. С. 105.157Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказским краем : в 2 т. Тифлис, 1907.Т. 1. С. 175.158См.: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному правуСеверного и Восточного Кавказа. Вып. 1. С. 39.159См.: Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах ибиографиях : в 5 т. Ставрополь, 1994.
Т. 5. С. 170.15658позора), скорее, как на отсрочку, нежели наказание»160.Невзирая на трудности, российская имперская власть в XIX в.постепенно проводила изменения в правовом пространстве Дагестана,приспосабливаяадаткобщеимперскомузаконодательству,чтоиллюстрируют составленные сборники с четким определением адатов и ихклассификацией. Более того, учитывая этноконфессиональный характерДагестана, по каждому округу был составлен и прописан отдельный сборникадатов. В целом сборник был представлен под названием «АдатыДагестанской области и Закатальского округа»161. Этот сборник по сути былрекомендован при рассмотрении дел судами в Дагестанской области вовторой половине XIХ в.С созданием Дагестанской области была сделана попытка оставить всиле как адатные, так и шариатские порядки в регламентации общественныхотношений. По свидетельству Г.
Амирова: «Кадий решает дела по шариату, асудьи – по адату. Но в последнее время шариат и адат мало-помалу теряютсвое значение: жители весьма часто обращаются теперь к наибскому (наибчиновник) суду»162. Таким образом, появилась необходимость в новыхзаконах и такая востребованность возникла самостоятельно.В Инструкции для окружных начальников 1860 г. прописано правило,что суд по адату и шариату справляется по правилам, которые составляютсяпо мере накопления опыта и появления в них потребности.
«Что далосоставление правил для руководства местного управления и суда, наосновании адатов, по коим жили и судились горцы, и вручено былоокружным начальникам, представившим собранные ими материалы»163. Попоказаниям очевидцев, в конце 60-х годов ХIХ в. горские общества имелисборники адатов, по которым разбирались дела в народных судах, а вЛеонтович Ф.
И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северногои Восточного Кавказа. Вып. 1. С. 41.161Адаты Дагестанской области и Закатальского округа : в 2 т. Тбилиси, 1899.162Амиров Г. Среди горцев Северного Кавказа // ССКГ. Тифлис, 1873. Вып. 7.
С. 37.163Инструкция для окружных начальников левого крыла кавказской линии. Тифлис, 1860.16059необходимых случаях на народных собраниях «прочитывали» из книгподходящие к делам адаты.П. Г. Пржецлавский сообщает: «Для решения подлежащих разборусуда дел собраны к руководству сведения о существующих в каждомобществе, по преданиям, адатах, и внесены в книгу, хранящуюся приуправлении, вместе с книгою для записывания последовавших решений»164.Д. П.
Геворкьян писал о том, что в 70–90-е годы ХIХ в. в Петербурге иТифлисе прошла серия обсуждений вопроса о возможности преобразованиявоенно-народного управления165. Хотя на заседании Государственного советав июне 1882 г. было признано, что данная система управления носитвременный характер и подлежит постепенной замене общими губернскими иуездными органами власти, она продолжала функционировать.Все изменения в административном управлении Дагестаном незатронули его сущности и даже названия «военно-народное управление»: воглаве области был поставлен военный губернатор, отменено деление навоенные отделы, но сохранены округа, все чины администрации попрежнему состояли в ведении военного министерства. В конце ХIХ в. былиупразднены наибства и заменены на участки. Эта мера преследовала цельликвидации института наибов, которые не оправдали доверие властей послеучастия многих из них в восстании 1877 г.Ю.
Ю. Юнусов касательно формирования органов власти и управленияв Дагестане писал: «Устанавливая новую систему администрации, царскиевласти принимали во внимание, что в Дагестане нельзя управлять теми жеметодами, которыми пользовались в центральных областях империи, здесьнеобходимо учитывать местные условия. Так, горцы Дагестана непризывались к несению воинской повинности, а вместо этого облагалисьПржецлавский П. Г. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. Петербург, 1867.Т. 3. С.
143.165См.: Геворкьян Д. П. Создание и деятельность российской администрации в Дагестане(1860–1917) : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Махачкала, 1999. 209 с.16460денежным сбором»166. По мнению Ю. Ю. Юнусова, «…это нашло своевыражение и в организации судебной системы в Дагестанской области: всельской местности в основном были созданы так называемые народныесуды, основой деятельности которых являлись нормы адата и шариата, а вгородах учреждены должности мировых судей, обязанных руководствоватьсянормами и правилами судопроизводства, принятыми в Российской империи вцелом»167.М. А. Исмаилов, говоря о судебной системе Дагестанской области,подчеркивает, что администрация Кавказа придавала большое значениеорганизации системы судов в Дагестане, поскольку от этого во многомзависелуспехначатыхвданнойобластиадминистративныхпреобразований168.Положением об управлении Дагестанской областью от 5 апреля 1860 г.и Указом Императора Александра II об учреждении Дагестанской области иЗакатальского округа 18 июля 1860 г.169 был утвержден Дагестанскийнародный суд, ставший второй судебной инстанцией, и семь окружныхсловесных судов.
По этому Положению судопроизводство в Дагестанскойобласти осуществлялось:1) по военно-уголовным законам – в комиссиях военного суда,учрежденных при разных частях дагестанских войск;2) по общим законам Империи, уголовным и гражданским («сприменением их в потребных случаях к изъятиям, для закавказскихуроженцев постановленным») – в Дагестанском областном суде;3) по адату и шариату и по особым правилам, постепенносоставляемым на основании опыта и развивающихся в них потребностей.Юнусов Ю. Ю. Преступность в дореволюционном Дагестане и изменение ее характерапосле Октябрьской революции // Правоведение.