Диссертация (1155257), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Указ. соч.118необходимые для анализа и оценки исследуемых тенденций, былипредставлены в главе 2.Таблица 11Тематика энергодиалога между РФ и ЕС в российских и немецкихСМИ в период с 01.12.2002 по 01.12.2011228.Проблемная областьСтроительство газопроводаОсновные темы- хронология строительства- кадроваяМ. Варнига)политика(назначенияГ. Шредера,- финансовые аспекты (затраты и выгоды)- экологические аспектыГазовый конфликт междуРоссией и УкраинойПолитический фон- политический диалог между Москвой и Киевом- трения между РФ и Украиной по транзиту топлива- Критическая позиция Польши и стран Балтии- Выборы в ФРГСитуация на рынке газа- Мировой рынок нефти и газа- Газовый рынок в РФ- Газовый рынок в ЕвропеБизнес газовых компаний- Газпром- Компании-партнеры«Северного потока»«Газпрома»попроекту- Другие компанииТак, журналисты подробно освещают целый ряд тем, связанных сраскрытием области «Ситуация на рынке газа», таких как: газовый рынокстран Западной Европы, включая ФРГ (а также либерализация газа в ЕС,потребности Европы в газе, активизация российско-германского партнерствав газовой отрасли, перспективы диверсификации для ЕС и РФ, третийэнергопакет), альтернативы «Северному потоку» на европейском газовомрынке (газопроводы «Набукко» и «Южный поток»), ситуация на мировомрынке нефти и газа.
И, наконец, многоплановая тема газового рынка вДанный список тем мог бы послужить гипотезой для исследователя, готового проанализировать этот илианалогичный корпус текстов с помощью компьютерных технологий обработки текстовой информации, чтомогло бы позволить проанализировать интенсивность и частотность обсуждения тем, а также исправить идополнить предложенный нами список.228119России. В десятках публикациях журналисты в нескольких словах илиподробно и обстоятельно описывают его потенциал, нынешнее состояниегазотранспортной системы, привлекательность европейского рынка для«Газпрома», сложности, с которыми сталкивается экспортный монополист,запасы месторождений, экспорт российского газа.Например, журнал «Эксперт» от 01.12.2003 делает материал «Газоваяконсолидация» темой номера.
«На долю России в мировых разведанныхзапасах газа приходится более 20%. Однако добыть большую их частьвесьма трудно. Далеко не на всех открытых месторождениях сегоднярентабельно работать - газ залегает на больших глубинах и требуютсябольшие затраты по очистке его от примесей. Но главная трудность втом, что основные газовые месторождения страны находятся нароссийском Севере, далеко от газотранспортной инфраструктуры ицентров потребления», – информирует читателя автор, объясняя далее,каким образом «Газпром» планирует увеличить объемы добычи газа до 580590 млрд кубометров в 2020 году и затем до 610-630 млрд в 2030 году.Аналогичным образом многие ответвления имеют проблемные областибизнеса газовых компаний и политического фона, на котором ведутсяэкономические переговоры. Исчерпывающим наш список, естественно, неявляется: в когнитивной лингвистике есть понимание о неуниверсальностипонимания текста.
Неудивительно, что другой исследователь тех же текстовможет выделить другие ключевые темы – в зависимости от задачисследования, глубины понимания темы и своего личного прочтения.Весь круг тем можно в свою очередь, разделить и на две другие группы:это темы, связанные непосредственно с новостными событиями (в томчисле, с развитием этапов проекта газопровода) и темы, связанные с ужепрошедшими ранее событиями или же представляющие собой «фон», накотором ведется строительство газопровода. Такие неновостные темыобычно рассчитаны на уже имеющееся у читателя предварительное знание(например, о состоянии прав человека в России или о фигуре канцлера ФРГ120Герхарда Шредера) или же на восполнение лакун в этом знании.Подобноеразделениепозволяетсделатьвывод,которыйнампредставляется особенно важным.
Если новостные события: очередной этапстроительства или газового конфликта, броское заявление или некая инаяновая информация – освещаются одинаково добросовестно как российскими,так и немецкими журналистами, – то «неновостные» события оставляютжурналисту большую свободу выбора. Именно выбор «фона» длясообщения новости отличает заметки как немецких и русских коллег,так и материалы разных изданий между собой.Так, в материалах от 13-14 января 2009 года, когда из-за газовогоконфликта между Москвой и Киевом прекратились поставки российскогогаза в европейские стран, СМИ день за днем подробно освещали развитиеконфликта. Однако если сравнить материалы, вышедшие по одному и томуже поводу, можно заметить, что, хотя все три издания упомянули в качествеинформационного повода состоявшиеся 12 января в Брюсселе переговоры поурегулированию конфликта, второстепенные темы, которые затрагиваютжурналисты, разнятся от издания к изданию.
Например, SZ (14.01.2009)пишет о необходимости уменьшить зависимость от российского газа, аимеющиеся поставки поставить под международный контроль («Крадет лигаз Украина? Перекачивает ли Россия достаточные объемы газа?» –задается вопросом газета). Ъ (13.01.2009) сообщает об уже имеющихсявариантах диверсификации для европейских стран (например, поставки СПГв Грецию из Алжира). А FAZ (13.01.2009) оценивает возможный измененияпредложения цены на газ со стороны РФ, а также пишет о конфликте междуЕврокомиссией и Словакией по поводу возобновления Братиславой работыАЭС «Богунице» (для восполнения нехватки газа).Для иллюстрации этого тезиса и по итогам анализа публикаций мысоставили две графосемантические модели, представленные на рис.
14 и 15.При этом, располагая тематические компоненты на графической плоскости,мы зафиксировали с помощью соединительных линий смысловые связи121между темами.Основной призмой для освещения всех этих событий и тем могли бытькак модель "РФ-ЕС", так и модель "РФ-Германия" (рис.15). Простой пример:если в российских СМИ «Северный поток» упоминается в основном какгазопровод из России в Европу, то в выбранных немецких СМИ, несмотря нафильтры по словам "ЕС, Европа, европейский" «Северный поток» чаще всегопреподносится как газопровод "из России в Германию".
Количественныйанализ роли актора ЕС в выбранных материалах (главная, второстепенная,поверхностное упоминание) также показал, что Евросоюз хотя и играетважную роль в 83% материалов, модель "ЕС-РФ" вместо "Германия – РФ"является основной лишь для 28% статей. Что, в общем-то, логично: немецкиечитатели получают от СМИ прежде всего информацию о важности проектадля Германии, и лишь затем – но с завидной постоянностью – для ЕС. Приэтом любопытно, что газовый кризис в отношениях России с Украиной, незадевший немецких потребителей, представлялся преимущественно вконтексте "Россия – Евросоюз" (подробнее см. 1.3.)На рис. 14 и 15 нашел отражение тот факт, что актуальные события исоответствующие им новостные фреймы (news frames) в целом совпадают воценке немецких и российских журналистов. В свою очередь, выборвторостепенных тем разнится. Немецкие журналисты в качестве возможныхдополнительных тем затрагивали внутреннюю политику в России (в томчисле, нередко и ситуацию с правами человека в России), политику РФ надругих направлениях (например, в Средней Азии), а также проблемуэнергетической безопасности и энергетической независимости.
Все эти тритемы получали куда меньшее внимание со стороны российских журналистов,так как тематика внутренней политики и так известна российскому читателю(или же требует отдельного материала), ситуация в Средней Азии, с точкизрения российского читателя, является отдельной темой, а проблемаэнергетической безопасности видится по-другому (см. §2 Гл.
3).122Рис. 14. Графосемантическая модель представления энергодиалога между РФ иЕС в отобранных для исследования текстах немецких СМИРис. 15. Графосемантическая модель представления энергодиалога между РФ иЕС в отобранных для исследования текстах российских СМИ123В свою очередь, ведущими неновостными темами для российских СМИбыли: анализ ситуации на газовом рынке России и в мире (важная тема дляроссийского читателя, так как экспорт газа позволяет пополнять госбюджет),ситуация в Восточной Европе и политика на постсоветском пространстве(например, на белорусском направлении по сравнению с украинским), атакже в целом отношения между Россией и ЕС в национальном (РФ-ФРГ)или наднациональном (РФ-ЕС) аспекте. В свою очередь, в немецких СМИ,все наиболее значительные неновостные темы так или иначе связаны сполитикой: это интересы различных стран на постсоветском пространстве и вЦентральной Азии, проблема энергетической зависимости (от России посравнению с другими странами, более демократическими с точки зрениянемецких журналистов), а также в целом отношение к России и личноВладимиру Путину.
Таким образом, можно отметить, что в контекстеэнергетической политики политические аспекты в российской прессеосвещаются в меньшей степени – во всяком случае, уж точно не правачеловека, как это происходит в ряде текстов немецких СМИ. Как максимум –проблема либерализации виз между РФ и ЕС.Эту проблему неоднократно комментировали российские официальныелица, в том числе, дипломаты. «Первоочередными, на наш взгляд, могли быбытьдействиянаэнергосотрудничестваследующихвплотьдонаправлениях:созданиявукреплениеперспективеединогоэнергетического комплекса Европы.
Россия готова двигаться в этомнаправлениинапрозрачнойоснове,безполитизациивопросовсотрудничества в энергетической сфере»229, — резюмирует в 2013 году встатье, написанной для Journal of Common Market Studies Annual Review,глава МИД РФ Сергей Лавров.Стоит отметить, что собирая в один текст, обладающий семантическимЛавров С.В. Россия-Евросоюз: перспективы партнерства в меняющемся мире / Сергей ВикторовичЛавров [Статья; Электронный ресурс] // Journal of Common Market Studies Annual Review. – 2013. – 13августа.–Режимдоступа:http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/99770229124единством, различные темы, журналист тем самым создает у читателяощущение связи между ними – даже если с точки зрения бизнеса или веденияпроекта эти связи проследить сложно. Это значит, что (хотя каждыйконкретный случай нужно изучать отдельно), можно утверждать, что именнов подборе неновостных тем СМИ получают широкие возможности дляманипуляции массовым сознанием, с одной стороны, и пропаганды иприменению технологий «мягкой силы», с другой.1.2.