Диссертация (1155257), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Например,одобрение правительством строительства газопроводаИнформационные мероприятия или события, которые условноможно назвать «шоу» (церемония начала строительства газопровода,экспертный форум, саммит)Этапы технической реализации проекта (закладка труб, запусктрубопровода, готовность отдельного участка проекта)Пониманиеэтойклассификацииможетпомочьжурналиступодготовить тему для материала, а пресс-службе компании или профильноговедомства – быть готовыми заинтересовать прессу в публикации или помочьсподготовкойматериала.223Приэтомпредоставленнаяизданиюэксклюзивная информация (даже общего характера) или сочетание сразудвух типов (например, форум с визитом значимого политика и заявлениями)повышает значимость инфоповода для СМИ.Например, новость (о вхождении GDF Suez в проект Nord Stream) уженеактуальна, однако небольшой эксклюзив позволяет вновь затронуть этутему в публикации:«ОАО "Газпром" переходит к детальным переговорам поусловиям вхождения французской GDF Suez в проект Nord Stream.
Какстало известно "Ъ", компания просит дополнительных объемов газадля своих электростанций во Франции и место в совете директоровКак отмечает известный российский германист В.Б. Белов, для преодоления сложившихся в рядезападных стран негативных стереотипов о России, возможно системное «подбрасывание» корреспондентамзападных СМИ «интересных, но не вредных для имиджа России тем». (Белов В.Б. Указ. соч. – С. 57.)Энергетическое сотрудничество открывает для подобной работы обширные возможности.223112оператора проекта.
"Газпром" готов пойти навстречу французам приусловии, что российская монополия получит соответствующую долю взаводах СПГ или регазификационных терминалах GDF Suez.» (Ъ,29.06.2009)Впрочем, от привязывания материала к информационной повестке дняв большей степени зависит ежедневная пресса – в то время как в журнальныхматериалах может идти речь о газовой отрасли или ситуации в целом –примером могут послужить материалы о конфликте между Россией иУкраиной из-за транзита газа (Э, 05.07.2005) или положении на рынкегазового монополиста – компании «Газпром» (Spiegel, 03.01.2006).
Стоиттакже выделить «псевдо-поводы», которые используются журналистами длясоздания иллюзии релевантности темы. Это могут быть презентация,рядовыепереговоры,публикацииданныхконференции,опубликациикомпаниях,зарубежныхуточнениеСМИ,цифр/стоимости,утверждение/парафирование ранее согласованных документов. Рабочиемоменты (этап строительства, корпоративное взаимодействие, сварка труб),подтверждение ранее появившейся информации.
Например, в случае, когдаречь идет о каком-то документе, новостью может послужить его созданиеилифинальноеподписание,а«псевдо-поводом»–незначительноепромежуточное обсуждение. «Псевдо-поводом» можно считать и сообщениеновости значительное время спустя:«Полторы недели назад главы трех крупнейших энергетическихконцернов Европы - "Газпрома", BASF и E.ON - Алексей Миллер,Юргенхам Брехт и Вульф Бернотад подписали в Берлине соглашениеоб условиях реализации проекта строительства Северо-Европейскогогазопровода (СЕГ), трасса которого пройдет по дну Балтийскогоморя» (Э, 19.09.2005).Если анализировать динамику публикации журналистских материалов,можно отметить, что в целом за такой серьезной темой как реализацияпроекта газопровода «Северный поток» журналисты следили с непрерывным113интересом.
Анализ частотности и амплитуды публикаций позволяет сделатьследующие наблюдения (рис. 13).Российские СМИ писали о российском экспортном проектечаще. Даже несмотря на фильтры, использованные для отбора публикаций(см. главу 3.1.), можно видеть, что частота и непрерывность освещения темывыше у российских изданий.Несмотря на то, что развитие проекта газопровода «Северныйпоток» было планомерным и постепенным, растянутым во времени на первоедесятилетие XXI века, выделить единую тенденцию нарастания или спадаосвещенияпоступалиневпредставляетсякорпусвыборкивозможным.несинхронно.ОбъемыНеинформацииобнаруживаетсяиоднозначной зависимости между частотностью и интенсивностью освещениясобытий.Наоборот, интерес СМИ к теме то угасал, то оживлялся.
Всоответствии с процессуально-циклической моделью проекта и выделенныминами фазами, можно отметить, что наибольший интерес как российских,так и немецких журналистов вызвала фаза рассмотрения и утверждениярешения (с ноября 2002 по февраль 2010). Первые тексты появились уже впериод с 2002 по весну 2005 гг., когда создание и прокладка газопроводасуществовали еще только на бумаге, а АО Nord Stream еще не было создано.Однако уже в этот период можно наблюдать просыпающийся интересроссийских СМИ к потенциально значимому проекту экспорта российскогогаза. Освещение фазы реализации решения (февраль 2010 – ноябрь 2011)было менее интенсивным, хотя и оживилось ближе к запуску газопровода вконце 2011 года. При этом на стадии рассмотрения и утверждения решенияотчетливо выделяются два периода оживления: с лета 2005 по весну 2007 и слета 2008 до февраля 2010 (на графиках они отмечены соответственноцифрами1и2).Именнонаэтотпериодприходятсяосновныеинформационные поводы, выделенные нами в §1 Гл.
2: создание АО NordStream, критика со стороны стран Балтии и Польши, газовый конфликт11445004000123500300025002000150010005000120001000080006000400020000Рис. 13. Информационная динамика российских и немецких СМИ запериод с 01.12.2002 по 01.12.2011 гг. по общему числу словоупотреблений224Вверху: Российские СМИ (Коммерсантъ, Российская газета, Эксперт)Внизу: Немецкие СМИ (Spiegel, Süddeutsche Zeitung, FAZ)Цифрами 1 и 2 обозначены периоды «оживления» с лета 2005 по весну 2007 и с лета 2008 до февраля2010 (см. подробнее с. 114)224115между Россией и Украиной; назначение экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредерапредседателем совета АО Nord Stream; оживление критики в 2008 году,газовый кризис в отношениях России и Украины в 2009 году.Обращаясь к содержанию исследуемых текстов, можно отметить, чтопри освещении строительства газопровода также наблюдалось типичное дляжурналистов сужение дискурсивных пространств до отдельных тем,событийный и тематический фрейминг происходящего.
Освещая события,журналисты чаще всего сосредотачивались или на самом газопроводе, еговлиянии на окружающую среду, зависимости от политической воли ифинансировании, или на текущих или прошедших политических событиях,как то газовый кризис в отношениях РФ и Украины. Это признают и самижурналисты. Например, Süddeutsche Zeitung в материале от 3.01.2006отмечает, что, говоря об энергетике в ФРГ, почти всегда имеют в виду «двааспекта: цену и защиту окружающей среды». Впрочем, далее журналистотмечает, что «политикам и общественности пора уже принять во вниманиеи третий аспект: долгосрочное обеспечение безопасности поставок» –таким образом издание, пытаясь задать новый тренд, само скатывается вбанальность, так как энергетическая безопасность – это концепт, которыйвновь и вновь появляется на страницах немецкой печати.225При этом стоит отметить, что концепт энергетической безопасности(Versorgungssicherheit – безопасность обеспечения, Energiesicherheit –энергетическая безопасность, Liefersicherheit – безопасность поставок,Abnahmesicherheit – безопасность сбыта) встречается в исследованныхтекстах немецких СМИ 107 раз, в российских же – 70 раз, из них 57 в газете«Коммерсантъ» и преимущественно в случаях описания европейскойпозиции.
Такое расхождение обращает на себя внимание, учитывая, чтоИнтерес для исследователя также может представлять анализ частотности использования тех или иныхаспектов. Эти задачи выходят за рамки нашего исследования, однако в Приложении 5 можно ознакомиться свизуализацией частотности словоупотребления в массиве выбранных для анализа текстов на немецком и нарусском языках.225116энергобезопасность – не только важная составляющая энергетическойполитики ЕС, но и одно из ключевых направлений развития российскойэнергетической политике, согласно «Энергетической хартии» (см.
§1 Гл. 2).Подобное несоответствие пытается объяснить, например, в материале от05.06.2008 «Российский газ усыпляет бдительность Европы» корреспондент«Ъ» Александр Габуев отмечает, что «энергетический диалог Россия иЕвропа ведут на разных языках». В начале материала цитируется призывпервого вице-премьера РФ Игоря Шувалова: «Мы повторяем и будемповторять:Россияявляетсясамымнадежнымпоставщикомэнергоресурсов в мире.
Мы слышим упреки в том, что Россия используетэнергетику в качестве политической дубины. Это не так! Не бойтесьРоссии!». А затем приводятся слова зампреда правления "Газпрома" ВалерияГолубева: «Господин Голубев четко обозначил, что у России своепонимание энергетической безопасности: она настаивает на заключениидолгосрочных контрактов с формулой цены, которая отражает ростобщемировых цен на энергоносители».Ряд исследователей (А.Н. Баранов, В.Е.
Чернявская, Ю.В. Газинская)отмечают, что ведущую роль в конструировании политической реальности втекстах СМИ играет именно то, какие темы затрагиваются журналистами. «ВСМИ знания формируются за счёт аккумуляции общественно-политическихтем, содержание которых раскрывается во взаимодействии множества другихтекстов», – пишет Ю.В. Газинская, определяя тему в общественнополитических текстах как «аккумулируемую политическую реалию»226.А.Ю.
Шевченкосемантическиедаетследующееопределениетемы:«Темы,илимакроутверждения,посредствомособыхмакроправил(селекция, абстракция и операционализация) концептуально суммируюттекст, формируют его структуру и упрощают восприятие заключенной в немГазинская Ю.В. Тема как базовый элемент конструирования политической реальности Украины вдискурсе СМИ России и Украины / Юлия Валерьевна Газинская // Ученые записки Забайкальскогогосударственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2013. – Вып.
№ 2 (49). – С.176226117информации».227Проанализировав исследуемые тексты, мы предприняли попыткувыявить и систематизировать основные темы, из раза в раз коррелирующие свопросами строительства проекта газопровода «Северный поток». Выделитьвсе темы, упоминаемые в тексте, представляется крайне сложной задачей,однако можно отметить, что в информационных и аналитических материалахСМИ ключевые темы как правило обозначаются в заголовке, подзаголовке ипервых абзацах текста. Идентифицировать их помогают номинации,относящиеся к тем или иным событиям, людям или проблемам, а такжеупоминания времени и действующих лиц.В общей сложности экспертная оценка текстов позволила выделить пятьпроблемных областей, связанных с темой энергодиалога между Россией иЕвропейским союзом, в исследуемых материалах (табл.11): строительствогазопровода, газовый конфликт между РФ и Украиной, экономика (ситуацияна рынке газа), политический фон, бизнес газовых компаний.Каждая из проблемных областей включает в себя обширный круг тем.Например, для области «Строительство газопровода» это: церемонияначаластроительства,хронологиястроительства,ходпереговоров,аргументы «за» и «против» строительства, работа «на земле» – прокладкатруб, кадровая политика АО Nord Stream, финансовые аспекты (расходы настроительство и потенциальная выгода), экологическая безопасность наБалтике.Для области «Газовый конфликт между Россией и Украиной» это:наследие советской газотранспортной системы, транзит газа из РФ черезУкраинуидругиевзаимоотношениямистраны,РоссииссравнениедругимидиалогастранамиРФ-Украинанасопостсоветскомпространстве, споры о цене на газ, ситуация с забором газа и пр.Обширные возможности для описания и анализа представляет область«Ситуация на рынке газа» – фактически ключевые аспекты этой темы,227Шевченко А.Ю.